Файл: Современные политические режимы(Политический режим: сущность, юридическая природа).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Политический режим: сущность, юридическая природа
1.3 Классификация политических режимов
ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
2.1 Демократический политический режим
2.3 Тоталитарный политический режим
По определению Баранова А.В.[17] под «региональным политическим режимом» понимается совокупность акторов политического процесса, институтов политической власти, ресурсов и стратегий борьбы за достижение и/или удержание власти. В силу этого стабильность политического режима в России во многом зависит от устойчивости региональных политических режимов. Условиями стабильности самих региональных режимов являются особый статус глав регионов и сохранение пакта элит.
В работах Р.Ф Туровского[18] предлагается методика для сравнительного исследования региональных политических режимов. На ее основании можно выделить некоторые параметры эффективности региональных политических режимов.
- «Обратная связь». Уровень общественной поддержки региональной власти, наличие каналов и механизмов обратной связи между обществом и властью.
- Социальная политика. Способность власти реализовывать социально значимые интересы и интересы структурированных социальных групп.
- Финансовая и экономическая политика. Способность власти эффективно распределять экономические ресурсы, взаимодействовать с бизнес-сообществом, реализовывать значимые экономические проекты.
- Консолидация элиты. Способность организоваться и консолидироваться, предотвращать внутренние конфликты (между мэром и губернатором, губернатором и законодательным собранием).
- Лоббизм. Способность региональной власти эффективно лоббировать свои интересы в федеральном центре, а также влияние региональной власти на общенациональную политику (Чечня).
- Управленческий и кадровый потенциал. Способность эффективно подбирать кадры, обеспечивать функциональную организацию и финансовое обеспечение органов исполнительной власти, профессионализм управленческих кадров.
Если Россия в 90-е годы XX века представляла собой децентрализованное политическое пространство, то в начале XXI века региональные политические режимы подчинились федеральному. Региональные политические режимы в современной России воспроизводят модель консервативной модернизации. С сожалением следует констатировать, что власть еще больше отделилась от народа, нежели при тоталитаризме.
Многие противоречия, возникшие еще в эпоху социализма, не разрешены. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Ослабли контрольные функции власти, что позволяет элите решать свои корпоративные проблемы за счет общества. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений. В результате не всегда продуманной политики приватизации значительная часть государственной собственности оказалась в руках малочисленных, но могущественных финансово-промышленных групп, монополизирующих к тому же масс-медиа и распространяющих свое влияние на политику исполнительной и законодательной ветвей власти. Тем самым эти «империи» превращают существующий режим в корпоративно-олигархический.
Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией[19], в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно Президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет. Усилению авторитарных тенденций способствуют такие привходящие факторы, как:
-- перманентный рост преступности;
-- природные катаклизмы;
-- этнорегиональные конфликты;
-- военные столкновения;
-- нестабильность ситуации внутри правящих элит.
Надо отметить, что тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят качественно новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов; оборотной стороной этого процесса может оказаться аморфность и паралич потестарных функций.
Однако вариант возврата к тоталитаризму вряд ли возможен, даже в случае выхода из-под контроля государственной власти. Но неустойчивость этой ситуации, сложность социально-политической обстановки затрудняют процессы демократизации России и создают условия для усиления в стране авторитаризма.
Интересно мнение, которое высказал Постников В.Г. при характеристике политического режима России «С этой точки зрения политический режим современной России можно назвать либерально-буржуазным, да и то c оговорками, поскольку практически не принимаются во внимание интересы промышленной буржуазии… В РФ идет процесс деинструализации, десоциализации (в смысле постепенной утраты интереса различных социальных групп к соблюдению общедемократических норм равенства и справедливости), деморализации, депопуляции. Самое печальное состоит в том, что ни Правительство, ни Президент РФ не принимают действенных мер по укреплению государственно-правового режима. В самом лучшем случае принимаются какие-то Программы по преодолению негативных последствий, но за их реализацией никто не следит. В лучшем случае происходят громкие аресты губернаторов. Короче говоря, социальные катастрофы готовятся медленно, исподволь, а происходят внезапно, c непредсказуемыми последствиями»[20].
Иначе говоря, существующий ныне в России политический режим во многом соответствует интересам находящейся у руля экономического и политического управления политической элиты и финансово-промышленной олигархии. Гарантией роста демократизации политического режима современной России являются свобода слова и печати, наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; выборность органов государственной власти, включая депутатов, глав городов и регионов, Президента; изменяющийся менталитет россиян.
Итак, говоря о политическом режиме современной России, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое - не кануло окончательно в Лету. Но идеал политического развития заявлен: это - демократизм и правовое государство. Политический режим современной России сродни системам США и Франции. Для таких режимов характерна: сильная исполнительная власть (особенно институт президентства, который фактически формирует правительство) при наличии двухпалатного законодательного собрания -- парламента (верхняя палата -- Сенат, Совет Федерации -- состоит их выбираемых в регионах глав местной исполнительной власти, а нижняя формируется из непосредственно выбираемых депутатов в соответствии с существующей избирательной системой), а также системы независимого судопроизводства во главе с институтом высшей инстанции -- Верховным или Конституционным Судом; возможности непосредственного участия граждан в политическом управлении в форме референдума или плебисцита. При сильной власти президента в указанных политических режимах почти неизбежны конфронтация исполнительной и законодательной ветвей власти и обвинения в усилении автократических тенденций. Определенной альтернативой президентским республикам служат парламентские режимы партократического типа в Чехии, Канаде, Италии, где законодательный орган в лице победившего большинства выбирает премьер-министра или президента. Несколько особняком стоит политический режим Швейцарии, сочетающий черты парламентской республики и непосредственной плебисцитарной демократии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о политическом государственном режиме многогранен, над ним задумывались, размышляли и изучали еще со времени возникновения первых цивилизаций. Политический режим выступает в современной теории государства и права одной из основных категорий, который раскрывает способ функционирования политической системы.
Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.
Понятие «политический режим» включает в себя по крайней мере четыре элемента: принцип легитимности, структуру институтов, партийные и избирательные системы, которые в совокупности и составляют политический государственный режим. Политический режим представляет собой определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов решений, одной или нескольких групп давления. Государственный же режим представляет собой совокупность форм, методов и приемов реализации публичной власти посредством государственного механизма.
В работе также рассмотрены типы политических режимов, таких как тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Отсутствие экономических, социальных или социокультурных предпосылок, а также переходное состояние общества могут порождать формирование гибридных политических режимов.
Проблема формирования и функционирования политического режима в современной России является одной из самых злободневных и острых тем в современной отечественной политической науке. В последние годы исследования в этой сфере привели к появлению нового дискуссионного термина «региональный политический режим» В России сформировался специфический («гибридный») тип политического режима, в котором нашли отражение свойства некоторых режимов, существовавших ранее в России. Современные политический режим вбирает в себя как признаки демократии, так и черты авторитаризма. Форма правления в России – формально полупрезидентская при сильно выраженном доминировании президентской власти. При этом формируется система, при которой региональные элиты получают право руководить политическими процессами (региональные политические процессы).
К параметры эффективности региональных политических режимов можно отности:
- уровень общественной поддержки региональной власти;
- способность власти реализовывать социально значимые интересы и эффективно распределять экономические ресурсы;
- способность предотвращать внутренние конфликты;
- лоббировать интересы в федеральном центре.
Для создания демократического политического режима в России должен сложиться устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, и результатом такого согласия будет являться стабильный политический режим.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
Березкина О.С. Классификации политических режимов: историография вопроса//Исторический журнал: научные исследования, 2014, № 2, стр. 143-156
Баранов Н.А., Пикалов Г.А. Теория политики//http://read.virmk.ru Учебно – методический кабинет. Политическая наука: электронная хрестоматия
Баранов А.В. Региональные политические режимы России в системе властных отношений: проблемы типологии // Человек. Сообщество. Управление. 2012. № 4. С. 62-73
- Гаджиев К.С. Политология (базовый курс). Учебник. 2-е изд. переработанное и дополненное. – М.: Высшее образование: Юрайт, 2009, стр. 260
- Дергачев А.Ю. Политический режим в России в постсоветский период (региональный аспект). Сборник материалов научной конференции «Геопространство в социогуманитарном дискусе», Новосибирск,,СГУГиТ, 2018, стр.3-7
Козырев Г.И. Политология. Учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФА, 2010, стр. 73
- Куканов А.З. Понятие политического (государственного) режима // Правовая жизнь. 2015. № 4(12). С. 5-12.
Лукин В.Н., Мусиенко Т.В., Федорова Т.Н. Политология. Учебное пособие/ Под редакцией А.А. Литовченко. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2007, стр. 80-81
- Пайгина Д.Р. Политический режим и перспективы его исследования в юридической науке // Журнал российского права. 2015. № 11 (227). С. 29-34
Постников В.Г. О политическом режиме. Материалы XIIIМеждународной научно- практической конференции, том 3, С-Петербург, 2016, стр.50
Северова Ю.А. Политология (часть вторая). - Тула: 1994, с. 11
- Сиушкин А.Е., Милаева О.В. К вопросу о критериях легитимности политического режима// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 11(139). С. 123-127.
Туровский Р.Ф. Региональные политические режимы в современной России: сравнительный анализ // Вестник Российского научного гуманитарного фонда. 2013. № 1 (70). С. 73-82
http://read.virmk.ru Учебно – методический кабинет. Политическая наука: электронная хрестоматия
- http://www.grandars.ru// Политические режимы
- http://uchebnikirus.com// Учебники онлайн. Политология
- https://www.google.com
- https://uchebnik-online.net// Политология - Учебное пособие
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Сравнительная таблица общих характеристик основных политических режимов
Характеристика |
Демократический |
Авторитарный |
Тоталитарный |
Посттоталитарный |
Султанистский |
Политический плюрализм |
Ответственный плюрализм |
Ограниченный, безответственный плюрализм; может быть слабая оппозиция |
Нет (официальная партия обладает полной монополией на власть) |
Нет (партия все еще формально монополизирует власть) |
Нет (ни одна группа не свободна от власти деспота); нет правового порядка |
Социальный и экономический плюрализм |
Да |
Может быть |
Нет возможности для параллельного общества или теневой экономики |
Ограниченный, но ответственный (в зрелых режимах оппозиция часто создает «вторую культуру», «параллельное общество» или теневую экономику) |
Существует, но могут быть непредсказуемые деспотические вмешательства |
Идеология |
Приверженность гражданским принципам и правилам конкуренции; уважение прав меньшинства, законности и ценности личности |
Нет четко разработанной руководящей идеологии |
Наличие руководящей и направляющей идеологии, описывающей достижимую в будущем утопию |
Руководящая идеология официально существует, но уменьшаются приверженность и вера граждан; смещение акцента с идеологии на прагматический консенсус |
Манипуляция символами; прославление правителя; отсутствие руководящей идеологии |
Мобилизация |
Низкая мобилизация, при понимании ценности высокого уровня участия; терпимость к мирной, соблюдающей правила оппозиции |
Нет политической мобилизации, кроме исключительных случаев |
Экстенсивная мобилизация в большое число созданных режимом организаций; мобилизация основана на энтузиазме |
Постепенная потеря интереса к мобилизации; рутинная мобилизация в госорганизации поддерживает необходимые конформизм и покорность |
Низкий уровень; периодически бывают мобилизации для насилия над группами, указанными султаном |
Лидерство |
Лидеры меняются периодически по итогам свободных выборов; власть их ограничена конституционно |
Власть лидера (малой группы правителей) ограничена вполне предсказуемыми, но плохо определенными нормами |
Неопределенные границы, большая непредсказуемость лидерства, часто харизмаического; рекрутирование на высшие посты зависит от и успешной карьеры в парторганизации |
Высшие лидеры практически не бывают харизматиками; их рекрутируют из официальной партии, а деятельность в основном ограничивается парт-структурами, процедурами и механизмами «внутренней демократии» |
Лидерство сильно персонифицировано; отсутствуют рационально-легальные ограничители; покорность лидеру базируется на страхе или ожидании награды; его окружение рекрутируется из членов семьи, друзей либо людей, обеспечивающих насилие со стороны режима; мощная династическая тенденция |