Файл: Офис управления проектами: функции, структура, особенности формирования (АО «Калужский турбинный завод»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика офиса управления проектами
1.1 Понятие и структура офиса управления проектами
1.2 Характеристика функций проектных офисов
1.3. Особенности формирования отдельных типов проектных офисов
Глава 2 Анализ создания офиса управления проектами на примере конкретного предприятия
2.1 Необходимость в организации офиса управления проектами в АО «Калужский турбинный завод»
2.2 Результаты изучения опыта разработки и внедрения офиса управления проектами
2.1 Необходимость в организации офиса управления проектами в АО «Калужский турбинный завод»
АО «Калужский турбинный завод» в настоящее время является одним из крупнейших в Европе машиностроительных комплексов по выпуску оборудования для нефтяной, газовой, атомной и химической промышленности.
В состав объединения входят четыре специализированных производства: химического оборудования, ГПА и компрессоров, атомных энергетических насосов и комплектующего оборудования, заготовительной и межзаводской кооперации.
На сегодняшний день на предприятии работает около 12 000 человек.
Основным подразделением, обеспечивающим создание инновационных разработок в рамках НПО, является специальное конструкторское бюро турбокомпрессорных машин (СКБ ТКМ), в котором ежегодно реализуются проекты различного масштаба и степени сложности.
Однако ситуация в организации сложилась таким образом, что процесс управления проектами недостаточно эффективен и не существует отлаженных механизмов для чёткого контроля и координации текущих проектов. Основная проблема заключается в том, что ответственные за результаты конструкторских разработок специалисты перегружены работой и должны контролировать одновременно несколько заказов. Очевидно, что отсутствие баланса между оперативной и проектной деятельностью негативно сказывалось на эффективности работы и результатах проектов.
В основе организационной структуры СКБ ТКМ лежит иерархическая функциональная модель, обеспечивающая управление через систему менеджмента. Ключевым элементом такой системы являются менеджеры среднего звена — начальники конструкторских отделов, в непосредственном подчинении которых находятся сотрудники СКБ ТКМ. Существующая организационная структура СКБ ТКМ имеет следующие преимущества:
- стимулирует деловую и профессиональную специализацию;
- уменьшает дублирование усилий и повышает эффективность использования ресурсов в функциональных областях;
- улучшает координацию в функциональных областях.
В итоге ответственность за результат вынуждено концентрировать высшее руководство СКБ ТКМ.
После изучения опыта ведущих предприятий, где был реализован проектный подход, мы пришли к выводу о необходимости внедрение подхода «управление на основе проектов» и построения проектного офиса как решение проблемы эффективности управления и контроля проектов.
Как показал опыт предшественников, при переходе к деталям создания проектного офиса согласие среди заинтересованных лиц быстро исчезает, и у каждого появляется своя, отличная от коллег точка зрения. Отсутствие консенсуса по поводу деталей обусловлено достаточно большим количеством факторов, влияющих на успешность внедрения технологии проектного офиса, таких как:
-технологическая зрелость компании,
-готовность компании к внедрению базовых принципов проектного менеджмента,
-наличие различных организационных проблем в самой компании,
-конфигурация управленческой структуры и др.
Во многих компаниях управление проектами выделено в отдельное направление деятельности и в организационном плане - в отдельные образования. Если с формальной точки зрения создание проектного офиса не представляет собой особой проблемы, то этого никак нельзя сказать о методологии работы проектного офиса. Как показал опыт, наличие детально прописанных процедур взаимодействия подразделений компании с проектным офисом не гарантирует их жизнеспособность, поэтому основная задача: четко описать требования и создать необходимые условия для развития ОУП.
Принимая во внимание, что руководство СКБ уже хорошо понимает, что никакие изменения не дают сиюминутной прибыли, но позволяют бизнесу развиваться и улучшить показатели через год-два, то созданный проектный офис заживет и даст значительный эффект в виде увеличивающейся прибыли.
В условиях сложившейся организационной структуры СКБ ТКМ предполагается, что ОУП:
-должен стать централизованным органом, который будет выступать в роли координационного центра в части управления проектами;
-призван осуществлять поддержку качественных и количественных аспектов финансово-ориентированного управления проектам.
В дальнейшем ОУП может быть преобразован в единый корпоративный проектный офис, который обеспечит качественные и соответствующие методологии коммуникации между подразделениями СМНПО при реализации проектов и единую проектную инфраструктуру для достижения необходимых результатов (Приложение 1).
Главной целью существования ОУП нами было определено: повышение эффективности управления проектами в части планирования, организации и исполнения, качественно, в рамках плановых сроков, утвержденного бюджета при оптимизации распределения ресурсов.
К ключевым функциям ОУП СКБ ТКМ следует отнести:
-центральный офис для руководства и управления инструментами проекта;
-централизованное управление для всех проектов ОУП;
-централизованный конфигурационный менеджмент для всех проектов ОУП;
-централизованный репозиторий;
-централизованное управление общими и уникальными рисками всех проектов;
-централизованная координация управления коммуникациями между различными проектами;
-централизованный мониторинг всех бюджетов и графиков проектов ОУП;
-общие и координированные ресурсы всех проектов, управляемых ОУП;
- определение и разработка методологии, методических рекомендаций, наилучших практик, стандартов управления проектами и других руководящих материалов по управлению проектами;
-управление принципами, процедурами, шаблонами проектов и другой общей документацией;
-анализ исполнения проектов и соответствия процессов управления проектами принятым методологиям и шаблонам;
-разработка и ведение компьютерных моделей проектов;
-формирование и рассылка отчетности по проектной деятельности;
-ведение архива проектов - накопление, хранения и предоставление согласно утвержденному регламенту документации по проектам (Уставы, План-график, паспорта мероприятий);
-обучение и консультации РП, менеджеров проектов и членов проектных команд;
-координация общих стандартов качества проектов между менеджером проекта и любым внешним или внутренним сотрудником, отвечающим за качество, или организацией, следящей за соблюдением стандартов.
Ожидаемый эффект от внедрения ОУП:
развитие и укрепление компетенций по управлению проектами в рамках всей организации или в отдельности каждого сотрудника;
развитие и укрепление навыков по управлению проектами и знаниями, посредством обучения или наставничества;
выработка общего подхода к управлению проектами во всей организации, основанного на лучших мировых практиках;
снижение перерасхода средств и ресурсов в рамках исполнения проектов и программ, увеличение скорости их реализации и повышение качества работ по проектам;
повышение удовлетворенности клиентов путем достижения результатов;
накопление базы знаний по управлению проектами, за счет обеспечения правильного документооборота по проектам и формированию архивов;
• централизация и консолидация всей информации по текущим и завершенным проектам, программам и по портфелю проектов в целом. Предоставление наглядных и сводных отчетов, как по конкретному проекту, так и по всем проектам, в различных разрезах.
2.2 Результаты изучения опыта разработки и внедрения офиса управления проектами
Методология управления проектами полностью внедряется в жизнь компании и начинает давать ощутимые результаты после ее автоматизации средствами специализированных решений - корпоративных систем управления проектами (КСУП).
Пользователями КСУП являются практически все сотрудники компании, вовлеченные в проект, включая руководителей подразделений, менеджеров проектов и исполнителей конкретных проектных задач. Для них система — это удобный рабочий инструмент, позволяющий планировать работы, отслеживать проектную загрузку сотрудников и финансовое состояние проектов, выстраивать процедуры проектного взаимодействия и получать прозрачную, достоверную и своевременную отчетность по проекту.
Исследование состояния вопроса показало, что при создании ОУП в большинстве случаев ставились задачи:
- навести порядок в своевременном завершении проектов и получении ожидаемых результатов;
- выполнение функции наставника для исполнителей проектов, способствуя, тем самым, обеспечению согласованности и стандартизации применяемых ими процессов и методов;
- служить средством защиты от неконтролируемых или явно лишних проектов.
Задачи реализовывались через авторитарные подходы, принуждая исполнителей
проектов применять единые методы и процессы, то есть выполняет своеобразные полицейские функции. Поэтому ОУП, созданный ради выполнения любой из перечисленных выше функций, со временем перестал оправдывать возлагавшиеся на него ожидания [2-4]. Безусловно, поначалу ОУП играет положительную роль, и сторонники его образования обычно довольны достигнутыми результатами. Однако вскоре, ОУП начинает испытывать неприязненное отношение к себе со стороны функциональных подразделений, команд исполнителей проектов и отдельных специалистов, стремящихся восстановить собственную самостоятельность.
Результаты анализа опыта внедрения ОУП:
- Если основной функцией ОУП является стандартизация методологии управления проектами, то полезность такого офиса со временем снижается.
- Если ОУП сформирован из работников служб и подразделений, занятых производственными проблемами, он со временем перестает обращать должное внимание на рыночные аспекты деятельности организации.
- Если в уставе ОУП не сформулированы должным образом те задачи, которые он призван решать, то хотя ОУП укомплектован необходимыми специалистами, обладает верной информацией и владеет нужными методами, но его работа не принесет ожидаемых результатов.
Проектные офисы оказывают:
- финансовое влияние за счет:
о обеспечения стандартной методологии управления проектами;
о принятия на себя ответственности за составление отчетов о процессе и проекте, слежение за ними;
о гарантирования того, что похожие проекты выполняются одинаковым образом; о обладания информацией, необходимой для ускорения или замедления процесса; о обеспечения процесса распределения ресурсов и управления производительностью;
о обеспечения непосредственной связи проектов со стратегией компании и оперативными планами.
- стратегическое влияние за счет:
о непосредственной связи проектов со стратегией компании и оперативными планами;
о обеспечения стандартной методологии управления проектами; о субсидии/поддержки высшего менеджмента; о гарантии поддержки проектами цели бизнеса или стратегии; о стандартизации проектных процессов, методов отбора, управления приоритетами и выполнения проектов;
о гарантирования того, что похожие проекты выполняются одинаковым образом. Чтобы быть эффективными, усилия по совершенствованию управления проектами должны:
- увязывать цели организации с принятыми стратегиями, а сами стратегии - с портфелями проектов;
- указывать, насколько правильно выдержан в портфеле проектов баланс между проектами, относящимися к производственным и рыночным аспектам деятельности организации;
- обеспечивать:
о вовлеченность высшего руководства организации в реализацию портфеля проектов;
о скорейшее завершение проектов с целью скорейшего выхода на рынок с новыми товарами или услугами; о достижения конкурентных преимуществ,
о решение финансовых проблем компании путем сокращения затрат и ускорения окупаемости инвестиций.
ОУП не приносят компаниям быстрых результатов или немедленной, поддающейся количественному определению экономии. Компании, в которых есть проектные офисы, сообщают, что они вовсе не обязательно позволяют получить простые в использовании методы оценки производительности и сокращения расходов.
Из двух существующих в настоящее время подходов к формированию ОУП, которые используются при выполнении проектов, мы выбрали модель производительности, направленную на содействие организации в достижении стоящих перед нею целей. В рамках данного подхода любой проект, который не способствует продвижению организации к стоящим перед нею целям, рассматривается как пустая трата сил и средств. В результате, хотя сдерживание затрат не является основной целью повышения производительности организации, но, тем не менее зачастую он обеспечивает более значительное сокращение проектных расходов. Когда цель состоит в повышении производительности, гораздо проще выявлять все лишние расходы. Кроме того, при использовании этого подхода нет ограничений в части повышения экономической эффективности работы ОУП.