Файл: Формы государственного устройства ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1 Государство как целостное правовое явление
1.2 Содержание термина «форма государственного устройства»
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
2.1 Виды форм государственного устройства
Предполагается, что в идеальных условиях все государства мира должны войти в этот союз и таким образом мы получим одно единое государства всего земного шара – всемирную федерацию[28].
Конечно же, подобные идеи носят скорее фантастические перспективы их реализации, но все же при идеальном раскладе достижение подобной затеи вполне реально. Подводя итог параграфу необходимо заключить, что форма государства все же есть набор некоторого количества элементов, которые оказывают ключевое влияние на способ формирования и влияния на государственное образование и устройство политической власти и взаимоотношений с его гражданами.
2.2 Россия как уникальное федеративное государство
Российское государство сегодня – это уникальный пример для подробного анализа федеративного устройства государства, не имеющего аналогов по всему миру. В своем формировании российский федерализм миновал три ключевых этапа:
1) образование федеративной базы в социалистический период (1918 - 1936 гг.)
2) закрепление фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937 - 1985 гг.)
3) тотальное изменение всего государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.
Федерализм был присущ исконно для российского государства. В царский период он проявлялся в виде наличия земель, губерний и уездов. Даже после революции 1917 года новые органы государственного управления не смогли избежать федерального устройства России, поэтому РСФСР была образована именно как федеративное государство с учетом самобытности народов, которые образуют государство РСФСР[29].
Утвержденная в июле 1918 года первая Конституция нового государства также отразила ее федеративное устройство и позицию системы государственного целостности РСФСР. Первоначально в РСФСР господствовала автономная форма самоуправления в виде республики, позднее были учреждены коммуны и автономные области.
Высшей формой организации позднее стала автономная республика, которая была автономна в принятии своих законов и осуществления своих интересов. При этом автономные рабочие коммуны и автономные области не имели атрибутов государственности в отличие от республик.
Вхождение РСФСР в состав СССР ознаменовал собой этап окончания становления самой Российской Федерации. В 1923 г. Воплощаются в жизнь самые широкомасштабные реформации форм автономии: упраздняются автономные рабочие коммуны, которые реформируются в автономные республики, появляется новая форма автономии - национальный округ (первым образован Коми-Пермяцкий)[30].
В Конституции РСФСР 1925 г.[31] проблемам автономии была посвящена целая глава, где были определены две формы автономии - автономная республика и автономная область и расписаны соответствующие их полномочия.
Принятая 21 января 1937 г.[32] Конституция РСФСР огласила наличие в составе России семнадцать автономных республик и шесть автономных областей, во всех автономных республиках были приняты собственные конституции.
Формирование федеративного устройства в период с 1937г. до утверждения Конституции РСФСР 1978 г.[33] имело сложный и разноплановый характер: в период Великой Отечественной войны образовалась организация по упразднению автономных формирований, заселенных представителями следующих национальностей: балкарцев, ингушей, крымских татар, поволжских немцев, чеченцев и других. После XX съезда КПСС снова начала возрождаться государственность репрессированных народов, их права восстанавливались; в связи с добавлением новых территорий в состав РСФСР вливались новые автономные образования.
Конституцией РСФСР 1978 г. декларировала, что в составе РСФСР наличествовало 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов. Значительным шагом в формировании РСФСР явилось принятие 12 июня 1990г. первым Съездом народных депутатов РСФСР Декларации «О государственном суверенитете РФСР»[34].
Распад СССР спровоцировал формирование сепаратистских идей в национально-государственных формированиях, входящих в состав Российской Федерации. На IV Съезде народных депутатов России была подтверждена важность поднятия юридического статуса во всех автономных республиках, упразднив из их названия слово «автономия», результатом чего явилось утверждение нового официального наименования этих республик - «республики в составе РСФСР»[35].
«Конституция – это самый важный для государства закон. Это особый нормативный правовой акт, который имеет высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства»[36]. Конституция принимается путем всеобщего равного референдума или учредительным собранием.
«В праве различают юридическое и фактическое понятие конституции. Юридическая конституция – системы правовых норм, которые регулируют определённый круг общественных отношений. Фактическую конституцию составляют реально существующие отношения»[37].
По форме конституции бывают двух групп учреждения: Писаные и неписаные. Писаные конституции – единый нормативно-правовой акт или совокупность конституционных законов. Писаные конституции в свою очередь делятся на кодифицированные и некодифицированные. Кодифицированные – состоят из одного нормативного правового акта – конституции. Некодифицированные – совокупность законов и других нормативно-правовых актов, имеющие нигде не закрепленное название «конституция».
Неписаные конституции – конституции, состоящие из норм конституционного характера, которые содержатся в конституционных обычаях и других актах. «Конституцию может составлять и принимать учредительное собрание (например, Конституция Франции, конституция Италии 1947 года), регулярным парламентом (например, Конституция Дании, конституция РСФСР 1978 года), съездом советов депутатов (Конституция РСФСР 1917 года), временным парламентом (например, Конституция ФРГ и ГДР 1949 года), народом (например, Конституция России 1993 года), главой государства (Конституция Германии 1871 года)»[38].
Конституция в отличие от других нормативно-правовых актов обладает высшей юридической силой, которая действует на территории всего государства, а также является базой для всего законодательства. Конституция закрепляет в себе форму государственного устройства, форму правления, политический режим и систему высших органов власти.
Конституция включает в себя различные права и обязанности. К ним можно причислить следующие: право личной неприкосновенности, тайна частной переписки; свобода труда и передвижения; свобода совести; свобода слова и печати; гражданское равенство; свобода собраний и союзов; право подавать петиции; право граждан принимать участие в народном и местном областном представительстве; в контроле за деятельностью властей, в политической и общественной деятельности страны.
Конституция отличается от других нормативно правовых актов порядком ее принятия. Принятие конституции происходит с соблюдением принципа гласности и при поддержании высокого общественного интереса. Вопрос о принятии конституции выносится на всегосударсвтенный референдум. Закон о порядке внесения изменений и дополнений в конституцию принимается парламентом.
Таким образом, можно сделать вывод, что конституция – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, которая распространяется на всю территорию государства.
Конституция является факультативным признаком, потому что она не обязательна для государства. Были в истории страны, которые существовали без конституции. Например, когда СССР распался в 1991 году, Украина стала существовать как отдельное государство, а конституция у неё появилась только в 1996 году[39].
Государственные символы – это закрепленные в конституции внешние знаки государства, которые выражают принципы государственной власти и государственный суверенитет. Государственные символы также являются факультативными признаками государства, а значит, не является обязательным. В государственные символы входит государственный гимн, герб, флаг и столица государства.
Таким образом, можно сделать вывод, что государственные символы, ровно, как и конституционные признаки не являются наиболее важными признаками государства.
Российская Федерация уже продолжительное время имеет статус самого обширного и протяженного государства на всей политической карте мира. Подобных России государств не было во всей истории. Кроме того, Россия объединяет под эгидой своего гражданства огромное количество населения, которое характеризуется самыми различными национальностями, традициями, обычаями и у каждого из них своя история. Россия объединяет самое большое количество субъектов, входящих в ее федерацию, и отдельно стоит выделить, что количество субъектов возрастает. Так, в 2014 году были присоединены Крым и Севастополь, что является гордостью для Российских граждан[40].
В составе населения страны «русские» составляют 85 процентов жителей, а остальные 15 процентов приходятся на многочисленных этнические группы, которые являются представителями зарубежных этносов[41].
Первой особенностью российского федерализма выступает как раз социальное содержание различных национальностей, которые одновременно олицетворяют и представляют государственное единство Российской Федерации.
Это объединение и сплочение огромного количества народностей вокруг «русского» народа, который выступает базой и основой для многонационального федеративного российского государства. Естественно, подобный симбиоз народов отражается и на содержании федеративных отношений, и на его структуре. Но главное – это неукоснительное следование принципу равенства каждого из народов.
Второй особенностью в федеративном российском государстве является особое сочетание территориального и национального начал. Так, к примеру, до принятия Конституции России 1993 года субъектами в России признавались только национальные государства и национальные образования.
В настоящее время к субъектам Российской Федерации также причислены края и города федерального значения, которые приравниваются к областям по предметам компетенции.
Третьей особенностью российского федерализма можно назвать сам возраст государства. Если считать от момента принятия Конституции 1993 года и установлению в ней основ государства как многонациональной демократической федерации, то России всего двадцать четыре года.
Не смотря на то, что формально на федеративное устройство российское государство взяло направление политики после Великой революции 1917 года, все же реальное развитие и установление федерализма проводится только с 1993 года.
Период с 1920 года и далее, до 1993 года для России характеризуются различными направлениями в политики, которые не всегда способствовали развитию федерализма в государстве[42]. Так, в период с 1920 по 1930 года господствовал командно-административный метод управления государством, где жесткая централизация и тоталитарный режим оттеняли в значительной мере элементы федерализма в стране.
Дальнейший период развития российского государства приходится на расцвет тоталитарного режима, который по своей сути никак не совместим с федеративной формой устройства государства. В данный период республики и края в составе СССР получили право на свободный выход из состава СССР, что и было сделано большинством субъектов, которые в настоящее время объединились в Содружество Независимых Государств (СНГ)[43].
Четвертой особенностью российского федерализма можно считать то, что долгое время российское государство развивалось не как договорная федерация, а как конституционная. Этот факт довольно сильно влиял, а именно ограничивал самостоятельность субъектов федерации в РСФСР.
При СССР в нашей стране субъекты союзных государств получили большую самостоятельность и права, но централизация сводила на нет принципы федерализма и проводило государство к унитарному типу устройства. Данные исторические факты необходимы для уяснения процессов становления федерализма в сегодняшней России, поскольку они послужили определяющими факторами для нюансов, которые присутствуют в России в настоящее время, о которых мы поговорим в следующей главе работы.
Россия в настоящее время проходит процесс преобразования из конституционной федерации в конституционно-договорную, что значительно расширяет сферы деятельности для решения дел внутри субъектов по своему усмотрению.
Пятой особенностью для современной России можно указать то, что федерализм для нашего государства является самой выгодной и приемлемой формой государственного устройства исходя из размахов территории нашего государства. Излишняя централизация приведет к ослаблению порядка в более отдаленных районах, а при унитарной форме государства невозможно уследить за всеми многочисленными субъектами и административными единицами внутри необъятной страны. На примере России очевидно, как федерализм выгоден для государства и как он является одновременно воплощением реализации демократии при осуществлении политики.