Файл: Роль мотивации в поведении организации (ПАО "НОВАТЭК").pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 493
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
1.1 Понятие и функции мотивации персоналом
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ ПАО "НОВАТЭК"
2.1 Общая характеристика компании ПАО "НОВАТЭК"
2.2 Анализ системы стимулирования сотрудников ПАО «НОВАТЭК»
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПАО «НОВАТЭК»
ВВЕДЕНИЕ
Понятие стимулирования тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расположение кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а следовательно, и методов стимулирования.
В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным стимулирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.
В наше время, на рынке труда появляются работники, обладающие достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием, т.е. люди с хорошей нравственной основой и пониманием труда. Однако шансов найти хорошую работу у них немного из-за возрастного барьера или отсутствия рекомендаций.
Для эффективного использования персонала разработаны системы управления персоналом. Они включают разветвленный ряд функциональных систем, призваны решать широкий круг задач по формированию трудового коллектива, его развитию, совершенствования трудовых отношений, стимулирования труда, обеспечение благоприятных условий для достижения высоких производственных результатов.
Стимулирование подразделяется на: внутренние и внешние движущие силы, которые побуждают человека к деятельности, задают формы и направляют ее на достижение определенных целей.
Осуществляя процесс стимулирования нужно ориентироватся на такие рычаги стимулирования, как: потребность, стимул и вознаграждение.
Итак, вопрос стимулирования персонала всегда будет актуальным в предпринимательской деятельности любого типа собственности.
Основной целью курсового проекта является совершенствование системы стимулирования труда работников компании ПАО "НОВАТЭК".
Объектом исследования работы является процесс стимулирования персонала компании ПАО "НОВАТЭК".
Предметом исследования являются теоретико-методологические основы исследования системы стимулирования персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы стимулирования;
- выделить имеющиеся на предприятии трудовую и статусную систему стимулирования;
- проанализировать структуру заработной платы и других компенсационных расходов компании ПАО "НОВАТЭК";
- разработать мероприятия по улучшению стимулирования персонала компании ПАО "НОВАТЭК" на основе обоснованных решений.
Информационную основу исследования составляют документы: годовые бухгалтерские балансы за 2017 – 2018 годы и другая отчетная информация.
В работе применяются методы обощения, анализа, систематизации исследуемых материалов.
Список источников, которые были использованы при написании отчета, прикладываются в конце отчета.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
1.1 Понятие и функции мотивации персоналом
В настоящее время в практике оценки персонала используются различные подходы, часть из которых основана на применении экспертных и количественных методов. Большинство исследователей считают, что экспертный подход, который имеет продолжительный опыт использования, при всех своих достоинствах отличается высокой субъективностью, зависимостью результатов оценки от личностных качеств эксперта [2, с. 1].
Стимулирование персонала на предприятии связано с научной организацией труда, входящую в нормирование труда, которое представляет конкретное определение трудовых обязанностей работника и качественных и количественных результатов труда. Формирование системы стимулирования персонала должно подчиняться определенной методике, разработанной для каждого предприятия индивидуально, которой необходимо придерживаться. Цели анализа кадрового потенциала должны четко сформировать стратегии, которые будут обеспечивать стабильное положение на региональном рынке, но при этом существует ряд проблем, решение которых будет требовать тактических действий в сферах социально-экономической деятельности [1, с. 12].
В первую очередь на мотивацию персонала большое влияние оказывают внешние и внутренние факторы мотивации. Внутренние факторы - это творчество и самореализация, а внешние - доход и движение по карьерной лестнице. Следовательно, внутренние факторы будут удовлетворять уже имеющимся условиям и объектам. В свою очередь внешние будут способствовать получению недостающих благ и созданию условий.
Важным фактором, который непосредственно воздействует на стабильность коллектива и стимулирует повышение результативности труда, также является компенсационный пакет, который предлагают компаниями своим работникам.
Рис. 1. Функции мотивации персонала
Мотивация занимает ведущую роль в производительности труда, а также в эффективности организации в целом. Четкое знание структуры и мотивов различных категорий работников позволит избежать многих серьезных ошибок в управлении и создать соответствующие условия для реализации творческого потенциала каждого работника [3, с. 55].
Таким образом, для формирования мотивации и стимулирования работников организации руководителю необходимо придерживаться чётко сформированных правил:
- определение целей;
- формирование долгосрочных и краткосрочных планов мотивации и стимулирования персонала, ориентируясь на внешние и внутренние факторы мотивации;
- непосредственно сам руководитель должен вести себя достойно, правильно настраивать и воспитывать своих сотрудников.
1.2 Управление мотивацией
В настоящей статье рассмотрим такие близкие понятия как - стимул и мотивация. Понятие «стимул» применимо, как правило, для обозначения поощрения (материального или морального), т.е. стимулирование - это внешнее воздействие на сотрудника, т.е. оно не подразумевает индивидуального и глубокого анализа работника. Слово «стимул» имеет латинское происхождение и обозначает название палки для погона скота. Стимул можно рассматривать как дополнительный инструмент воздействия на сотрудника, не смотря на это, в большинстве организаций этот инструмент занимает ведущую роль. Стимул - побудительная причина поведения, заинтересованность в совершение чего-либо. Совокупность действий, являющихся средством удовлетворения в большей степени финансовых (материальных) потребностей работника - называется стимулированием труда.
Понятие «мотивация» имеет более широкое применение и охватывает все стороны поведения сотрудника. Сам процесс мотивации представляет собой побуждение сотрудников к трудовой деятельности для удовлетворения личных интересов и потребностей одновременно с достижением целей предприятия. Мотивация - совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, ее деятельностью [1].
Другими словами можно сказать следующее: мотив - это своего рода толчок, вызывающий побуждение совершению действия ради реализации своих интересов и достижения целей, соответствующих внутреннему состоянию индивида, в то время как стимул - конкретный желаемый объект. Мотивация- внутренний процесс, а стимулирование - внешний.
В настоящее время набирает популярность две концепции мотивации - процессуальные и содержательные. Содержательные теории идентифицируют, что во внутриличностной или производственной среде побуждает к данному поведению. Процессуальные теории описывают сам процесс мотивации.
Для грамотного управления мотивацией и стимуляцией персонала на предприятии нужно учитывать на какой период будут выстраиваться отношения, которые будут удовлетворять потребности обеих сторон.
Как правило, руководство формирует 2 вида стимулов - краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочный стимул обычно связан с конкретной деятельностью сотрудника, как правило, это реализация производственных планов и проектов. Такая мотивация оказывает влияние на качество выполнения работ персоналом. Долгосрочный стимул - заключается в общих целях работника и работодателя. Долгосрочная мотивация способствует достижению определенных профессиональных целей.
Если поставленная задача сотруднику не интересна, то он не будет в достаточной мере мотивирован. Как правило, в таких случаях стремится отказаться от задачи или переложить её (если имеет возможность) на другого сотрудника. Одним из инструментов воздействия может послужить материальное стимулирование в виде премий или штрафных санкций, которые приведут к сокращению заработной платы сотрудника. Стимулирование также хорошо работает если необходимо выполнить срочную работу или решить неординарную ситуацию, которая может потребовать дополнительных затрат сил и ресурсов работника.
Но не всегда стимулирование носит финансовый характер, в отдельных случаях целесообразны нематериальные стимулы. Это может быть вербальное поощрение сотрудника перед коллективом, размещение фотографии сотрудника на стенд лучших сотрудников, публикация в печатных изданиях о достижениях сотрудников, а также вручение медалей, орденов и грамот. В исключительных случаях руководитель, видя потенциал сотрудника, дает стимул авансом, из расчета на то, что это повысит в дальнейшем сотруднику мотивацию и увеличит его производительность.
Для грамотного мотивирования сотрудника необходимо провести ряд мероприятий направленных на выявление его потребностей. Для того чтобы разобраться в этом вопросе обратимся к иерархической теории Маслоу [2]. Из теории Маслоу можно сделать вывод о том что имеет место быть общая закономерность, единая для всех людей, которая побуждает от основополагающих физиологических потребностей к постепенному переходу к необходимости самореализации т.е. к высшей духовной потребности человека, вверх по ступенькам «пирамиды» потребностей.
Пирамида Маслоу состоит из 5 ключевых уровней потребностей-мотиваций человека (Рисунок 1).
Потребности высших уровней имеют актуальность в случае, если удовлетворены базовые - физиологические потребности и потребности в самосохранение.
Из всего вышесказанного следует, что мотивация и стимуляция играет очень важную роль в руководстве персоналом, и поэтому руководитель должен помнить о конкретных правилах, следуя которым, он достигнет повышения эффективности управления [4]. В первую очередь руководитель должен поставить конкретную цель перед каждым подчиненным. Также необходимо проводить мероприятия направление на стимулирование и мотивирование отталкиваясь от внутренних и внешних факторов мотивации. Руководитель должен оставаться эталоном для своих подчиненных и избегать ошибок, которые совершал ранее.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ ПАО "НОВАТЭК"
2.1 Общая характеристика компании ПАО "НОВАТЭК"
ПАО «НОВАТЭК» и его дочерние общества (далее совместно именуемые «Группа») является независимой нефтегазовой компанией, занимающейся приобретением, разведкой и разработкой участков недр, а также добычей, переработкой и реализацией углеводородного сырья на лицензионных участках, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – «ЯНАО») в Российской Федерации. Группа поставляет природный газ на внутренний рынок Российской Федерации и жидкие углеводороды как на внутренний рынок России, так и на международные рынки.
Группа реализует свой природный газ на внутреннем рынке России по нерегулируемым ценам (за исключением поставок населению), однако бо́льшая часть природного газа, реализуемого на российском внутреннем рынке всеми производителями, продается по ценам, устанавливаемым Федеральной службой по тарифам – федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации. Объемы реализации природного газа Группы подвержены сезонным колебаниям, что связано в основном с погодными условиями на территории Российской Федерации, и достигают максимального уровня в зимние (в декабре и январе) и минимального уровня в летние (в июле и августе) месяцы.