Файл: Команда проекта, роли и функции членов команды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После своего назначения проект-менеджер определяет структуру разбиения работ проекта, организационную структуру проекта, далее соответствующим образом организует работу сотрудников. Кроме того, менеджер проекта должен разработать руководство по организации проекта, включающее в себя организационную структуру и необходимые должностные инструкции, описывающие ответственность каждого сотрудника[49].

Управляющий проектом обычно выполняет следующие функции:

  • формирует команду проекта;
  • разрабатывает план проекта и обеспечивает достижение требуемых результатов;
  • разрешает межличностные конфликты;
  • разрешает вопросы распределения ресурсов на всех уровнях организации;
  • проводит переговоры;
  • устанавливает все необходимые коммуникационные связи;
  • формирует интегрированную систему контроля изменений в проекте;
  • расставляет приоритеты;
  • участвует в подборе, подготовке и мотивации персонала;
  • формирует благоприятную атмосферу в команде[50].

Для эффективной реализации своих функций менеджеру проекта реально приходится выполнять множество ролей:

  • стратега - определение направления использования ресурсов проекта;
  • переговорщика - приобретение ресурсов для поддержки проекта;
  • организатора - объединение вокруг себя команды управления проектом и исполнителей;
  • наставника - обеспечение консультационной поддержки для членов команды проекта;
  • мотиватора - создание такого окружения для команды проекта, которое позволит команде работать наиболее эффективно;
  • контролера - проверяет эффективность использования ресурсов для поддержки результатов проекта;
  • дипломата - создаст и поддерживает союзы с участниками проекта для получения их поддержки в ходе достижения целей проекта[51].

Состав полномочий и ответственность управляющего проектом определяется контрактом с Заказчиком, однако перед ним и его командой обычно ставится задача эффективного управления осуществлением проекта на протяжении всего жизненного цикла проекта.

Управляющий проектом несет ответственность за достижение целей проекта в рамках бюджета, в соответствии с плановыми сроками осуществления проекта и с заданным уровнем качества.

В процессе осуществления проекта управляющий проектом может столкнуться с такими важными вопросами, как загрязнение окружающей среды, государственная безопасность, размещение промышленных отходов, пользование землями, находящимися в государственной юрисдикции, а также с этическими проблемами. Все это требует от управляющего проектом наличия соответствующих профессиональных знаний, опыта и мастерства[52].


Определение ролей и ответственности в проекте должны производиться с учетом факторов внешней среды предприятия. В таблице 2.1 приведены примеры возможного влияния организационных, технических, межличностных и политических факторов на процесс планирования команды проекта[53].

Таблица

2.1

Влияние факторов внешней среды на планирование команды проекта[54]

Факторы

Влияние на определение ролей команды
и ответственности

Организационные

Взаимоотношения организаций или отделов, участвующих в проекте, механизмы взаимодействия между ними внешней среды

Технические

Навыки и специальности, необходимые для выполнения проекта, необходимость обеспечения координации между языками программного обеспечения, наличие специфических сложностей при переходе от одной фазы жизненного цикла к другой

Межличностные

Официальные и неофициальные отношения между потенциальными членами команды проекта, их должностные обязанности. Культурные или языковые различия между членами команды, которые могут оказать влияние на их рабочие взаимоотношения

Политические

Цели и интересы потенциальных членов команды проекта, люди (или группы людей), которые имеют неформальное влияние 8 областях, представляющих важность для проекта, существование неформальных связей между потенциальными участниками проекта

Сделаем выводы из вышесказанного. Чтобы достичь поставленных целей в проекте, его руководитель должен четко распределить роли и функциональные обязанности каждого члена команды. В распределении функций и ролей должны учитываться следующие факторы: квалификация и опыт работы, индивидуальные особенности людей, их культура и тип поведения, языковые отличия. Управляющий проектом несет ответственность за достижение поставленных целей, и от того, как он определит ролевой состав команды зависит успех всего проекта.

Анализ эффективности состава исследуемой команды проекта


Характеристика объекта изучения

С реализацией проектов связана вся история развития человечества. Существует множество проектов, начиная с глобальных (построение космодрома «Восточный», введение в эксплуатацию новых морских портов, разработка современного оружия), до менее грандиозных (открытие новых школ, детских садов, магазинов и т.д.).

Все люди, на протяжении своего жизненного пути, в быту тоже реализует какие-либо проекты: ремонт квартиры, покупка жилья, постройка дома, празднование юбилея и т.п. Для того, чтобы решить поставленные задачи приходится привлекать разных специалистов. Все вместе они называются командой.

Объектом моего исследования стала команда рабочих, которая делает ремонт в квартире у близких знакомых нашей семьи.

Данный проект не является очень сложным или масштабным, поэтому для его реализации была привлечена одна команда.

Участники этой команды, прежде чем попасть в рабочую группу, проходили собеседование. В результате собеседования были отобраны члены команды, главным образом, по профессиональным навыкам и опыту работы, также учитывалось наличие интереса в работе, величина оплаты труда и возможность привлечения специалиста на проект в запланированные сроки. В рамках плана проекта не была предусмотрена возможность повышения квалификации или обучения кого-нибудь из участников команды.

Для успешного выполнению проекта привлекались квалифицированные специалисты.

У сформированной группы есть общая цель: сделать качественный ремонт квартиры в установленные сроки.

Чтобы команда представляла собой единое целое, там проводится регулярное обсуждение с работниками хода проекта. Это способствует укреплению команды, формируется атмосфера сотрудничества и взаимопомощи.

Формальный лидер этой рабочей команды – это бригадир, который руководит всеми работами по ремонту и решает все возникшие проблемы в ходе проекта.

Управление командой связано с процессами планирования проекта. Первоначальный состав команды был изменен после выполнения определенных ремонтных работ.

У каждого члена команды есть свои роли. При возникновении каких-либо проблем определяются конкретные задачи каждому члену команды для решения рабочих вопросов.

Основные роли и функции команды

Чтобы эффективно реализовать свои функции в исследуемой мной команде, бригадиру приходится выполнять множество ролей: организатор, стратег, переговорщик, наставник, мотиватор, контролер, дипломат.


Организатор:

  • объединяет вокруг себя всех членов команды;
  • организовывает совместные действия исполнителей проекта;
  • раскрывает индивидуальные наклонности и таланты каждого участника команды;
  • правильно распределяет обязанности между членами рабочей группы;
  • умеет обнаружить сильные и слабые стороны команды;
  • подготавливает план работ по реализации проектных работ;
  • утверждает персональные изменения в составе рабочей группы.

Стратег:

  • выбирает оптимальный путь движения команды к общим целям;
  • определяет направления использования ресурсов проекта;
  • выдвигает новые идеи и предложения при решении сложных комплексных проблем;
  • внедряет радикальные технологии;
  • ищет новые решения технических задач.

Переговорщик:

  • устанавливает внешние и внутренние контакты полезные для команды;
  • приобретает ресурсы для поддержки проекта;
  • проводит все переговоры;

Наставник:

  • направляет групповые обсуждения и результаты совместной деятельности в определенные рамки;
  • обеспечивает членов команды проекта консультационной поддержкой;

Мотиватор:

  • создает специальное для команды проекта окружение, позволяющее работать наиболее эффективно;
  • подталкивает людей работать над распределенными целями;
  • находит обходные пути при возникновении препятствий.

Контролер:

  • занимается поиском изъянов и недостатков в проделанных работах;
  • проверяет эффективность использования ресурсов;
  • контролирует соответствие ремонтных работ техническим условиям.

Дипломат:

  • ведет гибкие переговоры с клиентом и заказчиком, избегая трений;
  • вежливо и обходительно общается с членами команды;
  • учитывает культурные различия участников проекта;
  • предотвращает межличностные проблемы;
  • в трудных ситуациях поддерживает силу духа и оказывает моральную помощь членами команды;
  • обеспечивает благоприятный психологический климат в команде.

В данном проекте основную роль играют исполнители ремонтных работ: слесарь-сантехник, электрик, штукатур- маляр, плиточник-облицовщик, паркетчик. Каждый из них выполняет свои функции:

слесарь - сантехник:

  • ремонт, демонтаж старых и монтаж новых систем санитарно-технического оборудования;
  • обеспечение работоспособного состояния систем отопления, водоснабжения и канализации;
  • создание заявок на расходные материалы и запчасти.

электрик:

  • расчет необходимого сечения кабелей для силового питания оборудования и освещения;
  • прокладывание кабелей силового питания и освещения;
  • осуществление монтажных и других работ при внедрении нового электрического оборудования;
  • подготовка и наладка электроприборов к включению;
  • подключение электрооборудования;
  • ремонт и поиск неисправностей.

штукатур-маляр:

  • оштукатуривание стен и потолка; 
  • покраска труб, потолка и откосов;
  • оклеивание обоями стен.

плиточник-облицовщик:

  • облицовывает стены керамической плиткой;
  • готовит растворы, очищает поверхности, режет плитку по размерам;
  • выполняет укладку ковровой керамики по заданному рисунку.

паркетчик:

  • подготовка основания(стяжка);
  • укладка паркета;
  • шлифовка и лакировка паркета.

Анализ эффективности исследуемой команды

На мой взгляд, данный состав команды показал свою эффективность.

Это видно из следующих фактов:

  • работа над данным проектом вызвала интерес (как творческий, так и материальный) у участников команды;
  • команда состоит из шести человек, и все они собраны в одном месте, что облегчает управление ею;
  • проводится высокий уровень контроля над рабочим процессом. Это способствует предотвращению ошибок, связанных с трудовой деятельностью команд.
  • все члены команды, задействованные в проекте, загружены работой на 100% так как бригадиром был предварительно составлен график всех плановых бот;
  • все члены команды подчинены непосредственно бригадиру. Это способствует установ­лению рабочего контакта, оперативной и эффективной работе команды.
  • все ремонтные работы были выполнены качественно и сданы в установленные сроки благодаря слаженной работе всей команды.

Главным показателем эффективности данной команды является качественно выполненные и сданные в установленные сроки ремонтные работы конкретного объекта.

Итак, по результатам моих исследований можно сделать выводы, что для успешной реализации проекта необходима высококвалифицированная команда. Чтобы команда была эффективной необходимо учитывать её состав, размер, межличностные взаимоотношения, контроль над рабочим процессом и организаторские способности руководителя. Особенно хочется отметить, что эффективность команды зависит от её руководителя, который должен обладать лидерскими способностями, высоким самоконтролем, умением заранее предвидеть проблемы и решать их.