Файл: Современные политические режимы(Политический режим: сущность, юридическая природа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Термин «политический режим» вошел в научное и практическое употребление сравнительно недавно. В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием – политическая система. Политический режим как теоретическая категория существовал только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с такими категориями, как форма правления и форма государственного устройства. После 1985 года в связи с началом распада тоталитаризма в СССР и других социалистических странах эта проблема выдвинулась в число самых актуальных как в политической теории, так и в политической практике.

Категория политического режима одна из самых слабо разработанных в правовой теории. Данную категорию всесторонне исследовали политологи, органически увязывая ее с характером политической системы и осуществлением государственной власти. Однако осуществление политической и, в первую очередь, государственной власти в обществе, обеспечение прав человека и гражданских свобод, равно как и их подавление в условиях деспотии, происходит на основании законодательных актов и иных правовых норм.

Целью исследования является анализ особенностей политического режима на современном этапе развития.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие политического режима;
  • проанализировать классификацию политических режимов;
  • обозначить признаки, присущие различным типам политических режимов
  • исследовать специфические особенности политического режима в России.

Среди ученых, занимающихся вопросами соотношения авторитарных и демократических начал современного политического режима, на основе чего обосновывали наличие неких промежуточных форм, объясняющих сущность режима — Гаджиев К.С., Баранов А. В. Козырев В.И., Постников В.Г., Северова Ю.А., Туровский Р.Ф. и др.

В работе применялся метод обработки и анализа данных — сбор информации, обработка текста, анализ содержания документа.

Структура работы определена целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений


ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 Политический режим: сущность, юридическая природа

Дать универсальное определение политического режима достаточно сложно. Любое общество основано на определенном порядке, включающем иерархию своих членов и преследующем конкретные цели. Целеполагание и активное начало в общество привносит власть, которая возникает одновременно с ним. Свое воздействие на общество власть осуществляет через политический режим, т. е. конкретные формы и методы реализации власти, определенную структуру властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.

Произвольное использование категории «политический режим» не сохранило за ним достаточно четкого содержания. Вследствие этого она до сих пор относится к оспариваемым понятиям и в рамках различных парадигм трактуется неоднозначно. Сторонники системного подхода расширительно интерпретируют понятие «политический режим» и отождествляют его с категорией «политическая система». Понятие «политический режим» является важнейшим в европейской политологии, в отличие от американской, отдающей предпочтение по фундаментальности категории «политическая система». Это создает известные теоретические сложности, поскольку возникает опасность терминологического дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений. Термины «политическая система» и «политический режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон:

  • политическая система выявляет характер связей с внешней средой;
  • политический режим определяет средства и методы реализации общезначимых интересов. Некоторые исследователи ограничивают его содержание формой правления. Эта точка зрения доминирует в конституционном праве. Согласно ей классификация политических режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций государства и выяснении их соотношения. По такому принципу выделялись режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика). Акцентируя внимание на деятельности правительственных структур, подобное толкование игнорирует влияние других политических институтов (партийной системы, групп давления). Форму правления было бы точнее представить, как один из компонентов политического режима.

В науке конкурируют в основном два подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.

Широкую известность приобрело определение, данное политологом Ж.Л.Кермонном «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период»[1].

Особый интерес представляет разработка концептуальных подходов к определению сущности политического режима, его универсальных и специфических черт Постников В.Г. По его мнению «Политический режим, если не вдумываться в существо вопроса, представляется достаточно простой темой изучения».[2] Некоторые авторы вообще не дают определение этого понятия. Например, К.С. Гаджиев связывает политический режим c формой государства: в итоге у него получается, что либерально-демократический режим – это парламентская республика, президентская республика и парламентско-президентский режим[3] Многие авторы вообще не дают общего понятия (определения) политического режима, а сразу переходят к классификации режимов. Другие авторы дают такое определение: «политический режим – одна из форм политической системы общества c характерными для неё целями, средствами и методами реализации политической власти»[4]. Получается, что политическая система не столь важна, сколько политический режим. А он в свою очередь, объявляется одной из форм политической системы.

Более внимательно относятся к анализу политического режима авторы учебного пособия по политологии Лукин В. Н, Мусиенко Т. В., Федорова Т. Н. Прежде всего, они понимают, что политический режим, что «…это категория, отражающая состояние и динамику политической системы, саму политическую (и не только) жизнь общества»[5]. Они дают интересную классификацию политических режимов, разделяя их на две большие группы: монократические и поликратические. К монократическим режимам (власти одного) относятся: «… авторитаризм, тоталитаризм, деспотизм, тирания. Поликратические режимы (власть многих) – это олигархия, охлократия, демократия». Они оговариваются, что наиболее распространенной является классификация режимов, делящая их на авторитарные, тоталитарные и демократические. Авторы считают, что в чистом виде эти режимы не встречаются, всегда есть определенное сочетание специфических элементов, и каждый тип политического режима имеет внутреннюю классификацию, вариативность[6].


Короче говоря, политический режим есть установленная в соответствии c законами, традициями, обычаями и нравами рядоположенность элементов политической системой общества. Политический режим придает устойчивость и определенность отношениям между элементами политической системы, а самой системе – внутреннюю и внешнюю форму проявления.

Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления. Важными характеристиками политического режима являются принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. Например, в тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и т. д.

На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества. Политический диктатор или правящая политическая элита могут узурпировать власть лишь настолько, насколько им позволяют это народные массы и институты гражданского общества. Трудно представить, чтобы в странах с давними демократическими традициями и высоким уровнем политической культуры установился бы авторитарный или тоталитарный режим власти. Зато в странах с преимущественно традиционной политической культурой авторитарные и тоталитарные режимы возникают естественным образом.

Как показал практический опыт, наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход, дающий возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений, и т.д. При социологическом подходе в качестве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те, подчас не обладающие формальным статусом группировки, которые реально влияют на принятие решений. В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться и деятельность оппозиции, а также другие, в том числе антисистемные, компоненты политики.


Ориентируясь именно на реальное отражение процесса отправления политической и государственной власти, политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.

Такое понимание политического режима показывает, что он формируется и развивается под влиянием значительно более широкого круга факторов, нежели политическая система. Причем облик правящего режима зачастую определяется не только и даже не столько макрофакторами, скажем, социальной структурой общества, его нравственно-этическими традициями и т.п., но и значительно более частными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.

Политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной политической системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов. Например, установившаяся в XX столетии в СССР система советской власти трансформировалась в сталинский режим, затем - в режим, сформировавшийся в годы так называемой хрущевской «оттепели» (в 60-х гг.), а впоследствии - в режим коллективного руководства при Л. И. Брежневе. Функции политического режима как способа функционирования политической системы общества, представлены на рисунке 1 (https://www.google.com).

Рис. 1. Функции политического режима

Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологической нагрузки, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и не элитарными слоями.