Файл: Понятие и признаки государств ( теорий происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более сложна оценка характера власти в буржуазном государстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения [25, с. 95].

В восточных государствах власть находилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки). При этом она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти [24, с. 91]. Подобное всевластие государственного аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства.

Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть [16, с. 105]

Тем не менее, установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

Для полного и объективного познания государства, понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и других теорий государства: элит, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др [18, с. 117]. О некоторых их них пойдет речь ниже.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая [23, с. 214].

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа [13, с. 116].

Теория государства всеобщего благоденствия, одна из современных буржуазно реформистских апологетических теорий о сущности капиталистического общества и буржуазного государства, которое изображается как сила, устраняющая несправедливость капиталистического строя и обеспечивающая рост благосостояния широких масс населения [7, с. 201].


Остановившись на этом в рамках изучения сущности государства, необходимо перейти к изучению различных теорий возникновения государства.

1.3. Теории происхождения государства

Правоведы выделяют 6 основных теорий возникновения государства [17, с. 297]:

  1. теория божественного происхождения;
  2. патриархальная теория;
  3. матриархальная теория;
  4. теория силы;
  5. теория социального контракта;
  6. марксистская теория.

Необходимо рассмотрение более подробно каждой из представленных теорий.

1. Древнейшая теория о происхождении государства – это теория божественного происхождения. Он также известен как теория божественного права королей[17, с. 314].

Представители этой теории полагают, что государство возникло не благодаря усилиям человека. Она создана Богом.

Царь, который правит государством, является представителем Бога на земле.

Царь черпает свою власть от Бога и за все свои действия несет ответственность только перед Богом. Послушание царю предначертано Богу, и нарушение его будет грехом. Король выше закона, и ни один подданный не имеет права подвергать сомнению его власть или действия. Царь несет ответственность только за Бога[19, с. 213].

Божественное происхождение государства почерпнуто, прежде всего, из Ветхого Завета Библии.

В 1680 году сэр Роберт Филмер написал книгу под названием «Закон свободных монархий», в которой говорится, что Адам был первым королем на земле, а последующие за ним короли являются потомками Адама [8, с. 237].

И церковь, и государство во взаимном соперничестве использовали теорию божественного происхождения в средневековье. Церковь утверждала господство церкви над государством. С другой стороны, государство в силу своей божественной природы подчеркивало свое превосходство над церковью [4, с. 311].

Как бы то ни было, на протяжении большей части человеческой истории государство рассматривалось как прямое божественное творение и теократическое по своей природе. Теория была в валюте до тех пор, пока религия считалась главной движущей силой всей человеческой деятельности.

В двадцатом веке эта теория подверглась критике как неправильное объяснение происхождения государства [19, с. 297]. С ростом научного мировоззрения эта теория канула в лету. Сегодняшняя тенденция такова, что государство-это исторический рост.


Рассмотрим более подробно причины упадка данной теории:

Во-первых, когда появилась более приемлемая теория, подобная теории общественного договора, Божественная теория рухнула на землю[4, с. 282]. Новая теория предполагает, что государство-это дело рук людей, а не божья благодать.

Во-вторых, Реформация, отделившая церковь от государства, обесценила монету божественной теории. Постреформационный период-это период нерелигиозной политики [24, с. 251]. Таким образом, светское мировоззрение сделало Божественную теорию совершенно неприемлемой.

В-третьих, появление демократии стало большим ударом для автократической догмы смешения религии с политикой и тем самым притупило грань отождествления Бога с царем [6, с. 301]. Демократия не только прославила личность, но и разрушила божественный ореол вокруг происхождения сланца.

И последнее, но не менее важное, - это рост научных исследований и материалистического взгляда на политический механизм [11, с. 293]. В результате прежняя слепая вера и суеверие перестали быть приемлемыми. Люди стали принимать только те вещи, которые выдержали испытание логикой и рассуждениями.

Хотя Божественная теория полностью дискредитирована как источник государства, в ней есть некоторые хорошие вещи. Общее благо теории состоит в том, что она стимулировала дисциплину и законопослушность среди испытуемых в то время, когда это были потребности часа в тех анархических условиях [17, с. 315]. Эта теория также создала моральную ответственность правителей, потому что они были брошены с божественным предписанием управлять к полному удовлетворению небес.

2. Патриархальная теория. Главным представителем этой теории является сэр Генри Мэн [25, с. 341].

По его словам:«город представляет собой конгломерат из нескольких семей, которые развивались под контролем и властью старшего мужчины-члена семьи» [25, с. 341].

Глава или отец патриархальной семьи обладал большой властью и влиянием на других членов семьи.

Его приказ был исполнен в доме. Эта патриархальная семья была самым древним организованным социальным институтом в первобытном обществе.

Через процесс брака, семьи начали расширяться, и они родили gen, который означает домашнее хозяйство. Несколько генов составляли один клан. Группа кланов составляла племя. Конфедерация различных племен, основанная на кровном родстве с целью защиты от агрессоров, образовала единое государство [17, с. 327].

Анализ сэра Генри Мэна о росте государства таков: «элементарная группа-это семья, связанная общим подчинением высшему мужскому асценденту. Совокупность семей образует род или дома. Скопление домов составляет племя. Объединение племен составляет Содружество» [27, с. 317]


Эдвард Дженкс, который является другим сторонником патриархальной теории, считает, что:«основание государства было вызвано тремя факторами, а именно мужским родством, постоянными браками и отцовской властью»[30, с. 319]. Таким образом, характерной чертой патриархальной теории является то, что семьи росли через потомков отца, а не Матери.

Дети мужского пола вступали в брак с одной или несколькими женщинами, потому что и моногамия, и полигамия были в порядке вещей. Старший ребенок мужского пола играл заметную роль в доме.

Другим важным сторонником этой теории был Аристотель. По его словам: «как мужчины и женщины объединяются в семьи, так и многие семьи объединяются в деревни, а объединение многих деревень образует государство, которое является самостоятельной единицей» [30, с. 328].

Что касается документальных доказательств в поддержку этой теории, то было двенадцать племен, которые сформировали еврейскую нацию, как указано в Библии. В Риме говорили, что патриарх трех семей, составлявший одну единицу, пользовался неограниченной властью над другими членами.

3. Матриархальная теория. Главными представителями матриархальной теории являются Морган, Мекленнан и Эдвард Дженкс. По их мнению, в первобытном обществе никогда не было патриархальной семьи, и что патриархальная семья возникла только тогда, когда в моде был институт постоянного брака [8, с. 359].

Но в первобытном обществе вместо постоянного брака была своего рода сексуальная анархия. При этом условии главой семьи была мать, а не отец. Родство было установлено через мать.

Эдвард Дженкс, который тщательно изучил племена Австралии, пришел к выводу, что австралийские племена были организованы всвоего рода племена, известные как тотемные группы. Их родство было основано не на кровном родстве, а на некоторых символах, таких как дерево или животное. Мужчины одной тотемной группы должны были жениться на всех женщинах другой тотемной группы[25, с. 362]. Это привело бы также к полиандрии и полигамии.

Эта матриархальная система продолжалась до наступления пастырской эпохи, когда был введен постоянный брак. Ученые находят подтверждения существованию королевы, правящей в Малабаре, и принцесс, правящих в странах Маратхи [2, с. 351]. Это примеры матриархальных систем жизни.

4. Силовая теория.

Другая ранняя теория происхождения государства – теория силы.

Сторонники этой теории считают, что войны и агрессия со стороны какого-то могущественного племени были главными факторами в создании государства[17, с. 383].


Они полагаются на часто цитируемое высказывание «война породила короля» как историческое объяснение происхождения государства [17, с. 384].

В первобытном обществе сила или могущество преобладали над правом. Человек физически более сильный установил свою власть над менее сильными людьми. Поэтому самый сильный человек в племени становится вождем или вождем этого племени.

После создания государства путем подчинения других людей в этом месте вождь использовал свою власть в поддержании правопорядка и защите государства от агрессии извне. Таким образом, сила несет ответственность не только за происхождение государства, но и за его развитие.

По словам Эдварда Дженкса: «Исторически говоря, нет ни малейшей трудности доказать, что все политические сообщества современного типа обязаны своим существованием успешной войне» [25, с. 369]

По мере того как население и численность государства увеличивались, искусство ведения войны совершенствовалось. Малые государства воевали между собой, а успешные становились большими государствами.

Королевства Норвегия, Швеция и Дания являются историческими примерами создания государств путем применения силы. В том же процессе Испания стала новым государством в шестом веке нашей эры, в девятом веке нашей эры норманны завоевали и основали государство Россия[2, с. 354].

Те же самые люди основали королевство Англия, победив местных жителей там в одиннадцатом веке нашей эры.

Стивен БатлерЛичок подводит итоги основания государств с помощью силы в этих словах: «Начало государства следует искать в захвате и порабощении человека за человеком, в завоевании и подчинении, приобретенном высшей физической силой. Прогрессивный рост от племени к Царству и от царства к царству является лишь продолжением одного и того же процесса» [8, с. 371].

Эта теория основана на общепринятом принципе выживания наиболее приспособленных. Всегда существует естественная борьба за существование, борясь со всеми противниками среди животного мира. Эта аналогия может быть распространена на людей.

Во-вторых, подчеркивая духовный аспект церкви, священнослужители осуждали власть государства как власть грубой силы. Это косвенно подтверждает теорию силы как изначального фактора создания государства[2, с. 353].

В-третьих, социалисты, осуждая принудительную власть государства как человека, стремящегося обуздать и эксплуатировать рабочих, признают силу основой государства[19, с. 362].

Наконец, теория силы поддерживается немецкими философами, такими как Фридрих Гегель, Иммануил Кант, Джон Бернарди и Триещки. Они утверждают, что война и сила являются решающими факторами в создании государства. Сегодня, по словам Триещки:«Государство есть власть, для государства грех быть слабым. Это государство является публичной властью для совершения преступлений и защиты. Величие истории заключается в вечном конфликте наций, и призыв к оружию будет действовать до конца истории» [24, с. 359]