Файл: Законодательные органы государственной власти (Принцип разделения властей в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
Введение
Государственная власть в Российской Федерации разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, которая самостоятельна в своей повседневной деятельности.
Каждый государственный орган, осуществляющий функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга.
Нормативную основу работы составляют Конституция РФ, Федеральные Конституционные Законы, регулирующие деятельность федеральных органов власти, постановления Государственной Думы и Совета Федерации.
Задачи курсовой работы рассмотреть понятия механизма государства, рассмотреть принципы разделения властей и поэтапно рассмотреть структурные механизмы государства и дать характеристику основополагающих принципов теории разделения властей.
Тема курсовой актуальна, так как современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития.
Предметом исследования является перспективы функционирования государственных органов, органов местного самоуправления в условиях формирования демократического, социального, правового государства и гражданского общества.
Структура работы отражает поставленные задачи, состоит из введения, трех глав и заключения.
1. Основные понятия механизма государства.
Государство – это суверенная политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.[1]
Механизм государства — система государственных органов, а также администраций низовых учреждений и организаций, обеспечивающих решение практических задач и осуществление функций государственных органов.[2]
Механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.
Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т. п.
Государственные предприятия создаются для выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, так же осуществления хозяйственной деятельности.
В свою очередь, орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, осуществляя властные полномочия, связанны между собой отношениями субординации и координации, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.
Каждый государственный орган представляет собой самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, созданное государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией, и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Выделяется ряд признаков механизма государства, М.И. Байтин отмечает следующие признаки механизма государства[3]:
- это система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности;
- характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями;
-между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства;
-механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги)
Наиболее существенным признаком государственного органа является наделение его полномочиями государственно-властного характера. Он, в совокупности с другими признаками, позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.
Основными свойствами государственного органа является то, что он может издавать юридические акты, которые обязательны для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры убеждения, принуждения и поощрения для обеспечения требований данных актов; осуществлять надзор за их реализацией.
1.1 Принцип разделения властей в Российской Федерации
Один из основополагающих принципов конституционного строя РФ, закреплен в ст. 10 Конституции РФ[4]: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций др. ветви власти. Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции.
В соответствии с положениями Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, судами и Правительством РФ. Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий и обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем более всей полноты власти, на одного из них. Ни одна из трех ветвей власти не имеет права вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью.
Конституционная система Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой власти другими властями. Следует отнести:
- срочность полномочий выборных должностных лиц или государственных органов различных уровней;
- несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления;
- право конструктивного вето на законопроекты;
- право постановки вопроса о конструктивном роспуске Государственной Думы;
- контроль за законодательным (представительным) органом государственной власти, осуществляемый избирателями в ходе выборов;
- конструктивный вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Государственной Думы;
- независимость судейского корпуса.
Сочетание единства и разделения государственной власти в Российской Федерации выражается:
- в закрепление особого статуса Президента РФ;
- в установлении различных форм взаимодействия внутри системы органов, относящихся к одной ветви власти (между палатами Федерального Собрания РФ, между Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, внутри системы федеральных судов);
- в установление механизмов взаимодействия и взаимного влияния Президента РФ, Палат федерального собрания РФ, Правительства РФ и федеральных судов друг на друга;
Взаимодействие, взаимный контроль и ответственность федеральных органов государственной власти призваны обеспечить их согласованное функционирование. Однако, как показывает опыт функционирования государственной власти в России, обладая относительной независимостью, и сдерживая друг друга в своей деятельности, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.
К сожалению, существует еще немало недостатков в деятельности различных государственных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, которые зачастую нарушают конституционные принципы, создавая препятствия на пути построения правового российского государства.
Подводя итог этой главы, по проблеме устройства механизма государственной власти и составляющих его органов можно сделать следующий вывод: разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Таким образом, в заключение можно сказать, что теория разделения властей осуществляется в плане общего принципа, который следует иметь в виду при создании структуры государственных органов и определении их полномочий.
2. Структурные элементы механизма государства.
Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
Структура механизма государства включает:
1.Государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).
2. Государственные организации, подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность государства (вооруженные силы, милиция).
3. Государственные учреждения, подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах. (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).
4. Государственные предприятия, подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно – экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.
5. Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.
6. Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Органы государства классифицируются на виды по различным основаниям:
• в соответствии с конституционной моделью разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную ветви
власти;
• в соответствии с федеративным устройством государства: на федеральные органы и органы субъекта федерации;
• по порядку формирования: на выборные и назначенные, первичные и производные.
2.1. Положение Президента в системе органов государственной власти.
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - президент.
Президент – глава исполнительной власти, обладает широкими административными полномочиями в отношении своего правительственного аппарата. Прежде всего, его личной прерогативой является определение численного состава и комплектование кабинета – совещательного органа, включающего по желанию Президента тех или иных руководителей министерств и ведомств. Президент, далее, вправе назначать федеральных должностных лиц.
Глава государства обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Он воспринимается как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.
При различных формах правления функции главы государства выглядят по-разному:
- в парламентских монархиях (например, Великобритания, Бельгия, Япония и др.) они несущественны, глава государства «царствует, но не управляет».
- в республиках парламентского типа (Италия, ФРГ и др.) функции главы государства также выражены слабо;
- в полупрезидентских или президентских республиках (США, Франция) власть главы государства сильная. Такая власть может сливаться с одной из независимых ветвей власти, возглавляя ее, или стоять как бы вне основных властей.
В президентских республиках власть главы государства всегда единолична. Президент избирается народом и не контролируется парламентом. Он вправе сам действовать независимо от законодательной и судебной власти и комплектовать состав правительства в силу принципа разделения властей. Статус главы государства максимально полно и точно определяется Конституцией и, принимаемыми на ее основе, законами.