Файл: Формы государственного устройства ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Посредством права государственная власть осуществляет управление, контроль и подчинение его общества – народа данного государства воли и политическим интересам верхушки власти и реализует направленность политики в своих интересах.

При этом государство обеспечивает самую важную функцию – регулирование общественных отношений и обеспечение своего народа безопасностью. Все это государство реализует с помощью образования государственного аппарата, который состоит из государственных органов, каждый из которых выполняет свою порученную функцию и полномочия.

1.2 Содержание термина «форма государственного устройства»

Сегодня каждое государство имеет свой верховный правовой акт – Конституцию, где декларируется его содержание и форма осуществления политики устройства его системы функционирования.

Форма государства это формула осуществления функционирования государства, которая содержит три элемента - форму правления, государственное устройство и политический строй[8].

Таким образом мы имеем конструкцию, согласно которой государство – это конфигурация определенных элементов, которые влияют на конечное устройство государства.

В зависимости от того, каким образом и кем осуществляется власть в государстве о нем можно судить с точки зрения формы осуществления управления в нем.

В свою очередь форма правления в государстве включает в себя путь формирования центрального аппарата государственной власти и определяет систему и структуру его органов.

От того, каким образом и в соответствии с какими принципами осуществляется формирование государственного аппарата зависит степень участия граждан в осуществлении политической власти в государстве.

Как следствие, для каждой конфигурации государственных элементов существует свой набор принципов, по которым осуществляется формирование и осуществление порядка организации системы органов центральной и местной власти во всем государстве, определяются законы, по которым взаимодействуют между собой население и государственная власть.

В результате мы получаем совокупность элементов государственного механизма обеспечения целостной работы всей системы государственного механизма по определенному набору функциональных систем организации и реализации власти в каждом конкретном государстве с учетом его национальной и культурной специфик.


Каждая конкретная форма государства воспринимается и толкуется у правоведов по разному, исходя их критериев, которые ими берутся за основу. Приведем несколько примеров[9].

Так, В.М. Корельский считает, что «Форму правления государства можно воспринять в качестве организационного процесса по формированию ветвей власти, который выражается в форме осуществления его правления, устройства государственного функционирования и реализации вида политического режима»[10].

В свою очередь М.Н. Марченко определяет форму государства как «определённую совокупность конфигураций структурных ее элементов, которые оказывают ключевое воздействие на формирование политической идеологии в государстве и ее направление и способ взаимодействия с ее гражданами»[11].

Однако, в то же время М.Н. Марченко считает, что элементами формы государственного образования являются форма его государственного аппарата и форма политического строя, в противовес общей теории. Мы считаем, что от смены названия содержание сущности основных элементов государства не меняет своего значения и все это есть синонимичные понятия. Поэтому можно говорить как о трехчленной так и двух членной структуре формы государства[12].

Единой точки зрения на вопрос о структурных элементах государства не имеется, в прочем, как и на большинство вопросов во всем праве. Поэтому преобладающей считается то мнение, которое поддерживается большинством.

В нашем случае в вопросе об элементах права это традиционная трехчленная структура. При этом в советский период развития права содержание формы государства отождествлялось с его формой правления, то есть только лишь с одним его элементом[13].

Основанием подобного суждения являлось то, что в советское время была распространена идеология о том, что единственных основополагающим для формы государства элементом являлся вид политического уклада государства[14], при этом яростной критике подвергались основополагающие труды теории права таких известных правоведов как Бюрдо, Дюверже и Руффия[15].

Таким образом советские ученые-правоведы делали акцент на суверенитет государства, упуская из виду его внутренние основополагающие законы и принципы устройства. Так, согласно суждениям В. С. Петрова форма устройства государства есть его территориальное устройство государственной власти, характеризующееся видом взаимоотношений между органами власти и всем государственным аппаратом в целом[16].


Сегодня же, наоборот для права характерна и другая крайность – это преуменьшение значения определения элементов формы государства. Дело в том, что сегодня превалирует мнение, что элементы формы государства чересчур раздут и значение их преувеличено.

Говоря об этом В.Е . Чиркин утверждает, что в правовых источниках придается уж слишком большое значение содержанию понятия «форма государства». При этом очень часто происходи путаница самого содержании этого понятия и в него вкладывают как вид государства, так и просто политический уклад государства[17].

Именно по этой причине сегодня в праве стараются избегать чрезмерного употребления данного словосочетания и заменяют его сининимичными высказываниями тип «административно-территориальное деление» или «политический уклад жизни общества».

Достигая компромиссного решения в этом вопросе М.В. Корельский подразумевает под формой государства как территориальный орган, так и достижения в государстве общего баланса правления путем взаимодействия отдельных его компонентов[18].

О.О. Миронова тоже поддерживает данное суждение о том, что форма государства, это прежде всего баланс его государственных органов и процесс достижения этого баланса с помощью установления вида политической системы и формы политического устройства[19].

А.Б. Венгеров также анализирует данный термин и указывает на то, что конфигурация государственного и административно-территориального устройства соединяет в себе методику объединения народонаселения на установленной территории, а также вид его взаимоотношения посредством различных территориальных и политических организаций с государством в целом, а также взаимоотношение главных и местных органов власти и управления, разделение полномочий между ними[20].

Продолжая нить своего размышления далее В.Е. Чиркин также предлагает воспринимать государственное устройство страны как способ организации всех структурных его элементов для достижения оптимального его функционирования достижения политической уели и общего благосостояния его народа[21].

Именно по этой причине не нужно бороться за терминологические названия, потому как сущность их одна – достижения наиболее благоприятных условий при осуществлении управления государством.

При этом народи и политическая верхушка каждого конкретного государства сами для себя решают, какими способами и приемами для них будет наиболее благоприятно достигать поставленной цели.


Отталкиваясь от вышеописанных умозаключений можно сделать вывод, что форма государства это совокупность его структурных элементов, которые позволяют достичь благополучного развития этого государства.

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

2.1 Виды форм государственного устройства

Сегодня практика мирового применения государственного устройства выявила две эффективные и работоспособные формы устройства государства – это унитарная и федеративная[22].

Конечно же, в истории встречались и долгосрочные конфедерации, но правоведы толкуют данные виды устройства не как конкретного государства а союз суверенных государств, которые объединяются для достижения какой-либо цели на некоторое время, потому конфедерацию нельзя воспринимать как вид устройства государства[23].

В то ж время, на сегодняшний день косвенно под признаки конфигурации подпадает образование – Европейский союз, который осуществляет свое функционирование уже довольно длительное время, чем побуждает теоретиков права пытаться раскрыть сущность конфигурации как вид государственного устройства, вернее даже межгосударственного устройства.

В последнее время в мировом сообществе можно даже сказать, что модно заключать различные между государственные союзы, что вносит трудности к толкованию содержания их статуса.

Унитарное государство – это исторически первая форма государства, в составе которого не имеется иных государственных образований, но при этом данный тип государства может иметь административные единицы – области, округа и районы.

Федеративное государство – очень сложный тип государства, который состоит из нескольких государственных образований, которые в силу неких факторов объединяются для достижения общего благополучия и процветания.

Конфедерация – союз нескольких самостоятельных государств, сохраняющих свой суверенитет, но объединяющихся для достижения конкретных общих целей.

Сегодняшняя наука конституционного права воспринимает федерализм одновременно как принцип, режим и форму государственного устройства. Федеративное устройство государства позволяет достичь одновременно и целостности, и деления государственной власти при реализации деления государственной власти при условии наличия территориальной организации на нескольких уровнях.


При этом современные правоведы верно размышляют о том, что некоторые политико - территориальные виды государственного устройства имеют свое влияние не только на внутреннюю организацию государства, но и на его внешнюю характеристику.

Например, можно такое сказать о федерализационной форме государственного устройства, который является средством улучшения отношений также и между общественными негосударственными структурами, влияет на организацию мирового пространства и влияет на их согласованность[24].

Сущность федерализма также раскрывается и через общую согласованность всех уровней территориальной организации как государственных так и общественных органов власти и выступает сегодня как ключевая идея при перспективе реализации будущих тенденций в общественных, внутригосударственных и межгосударственных взаимоотношений, поиске путей их улучшения.

Один из исследователей теоретической модели федерализма Р. Абдулатипов разработал теорию о том, что федеративные взаимоотношения в своей юридической природе есть способ взаимодействия между гражданами и государством, который характеризуется стремлением обоих сторон правоотношений достигать целостности мира и гражданского согласия в области осуществления управления государством[25], ведь федерация – это одновременно государство в государстве, или множество государств в государстве, но которые сохраняют свой суверенитет частично.

Самое сложное федеральной модели государства – добиться равного правового положения всех его субъектов, не задев ничьих прав и интересов.

Исконно федерация происходит от латинского слова «федерато», что означает объединение[26]. Федерации могут образовываться не только в рамках государство ведения, но и как общественные объединения и союзы.

Например, в унитарных государствах федерализм проявляется децентрализованностью системы правления внутри этих государств. При этом в скором времени такое государств трансформируется в такое государство, которое уже будет занимать промежуточное место между унитарным и федеративным государством.

Таким государствам дают название полу федераций или квазифедераций[27]. Если говорить о сегодняшнем времени, то такими государствами можно назвать Италию и Испанию.

Помимо этого есть союзы между государственного характера, при котором государства сохраняют свой суверенитет. Такие союзы носят названия конфедераций. В настоящее время конфедерацией можно косвенно назвать такое объединение государств как Европейский союз.