Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Оценка деятельности судов Российской Федерации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Судебная власть в системе разделения властей
1.2. Организационно-правовое обеспечение судебной деятельности в России
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
2.1. Оценка деятельности судов Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование социального и, самое главное, демократического государства становится невозможным без независимой и достаточно сильной судебной власти в стране. Ключевым критерием демократического режима любого государства считается реализация самостоятельной судебной власти, включая полную и контролируемую специальными органами независимость судей.
В настоящее время термин и суть судебной власти является одним из самых обсуждаемых вопросов в отечественной правовой литературе, поскольку верное понимание данного явления играет существенную роль в современных условиях. Отметим, что судебная власть представляет собой самостоятельную и независимую отрасль государственной власти, занимающуюся разрешением конфликтов в российском обществе в соответствии с действующим законодательством, а также контролирует эффективность выполнения правоприменительных и нормативных актов.
Важно подчеркнуть, что значение судебной власти раскрывается в положениях Основного закона страны. Так, Конституция России предоставляет гарантии каждому ее гражданину относительно защиты в судебном порядке его прав и свобод. Помимо всего прочего, каждый гражданин нашей страны может обжаловать любое принятое судом решение.
Добавим, что судебная власть обладает юридической силой лишь тогда, когда у нее появляется возможность существенно влиять на другие отрасли власти.
Начавшаяся в России в 1991 г. судебная реформа преследовала цель построения независимой и самостоятельной судебной власти. Эта реформа затрагивает непосредственно людей самых различных юридических профессий, а также судебные органы и прочие ведомства, включая Министерство внутренних дел, прокуратуру, адвокатуру.
Поводом для формирования идеологии судебной реформы выступили высшие нормативные источники Российской Федерации, а именно, – международные обязательства страны в плане организации процесса правосудия и, конечно, Основной закон государства.
Уровень и степень научной разработанности темы настоящего исследования стоит разделить на два аспекта. С одной стороны речь идет об анализе проблем судебной власти как единого, цельного конституционного правового института, а, с другой стороны, - о рассмотрении конкретных институциональных составляющих органов судебной власти. Указанные проблемы явились предметом исследований таких выдающихся ученых, как А.И. Александров, Л.Б. Алексеев, Н.В. Витрук, К.С. Гаджиев, В.Н. Голузо, В.Д. Зорькин, И.А. Исаев, Г.Н. Козырев, В.В. Лазарев, Р.С. Мулукаев, B.C. Нерсесянц, Б.С. Эбзеев, П.С Элькинд и др.
Исходя из вышесказанного, цель работы заключается в выявлении особенностей судебной власти в России. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие судебной власти с токи зрения принципа разделения властей.
- Охарактеризовать организационно-правовое обеспечение деятельности судебной власти в России.
- Описать современное состояние судебной власти посредством оценки деятельности судов и судей в РФ.
- Проанализировать проблемы судебной власти и определить пути их решения.
Объект исследования – институт судебной власти в России.
Предмет исследования – особенности организационного обеспечения деятельности судов в России, актуальные проблемы и возможные пути выхода из сложившейся ситуации.
Методологию исследования составили сравнительно-правовой метод, метод анализа, классификации и обобщения.
В работе были использованы нормативные правовые акты различной юридической силы, учебные пособия по конституционному праву, монография, научные статьи, электронные ресурсы.
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Судебная власть в системе разделения властей
На сегодняшний день понятие власти достаточно прочно вошло в общественное сознание, поскольку данное явление «расценивается как основная сила»[1], которая обеспечивает регуляцию разнообразных процессов и взаимоотношений в различных по численности группах. Кроме того, властные структуры помогают сохранять общество единым и целым.
Формирование истинно демократического государства невозможно без сильной и, разумеется, независимой судебной власти. Подчеркнем, что практическая реализация таких принципов судебной власти, как самостоятельность и независимость, считается сегодня «традиционным критерием правового государства и демократического политико-правового режима страны»[2].
С точки зрения А.П. Гуськовой, под судебной властью следует понимать независимую и самостоятельную ветвь государственной власти, разрешающую различные социальные конфликты, осуществляющую контроль за соответствием НПА Основному закону страны. По мнению С.А. Шейфера и В.А. Яблокова, судебная власть выступает как специфическое публично-правовое образование, обладающее самостоятельностью, включающее в себя совокупность органов государственного и муниципального уровней.
Исследователь Н.А. Колоколов утверждал, что феномену судебной власти присущи следующие черты:
- судебная власть – это один из «частных случаев проявления власти»[3], это одна из ключевых форм публичной власти, которая выступает в роли средства связи с народом;
- наличие властеотношений народа, поскольку присутствие судебной власти за пределами нации недопустимо;
- приказ субъекта, который осуществляет власть в судебном порядке, должен сопровождаться угрозой применения санкции ввиду неповиновения;
- безусловное подчинение нации суду - это особое подчинение его воле и власти;
- различные правовые нормы, которые устанавливают, что суд вправе отдавать приказы, а народ, в свою очередь, должен подчиняться его приказам.
Отметим, что на основании принципа «разделения властей Основной закон государства относит судебную власть к ветви самостоятельной»[4]. Так же, как и иные ветви государственной власти, она имеет специфические черты, например, то, что только «судебная власть в правовых формах может разрешать споры»[5] относительно вопросов компетенции.
На основании положений Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации:
- осуществляется исключительно судами;
- обладает полной самостоятельностью номинально, но при этом ФЗ №188 о мировых судьях регламентировал назначаемость данной ветви власти;
- реализуется благодаря применению права в процессе судопроизводства.
Помимо всего прочего, судебная власть отличается единством судебной системы страны, что обеспечивается посредством:
- закрепления принципов судебной системы в Основном законе и ФКЗ №1;
- соблюдения каждым судом единых, установленных на законодательном уровне правил ведения дела в судебном порядке;
- признания обязательности выполнения всех судебных решений, которые вступили в силу;
- закрепления принципа единства статуса судей на любом уровне судопроизводства;
- финансирования деятельности судей из федерального бюджета РФ.
Исходя из вышесказанного, можно отметить ключевые признаки судебной власти:
1. Судебная власть – особый вид государственной власти, осуществляемый государственными органами.
2. Судебная власть полностью принадлежит судам, органам, формируемым в установленном порядке из людей, которые в состоянии «осуществлять правосудие, реализовывая судебную власть также в иных формах»[6].
Укажем, что судебная власть в РФ принадлежит также «присяжным, народным и арбитражным заседателям»[7]. Согласно Всеобщей декларации прав человека 1948 г. всем гарантируется право на то, чтобы его дело рассматривалось гласно, при условии «соблюдения требований справедливости, независимости и беспристрастности»[8].
3. Исключительность данной ветви власти.
Самая важная функция судебной власти - осуществление правосудия – в соответствии с Основным законом страны принадлежит только суду, лишь судебные органы могут признать человека виновным в преступном деянии и назначить ему соответствующее уголовное наказание.
4. Независимость, самостоятельность, обособленность – неотъемлемые черты судебной власти. В ходе выполнения своих функций судьи, главным образом, подчиняются Основному закону РФ и федеральным законам.
Стоит отметить, что независимость судебной власти «подразумевает запрет для каждого судьи подчиняться влиянию, идущему от кого-либо»[9] в ходе рассмотрения определенных дел и принятия по ним решений, а также обязанность всячески противостоять любым попыткам подобного воздействия.
Что касается самостоятельности судебной власти, то данный признак подразумевает, что суд не делит возложенные на него функции с иными органами, а решения суда, в свою очередь, не требуют санкций или утверждения. Если говорить об обособленности судебной власти, то это значит, что суды образуют систему государственных органов, которая не включается в иную государственную структуру.
5. Процессуальный порядок деятельности.
Законом подробно урегулированы правила действий суда и принятия им решений в ходе рассмотрения определенных дел. Процессуальный порядок ориентирован на обеспечение законности всей деятельности органов, которые осуществляют судебную власть, на «справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы»[10], так или иначе, затрагивают судебную власть.
6. Осуществление полномочий посредством судебного производства. Отметим, что судопроизводство – это деятельность при условии законных оснований и поводов, которая «развивается в четкой последовательности, определенной процессуальным законом, и в процессуальных формах»[11].
7. Подзаконность судебной власти.
Это значит, что компетенция судов, включая их многочисленные полномочия, устанавливаются Основным законом РФ и иными федеральными законами. Добавим, что законодательные органы не имеют права вмешиваться в производство по некоторым делам, однако созданные ею законы в обязательном порядке должны соблюдаться судами.
К основным функциям судебной власти относятся:
- правосудие;
- судебный контроль в случае применения мер процессуального принуждения;
- верная и четкая интерпретация правовых норм;
- удостоверение фактов, которые имеют юридическое значение;
- разграничение конституционной и другой отраслевой правосубъектности граждан страны.
Важно указать, что современная Россия – яркий пример государства, где имеет место классическое разделение властей, но при этом судебная власть ввиду различных причин зависит от власти исполнительной. Подобная зависимость приводит к различным негативным последствиям для экономики, а также для общества в целом, в силу чего в стране периодически «возникают дискуссии о необходимости продолжения судебной реформы»[12].
Таким образом, можно сказать, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Судебная власть представляет собой систему судебных органов государства, которые вершат правосудие. Отличительными чертами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества отражены в нормах Конституции РФ. Обеспечение реализации предусмотренных Основным законом РФ прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти. Именно этим предопределено особое положение судов в государственном механизме.
1.2. Организационно-правовое обеспечение судебной деятельности в России
Как указывалось ранее, судебная власть в Российской Федерации осуществляется особыми государственными органами, а именно, - судами. Для успешного осуществления этой власти Конституция России наделила суды достаточными полномочиями.
Важно подчеркнуть, что в основе организации судебной власти лежат положения Основного закона страны, предусматривающие порядок назначения судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, включая судей федерального уровня, и определяющие, что судебная система России устанавливается помимо Конституции различными федеральными законами. Здесь имеет место организационно-правовое обеспечение судебной власти.