Файл: Понятие и признаки государств ( теорий происхождения государства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
Введение
Современное общество немыслимо без государства, которое играет значительную роль в его жизни. Вместе с обществом развиваются все его институты, одним из которых является государство. Развитие – естественный исторический процесс, происходящий по объективным законам. Среди этих законов, точнее, проявлений их действий, есть и функции государства. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является изучение понятия и признаков государства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность государства;
- проанализировать принципы государства.
Предметом исследования выступает понятие и признаки государства.
Теоретической базой являются учебники, учебные пособия и монографии российских и зарубежных ученых, публикации в периодических изданиях.
Интерес к изучению понятия государства проявляют не только зарубежные авторы, но и отечественные исследователи. При написании данной работы в теоретическую основу легли работы, таких научных деятелей как: Жинкин С.А.,Лазарев В.В., Малько А.В, Марченко М.Н., Смоленский М. Б. и д. р.
В процессе написания работы использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, абстрактно-логический анализ, системно-структурный анализ, сравнительно-сопоставительный метод, метод классификации, обобщения, описания, системно-структурный метод и другие.
Курсовая работа состоит из следующих элементов: введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.
В первой главе рассмотрено понятие и сущность государства. Также уделяется внимание изучению теорий происхождения государства.
Во второй главе представлены основные признаки государства.
Глава 1. Понятие и сущность государства
1.1. Понятие государства
Пока нет единого определения такого понятия как «государство». Практически все источники содержат различные интерпретации. Общим для них является то, что они содержат в себе характеристики государства: территорию, людей и государственную власть[11, с. 7]. Учитывая, что последнее, как правило, направлено, прежде всего, на защиту интересов определенных классов, национальностей, слоев и элит, можно вывести следующее обобщенное понятие государства. Это организация власти, возникшая и развивающаяся в результате экономических, социальных, культурных, духовных, политических и иных преобразований, способствующая реализации национальных, классовых, религиозных и иных интересов на определенной территории. Государство - это система управления обществом, имеющая определенную структуру и механизм взаимодействия его элементов [12, с. 6].
С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли, поскольку на различных этапах истории человечества на первый план выходили те или иные его функции и свойства.
Так, Аристотель рассматривал государство как воплощение разума, справедливости, красоты и всеобщего благополучия. По его мнению, это отражение родовой сущности человека как «политического животного», стремящегося к «совместному сожительству»[28, с. 8].
В европейской политической науке можно выделить два образа государства[27, с. 12]: 1) понимание государства как особого типа, возникшего ради общего блага, счастливой жизни, и 2) интерпретация государства как совокупности институтов публичной власти, чиновничества, бюрократии.
Природа и социальное назначение государства в политической науке понимаются неоднозначно.
Государство-это форма человеческой ассоциации, отличающаяся от других социальных групп своей целью, установлением порядка и безопасности; своими методами, законами и их обеспечением; своей территорией, территорией юрисдикции или географическими границами; и, наконец, своим суверенитетом. Государство состоит, в основном, из соглашения отдельных лиц о средствах разрешения споров в форме законов[7, с. 12].
Салмонд определяет государство как «объединение людей, созданное для достижения определенных целей определенными средствами» [16,с. 18]. Государство является важнейшим из всех объединений и отличается от всех своими функциями. Главные цели, для которых люди ассоциируют государство:
- предотвращение войны;
- отправление правосудия.
Средством достижения этих целей является физическая сила государства.
По словам Холланда« государство – это политическое общество. Далее он пишет, что общество-это естественная единица большого числа людей, объединенных общим языком и общим языком, а также сходными обычаями и мнениями, вытекающими из общей родословной, религии и исторических обстоятельств» [5, с. 14].
Гроций определяет государства как «полный союз свободных людей, которые объединяются для того, чтобы пользоваться законом и ради общественного блага» [23, с. 12].
Происхождение государства было излюбленным предметом спекуляций. Греки организовывали города-государства, которые, по их мнению, имели божественное происхождение. Позднее спекулянты не убедились в божественном происхождении государств, объяснявших возникновение политического общества гипотезой «первоначального договора», теорией которого Гюго Гроций был главным сторонником [6, с.17]. Однако впоследствии эта теория была доказана последующими мыслителями как излишняя и несостоятельная.
Необходимо отметить, что понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые[5, с. 28].
1.2. Сущность государства
Сущность государства выражается в его функциях, то есть основные направления его деятельности. Функции государства нельзя рассматривать отдельно от конкретной исторической ситуации, в которой действует каждый тип государстваи его модификации.
В теории государства одним из наиболее распространенных и важных вопросов считается рассмотрение понятия «государственные функции», их классификация и виды. Объяснить важность этого вопроса можно тем, что, прежде всего, с помощью выполняемых страной ролей берет на себя ее социальную миссию.Кроме того, от его функций зависит строение внутренних органов и аппаратов.Фактически структура деятельности органов власти в данном случае определяется отношениями в обществе, которые подлежат обязательному регулированию органами власти [18,с. 37].Понятно, что изменение хотя бы одной функции государства оказывает влияние на деятельность его подразделений: приходят и упраздняются подразделения, разрабатываются новые концепции управления.
Стоит отметить, что не существует единого определения понятия «функция государства», поскольку это понятие можно рассматривать под разными углами [24, с. 21].Более того, многие исследователи по-разному дифференцировали функции, задачи и методы воздействия.
Некоторые исследователи считают, что под функцией государства необходимо понимать не какую-то деятельность, не разделяя деятельности правительства и конкретных шагов, которые оно предпринимает [2, с. 39].Важно понимать, что любое определение функций государства нельзя однозначно считать правильным или, наоборот, неверным.
Анализируя различные тематические источники, легко заметить, что классификация той или иной страны как функции власти достаточно субъективна.Кроме того, однозначно производится причисление функции государства к какому-либо конкретному типу [31,с. 39].Сегодня при изучении юридической литературы можно отметить совершенно противоположные взгляды на классификацию выполняемых ими ролей в регулировании общественных отношений.
Рассматривая наиболее популярные в юридической литературе признаки классификации функций государства, можно выделить следующие группы [10, с. 31]:
- об объектах, к которым относится функция;
- продолжительность времени одной экспозиции;
- ценности для общества в целом;
- о принципе разделения власти;
- о территориальных масштабах влияния.
Функции государства можно классифицировать как внутренние и внешние [8, с. 35].
К первым относятся роли, которые действуют исключительно на социальные, экономические, правовые отношения внутри страны. Ко второй группе относятся функции государства, которые прямо или косвенно оказывают влияние на отношения с другими странами, их группировками и коалициями [22, с. 48].
Итак, к внутренним функциям относятся:
- безопасность;
- управление экономикой;
- система социального обеспечения;
- защита населения;
- культурная и образовательная роль;
- охрана природы.
Внешние функции государства[16, с. 37]:
- обеспечение суверенитета и обороны страны от внешних врагов;
- развитие международной дипломатии;
- поддержка экономических, культурных и социальных связей между различными государствами;
- расследование международных преступлений;
- защита окружающей среды.
Внешние и внутренние функции тесно связаны, поскольку линия, которую государство проводит по отношению к двум другим государствам, зависит от его деятельности и условий в стране. Другими словами, внешняя политика является продолжением внутренней политики.
Внешней функцией любого государства является его деятельность, вытекающая из необходимости защищать свою территорию от нападений других государств и обеспечивать проведение своей политики в международных делах.
Наконец, необходимо отметить, что помимо основной роли государства, существуют специфические особенности, возникающие в результате проводимой политики (как внешней, так и внутренней), социально-экономического положения, социальных установок[29, с. 48].
Согласно другой общепринятой классификации общепризнано, что отправление правосудия является двумя основными функциями государства. Функции государства делятся на две категории: первичные и вторичные[3, с. 51].
Первичными функциями государства являются война и отправление правосудия. Основной целью и целью политического общества является защита от внешнего врага и поддержание правопорядка внутри страны. Их также называют составными функциями, поскольку они необходимы для самого существования государства. Герберт Спенсер также поддержал мнение о том, что основные функции государства включают защиту страны от внешней агрессии и поддержание внутреннего правопорядка [30, с. 59].
Вторичные функции. Государство может существовать без выполнения этих функций, поскольку они не являются существенными. Эти функции в основном связаны с социально-культурной деятельностью государства. Основными второстепенными функциями государства являются законодательство и налогообложение.
Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе[14, с. 79]. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остро дискуссионной.
Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют, помимо многих различных, противоположных или одинаковых интересов и целей, одну, единую цель и один, общий интерес. Общность цели создает общность путей и средств, и основа политической деятельности [11, с. 91] .
Интерес государства состоит в поддержании и осуществлении всех естественных прав всех его граждан, и поэтому вовлечение личной воли в «политику» означает вовлечение его в борьбу за естественные права всех и каждого [13, с. 82].
В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с классовых позиций — как орудие неограниченной власти, диктатура господствующего класса [2, с. 93]. Напротив, в западных теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего общества.
Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность[9, с. 89].Возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах, прежде всего, привилегированной части общества [18, с. 101]. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.
Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу Рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей — рабов [21, с. 98]. Аналогичное положение власти и в феодальном обществе. Она находится в руках класса Феодалов — земельных собственников. Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) Феодалов. И в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти [15, с. 83] .