Файл: Теоретический анализ основ происхождения права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальные нормы первобытного общества выражались в мифологических системах, обычаях, ритуалах, обрядах и тому подобное. Они существовали в устной форме, в сознании людей, передавались из поколения в поколение. Право существовало в виде одобренных государством (в основном судами) повторяющихся, общественных отношений, которые приобретали правового характера и впоследствии закреплялись в письменных источниках (в частности, законах, правовых прецедентах, нормативных договорах)[5].

Если социальные нормы первобытного общества не знали разделения на права и обязанности, то право устанавливает общие разрешения, повеление, запреты, которые определяют границы общественных отношений. Благодаря такой определенности право обеспечивает знание субъектами своих прав, свобод, обязанностей, возможной ответственности за правонарушения.

В реализации норм первобытного общества значительную роль играл влияние силы авторитета, привычки, внутреннего убеждения, общественного осуждения. Иногда применялся принуждение, исходивший от всего рода (племени) в виде изгнания из общины, телесных повреждений, смертной казни. В государственно-организованном обществе право всегда предполагает наличие связанных с возможностью применения государственного принуждения санкций к нарушителям его норм.

Таким образом, анализ основных признаков права позволяет сделать вывод о закономерном возникновения и функционирования в обществе самостоятельной, принципиально новой нормативной системы - права, которая по своим существенными характеристиками (содержанием, способами регулирования, формами внешнего выражения, средствами обеспечения) отличается от всех предыдущих регулятивных систем , социальных норм к государственным обществ[6].

1.2. Понятие права, его черты как властного регулятора общественных отношений

На определенных стадиях развития человечества, в частности при первобытнообщинном порядке, государства и права не было. При первобытнообщинном строе существовали и определенные нормы поведения людей, так называемые социальные нормы. Такими нормами были обычаи, традиции, одновременно были и правилами полжизни, и предписаниями религиозного характера. Они устанавливались самым коллективом, передавались из поколения в поколение / например, уважать старших, выполнять распоряжения вожди 8 и старейшин, обычай кровной мести /. Выполнялись эти нормы не из страха перед властью, перед наказанием, а в силу общественного мнения, воспитанного с детства убеждения, привычки подчиниться этим правилам, установленным в интересах всего рода, племени, а потому целесообразным и справедливым[7].


Право, как и государство - категория и историческая. Оно возникает на определенной ступени развития человечества, когда расписание первобытно-родового строя приводит к расслоению общества на классы, к возникновению частной собственности и стремление экономически господствующего меньшинства, сложившееся с обогатились родовой верхушки, увековечить и укрепить свое поения. Экономически властвующий класс, организовал свою силу в государстве, провозглашает от имени общеобязательными те обычаи, которые соответствуют его классовым интересам, или, превращая свою волю в государственную, устанавливает новые общеобязательные правила поведения. Право неразрывно связано с государством. Ведь именно государство превращает волю господствующего класса на закон, делает ее государственной волей, устанавливая или санкционируя правила поведения, которые в своей совокупности образуют право. Она обеспечивает и реализацию правовых предписаний, функционирования общественных отношений в соответствии с ними, применяя при необходимости государственное принуждение, поскольку "право есть ничто без аппарата, способного принуждать соблюдать нормы права".

Угроза применения принуждения при невыполнении норм права отличает эти нормы от других социальных норм, в частности морали, обычая, норм общественных организаций. Исторически первым было рабовладельческое право, закрепляло частную собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. Раб считался вещью / объектом, а не субъектом права /. Господство рабовладельца над ним было неограниченным. Оно охранялось рабовладельческим правом с помощью жестоких санкций. Феодальное право закрепляло и охраняло общественные отношения, основу которых составляла феодальная собственность на землю и не полная собственность феодала на непосредственного производителя - крестьянина, прикреплялся к земле. В отличие от феодального и рабовладельческого права, было правом открытой неровности, буржуазное право, возникшее на базе капиталистической собственности на средства производства, формально признает рабочего субъектом права, независимым от капиталиста[8].

На самом деле, лишенный собственности на орудия и средства производства, рабочий вынужден "свободно" продавать свою рабочую силу на предлагаемых ему капиталистом условиях. Хотя с формальной стороны буржуазное право выступает как право свободы и равенства, фактически оно защищает интересы буржуазии.


Основанные на различных формах частной собственности рабовладельческое, феодальное и буржуазное право является правом эксплуататорским, что имеет целью защитить привилегированное составляете незначительного меньшинства и держать в повиновении большинство населения - эксплуатируемых Конечно, буржуазное общество, государство, право валы, особенно на ранних этапах развития, многие недостатков, отрицательных черт.

Но жизнь вносила свои коррективы и правовая система развивалась, совершенствовалась, достигнув нынешнего состояния и вида. Некоторые явления, государственное правовые, политические, социальные институты этого общества заслуживают внимания, использования и следующее развитие, одобрение и восприятие, другие - нет. Во всяком случае, на современном этапе капиталистические государства уже не являются - по своей социальной сути, формами правления, политическими режимами, правовыми основами, которыми они были в ХVШ-ХIХ вв. или даже в начале XX в. Расширилась их социальная база, значительно демократизировалось политическую жизнь, провозглашенные и придерживаются широкие демократические права и свободы всех людей, независимо от их социального положения, в большинстве стран высоким стал жизненный уровень населения.

Этого нельзя было сказать о социалистические страны, где на словах, в теории все было лучше, а на самом деле царила антидемократическое тоталитарное коммунистическая система, которая беспощадно душила человеческую индивидуальность, уничтожала свободное слово и мысль, ограничивала права граждан[9].

Право всегда связано с общественной жизнью человека. человек является носителем и основным потребителем его предписаний / норм /, а ее интересы и потребности - источником содержания правил поведения людей в обществе. Право обеспечивает общий порядок, проявляется в общественном поведении людей, учреждений, организаций и государства. Право проявляет себя как общий обязательный порядок, царящий над волей каждого человека.

Право можно рассматривать как согласованную социальную реакцию на постепенное развитие общества и усложнения общественных отношений. Поэтому право является одной из признакам, характеризующим человеческие общества, которые существуют на определенных этапах истории. Оно свидетельствует о появлении человеческих индивидов, которые обладают определенной социальной свободой (Право есть наличным бытием свободной (свободной) свободы. Система права - царство реализованной свободы. Право основывается на свободе): возможностью действовать, осуществляя сознательный выбор того или иного варианта поведения на основе социально признанных норм должного. Таким образом, содержание права как социального целого правовые нормы и принципы, которые взаимосвязаны между собой и образуют соответствующую структуру права - совокупность правовых норм, институтов, отраслей права. Содержание права является объективным, он формируется в результате повторяемости определенных общественных отношений в структурированном виде и предопределен конкретно историческими условиями, традициями, перспективами развития общества. Содержание права следует отличать ввод его сущности. Если сущность отражает внутреннюю природу права, его основные, определяющие качественные характеристики, без которых право вообще перестает быть правом, то содержание права - это выражение его сущности в многочисленных и разнообразных проявлениях, во всей системе повторяющихся общественных отношений.


Российская правовая мысль также не стоит на месте, отмечается своим разнообразием до подходов в понимании права. Вот лишь несколько из них.

Право является формой и степенью свободы, которая реализуется по принципу формального равенства. Сущность права заключается в формальном равенстве, который может быть осознана через единство трех составляющих: 1) общественных отношений; 2) свободы и 3) справедливости.

Таким образом, Ракул А.В. объединяет разнопорядковые составляющие в определении права, а именно общественные отношения, свободу и справедливость. Бесспорно это взаимосвязанные явления, однако их расположение именно в таком порядке также вызывает дискуссию. Исходя из позиции Ракул А.В., общественные отношения в данном случае порождают (или обеспечивают) свободу, а последняя должна определить справедливость. По нашему мнению, справедливость должна стать мерилом свободы, поскольку степень свободы личности имеет определяться справедливо. А свобода должна объединить членов общества на началах равенства.

Правовое регулирование - это провозглашения государством требований к человеку в форде правовых предписаний, с одной стороны, и выполнения лицом этих требований / правовых обязанностей / - с другой.

Право - совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил / норд / поведения, соблюдение которых обеспечивается ее принуждением.

Право - это специфическая форма регулирования поведения людей, совокупность правил поведения / норм, установленных или санкционированных государственной властью, выражающих интересы, потребности и надежды подавляющего большинства граждан, создали государство с целью защиты их прав, свобод и собственности, стабилизации общественных отношений, установление цивилизованного правового порядка в стране укреплению и развитию государства.

Право является юридическим основанием для возникновения государства. Государство не может существовать без права.

Общеобязательность правовых норм, их точность и формальная определенность, обеспеченность применение со стороны государства делают право важным инструментом регулирования общественных отношений, предоставляя им упорядоченности и стабильности.

Право, в отличие от других социальных норм - норм морали, норм общественных организаций и учреждений, религиозных норм, имеет свои особенности. Государство устанавливает или санкционирует право, выражает общечеловеческие интересы, потребности, определенные социальные устремления и желания большинства населения, закрепляет права и свободы граждан.


Выполнение провозглашенного государственной властью права обеспечивается силой государственного принуждения, который существует независимо от того, выполняются установленные правом правила общественного поведения добровольно или принудительно. Вне права, выполняются установленные правом правила общественного поведения добровольно, либо принудительно. Предписания права являются обязательными для всех людей, проживающих на территории государства. Для обеспечения этого есть необходимая сила государственного принуждения, входит в состав правовой нормы уже с момента ее провозглашения проявит себя тогда, когда правовая норма нарушена.

Для права характерны четкость определения прав и обязанностей, их надлежащее разграничение. Нравственные нормы, например, не всегда отличают права от обязанностей.

Право объединяет общество, людей в государстве, ведь все они подчиняются одинаковым требованиям права, между ними устанавливаются соответствующие правовые "отношения".

Право не имеет регулятивного влияния ни на мечты, ни на помыслы, ни на чувства, ни на отношение к религии, а только на общественное поведение людей, на поступки - активные или пассивные. Общественные отношения - это отношения человека с другими людьми, с различными общественными объединениями людей, государственными учреждениями, должностными лицами государства, и тому подобное. К общественных отношений, регулируются правом, относятся также и отношения, складывающиеся в семье, в коллективе по месту работы, в других постоянных или временных объединениях людей[10].

Когда речь идет о праве, то имеется в виду единая система правовых норм. В таком системном единстве правовые нормы действуют во взаимосвязи, взаимно дополняя друг друга своими предписаниями правил поведения. Следовательно, право е система норм, в этом его особенность.

Право определяет правила поведения в виде прав и обязанностей, содержание которых формально взаимоопределенными, то есть выраженным в соответствующей правовой форме / правовом акте /, характерной для определенной государственной власти. Формальная или юридическое определенность правил поведения заключается еще и в том, что они приняты государством в соответствии с существующими правилами, опубликованы, время их вступления в законную силу конкретно определен, названа территория, на которой они будут действовать, и круг лиц, на которых распространяется их действие.

Каждая юридическая норма для того, чтобы стать известной субъектам общественной жизни и вступить в действие, должна быть внешне выраженная и иметь место своего реального существования. Такими выразителями и носителями юридических норм выступают определенные источники / формы права /. Источники права - это способы внешнего выражения и закрепления юридических норм.