Файл: Ситуационный подход к менеджменту (Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению
1.2. Развитие ситуационного подхода
Глава 2. Ситуационные теории и модели управления
2.2. Ситуационная модель руководства Фидлера
2.3. Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда
2.4. Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла
Поведение в области отношений связано с необходимостью для лидера больше прислушиваться к подчиненным, оказывать им поддержку, воодушевлять их и привлекать к участию в управлении. Поведение, относящееся к работе, требует от лидера, проведения разъяснительной работы с последователями по поводу того, что и как они должны делать для того, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу. Лидеры, ориентированные на такое поведение, структурируют, контролируют и внимательно следят за тем, как подчиненные работают. Сочетание этих двух типов лидерского поведения позволило в рамах данной модели выделить четыре основных лидерских стиля, каждый из которых наиболее соответствует определенной степени зрелости последователей: указывающий (низкая зрелость последователей, лидер должен проявлять тщательный присмотр за работниками, помогая таким образом людям, не способным и не желающим взять на себя ответственность по работе, устранить неуверенность в том, что работа будет закончена), убеждающий (умеренно низкая зрелость последователей, руководитель помогает, объясняет и вселяет уверенность в возможности выполнения задания), участвующий (умеренно высокая зрелость последователей; способные к работе, но не желающие ее выполнять подчиненные; руководитель предоставляет таким людям возможность участвовать в принятии решений на своем уровне чтобы вызвать у последователей желание выполнять задание), делегирующий (высоко зрелые последователи, способные и желающие работать; данный стиль способствует развитию творческого подхода к работе).
Отмечено, что менеджеры проявляют большой интерес к этой модели в связи с ее относительной простотой и гибкостью в выборе необходимого стиля в соответствии со степенью зрелости последователей.
2.4. Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла
Рассматриваемая модель ситуационного лидерства получила своё развитие в 70-е годы. Исходной посылкой является предположение, что работники удовлетворены и производительны тогда, когда имеется жесткая связь между их усилиями и результатами работы, а также между результатом работы и вознаграждением. Отсюда модель получила свое название. Идеальным является вариант, когда вознаграждение полностью соответствует результату. Модель констатирует, что эффективный лидер – это тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели. При этом предлагаются различные варианты поведения лидера в зависимости от ситуации (см. Табл. 2).
Таблица 2
Примеры применения модели ситуационного лидерства «путь-цель»
Ситуация |
Стиль лидера |
Воздействие на подчиненного |
Результат |
|
1. |
Амбициозное задание |
Директивный стиль |
Обеспечивает направленности и ясность в действиях |
Прилагается больше усилий |
2. |
Недостаточное вознаграждение |
Директивный стиль |
Разъясняет путь к вознаграждению или увеличивает вознаграждение |
Прилагается больше усилий |
3. |
Утомительная и неинтересная работа |
Поддерживающий стиль |
Увеличивает интерес к работе |
Прилагается больше усилий |
4. |
Неуверенность в силах |
Поддерживающий стиль |
Облегчает понимание роли и усиливает ожидание вознаграждения |
Прилагается больше усилий |
5. |
Отсутствие возможности отличиться |
Стиль, ориентированный на достижения |
Обеспечивает напряженные и делающие вызов цели |
Прилагается больше усилий |
6. |
Задача или цель не определены |
Участвующий стиль работы |
Выясняются цели и параметры |
Прилагается больше усилий |
Директивное лидерство – высокий уровень структурирования работы, объяснение подчиненным, что и как делать, а также что и когда от них ожидается.
Поддерживающее лидерство – большое внимание нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными.
Лидерство, ориентированное на достижение – установление напряженных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиненных достичь высокого уровня выполнения работы.
Участвующее лидерство – совет с подчиненными и внимание к их предложениям и замечаниям в ходе принятия решений, привлечение подчиненных к участию в управлении5.
В отличие от концепции Фидлера, данная модель предполагает, что лидеры могут менять свое поведение и проявлять один или все из указанных стилей. Согласно модели, эффективная комбинация лидерских стилей зависит от ситуации.
Практическое применение модели менеджерами ориентирует их на использование различных стилей в зависимости от ситуации. При этом следует помнить, что не результаты работы подчиненного должны влиять на выбор руководителем того или иного стиля, а наоборот – выбранный стиль должен способствовать повышению уровня выполнения работы.
2.5. Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона
Данная модель исходит из того, что зависимость между поведением (стилем) лидера и структурой работы задания является более сложной, чем это представлено в модели «путь-цель». Модель констатирует, что хотя интерес к отношениям со стороны лидера более важен в случае, когда последователи выполняют высокоструктурированную работу, уровень интереса к работе при этом должен определяться лидером как в зависимости от характеристик последователей, так и характера самой работы, выполняемой ими (см. Табл. 3).
Таблица 3.
«Модель Стинсона и Джонсона (выбор лидерского стиля в зависимости от ситуации)»
Структурированность работы |
|||
Низкая |
Высокая |
||
Возможности последователей – высокие |
Низкий интерес к отношениям и низкий интерес к работе |
Высокий интерес к отношениям и высокий интерес к работе |
|
Возможности последователей – низкие |
Высокий интерес к работе и низкий интерес к отношениям |
Высокий интерес к отношениям и низкий интерес к работе |
Согласно модели, высокий интерес к работе со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:
• работа высоко структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости. При этом они обладают большими знаниями и опытом, чем им необходимо для выполнения работы;
• работа неструктурирована, и последователи не испытывают потребности в достижении и независимости. К тому же их знания и опыт ниже необходимого уровня.
Низкий интерес к работе эффективен для лидера в следующих двух ситуациях:
• работа высоко структурирована, и последователи испытывают потребности в достижении и независимости при наличии у них достаточных знаний и опыта для выполнения данной работы;
• работа не структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости при наличии у них больших знаний и опыта для выполнения данной работы6.
Хотя ни одна из ситуационных теорий не получила полного подтверждения в исследованиях, убеждение, что руководители должны выбирать стиль руководства сообразно ситуации, не вызывает сомнений. Все вышеописанные модели ситуационного стиля руководства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства.
Заключение
Современные представления об управлении организациями вобрали в себя опыт западной практики. В настоящее время самым продуктивным считается так называемый ситуационный подход, вобравший в себя все положительное из достигнутого менеджментом. Суть его проста – все в организации определяется конкретной ситуацией: методы управления, цели и средства, стиль работы. Ситуационный подход не отвергает ничего, что было сделано ранее, в частности, идеи пирамидального построения организаций, приказные методы управления, жесткое закрепление функций и т.д. Не существует плохих или хороших методов управления, существует лишь соответствие или несоответствие метода конкретной ситуации.
На основании вышеизложенного сформулируем следующие выводы:
1. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. Конкретный набор обстоятельств, которые в значительной степени влияют на деятельность организации в данное конкретное время.
2. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
3. Успех ситуационного подхода в значительной мере зависит от точного определения наиболее значимых факторов или переменных, влияющих на организацию и процесс принятия управленческих решений. Если это не будет сделано, то невозможно полностью оценить какой-либо метод управления и приспособить его к ситуации. Оценка ситуации является важным этапом решения любых организационных проблем.
Литература:
1. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник. - М., Юнити, 2010
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.,2008
3. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. - М., Гардарика, 2011
4. Герчикова И.Н. Управление персоналом. Учебник. - М., «Высшая школа», 2014
5. Глущенко В.В. Менеджмент. – М.,2016
6. Шаш Н.Н.Обучение персонала. Ситуационный менеджмент. – М.:ИД «РАВНОВЕСИЕ», 2006
7. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. - М., Гардарика, 2010, с.327
8. Глущенко В.В. Менеджмент. – М.,2013, с.65
9.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.,2017, с.245
10.Герчикова И.Н. Управление персоналом. Учебник. - М., «Высшая школа», 2017, с.358