Файл: Аппарат государственной власти (Общая характеристика аппарата государственной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Необходимость власти обусловливается потребностью общества в упорядочивании и регулировании всех его основных сфер. Совместная деятельность в любом обществе объясняется тем, что люди никогда не жили изолированно друг от друга и общение является необходимым условием их существования. Поэтому возникновение власти необходимо искать в самой необходимости человеческого общежития. Именно в таком общежитии у индивида возникает потребность подчиниться единой общественной воле, быть подвластным с одной стороны, и, стремиться властвовать, – с другой.

Аппарат государственной власти выступает в качестве одного из существенных признаков государства. 1 часть 3 статьи Конституции РФ гласит, о том что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ осуществляет свою власть через органы государства, с помощью которых и реализуется аппарат государственной власти. Посредством аппарата государственной власти осуществляется управление страной, принимаются и претворяются в жизнь законы, необходимые для урегулирования отношений, как в самом государстве, так и на международной арене. От организации аппарата государственной власти зависит состояние общества, его институтов, и самого государства.

Так же стоит отметить, что государство и аппарат государственной власти не могут существовать раздельно. Именно государство обеспечивает материальный базис в виде соответствующего механизма, посредством которого и осуществляется аппарат государственной власти. Поэтому проблемы аппарата государственной власти являются важными и актуальными для современной науки.

Объектом работы являются органы аппарата государственной власти.

Предмет исследования –структура органов аппарата государственной власти в России.

Цель работы – проанализировать структуру органов аппарата государственной власти и обозначить пути ее совершенствования.

Для реализации поставленной цели решалось несколько задач:

- обозначить основные теоретические аспекты изучения структуры органов аппарата государственной власти;

- выявить основные проблемы аппарата государственной власти России;

- определить пути совершенствования аппарата государственной власти в современной России.

Для решения поставленных задач использованы общенаучные положения логики, истории, философии, теории государства и права и других наук. В качестве частно-научных и общенаучных методов исследования использованы системный, логический, исторический социологический и другие методы и подходы познания.


При раскрытии темы работы использованы и проанализированы научные труды многих российских и зарубежных исследователей, таких как: Чиркин В.Е., Нерсесянц В.С., Матузов Н.И., Малько А.В., Барнашев А.М., Самойлюк Р.Н., Монтескье Ш.Л., Парсонс Т., Вебер М. и многих других. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации; Федеральный конституционный закон РФ от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении»; Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 05.04.2016) «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Собрание законодательства РФ, 28.05.2012, № 22, ст. 2754.

1. Общая характеристика аппарата государственной власти

1.1 Понятия аппарата государства как органа аппарата государственной власти

Слово «власть» широко употребляется как в научной литературе, так и обыденной жизни. Если говорить о власти в обыденной жизни, то можно было ее охарактеризовать как подчинение воли одного человека воле другому, как материальная сила, выражающаяся в принуждении. Для кого-то слово «власть» ассоциируется с государством, системой государственных органов, соответствующих институтов, принимающих властные решения. Что касается определения власти в науке, то это достаточно сложный и дискуссионный вопрос.

Основную работу на уровне государства проводит государственный аппарат, в который входят государственные органы. Существуют три ветви власти:

• Законодательная предназначенная для законотворчества;

• Исполнительная предназначенная для исполнения нормативно-правовых актов и принуждения к их исполнению;

• Судебная свершения правосудия[1].

Автор считает, что основой данного построения аппарата государственной машины является функциональная дифференцированность государственной власти, то есть разделение секторов и объемов труда по государственному управлению.

Отсутствие единого и четкого термина «государство» ведет к определенным сложностям в исследовании данного понятия. В юридических периодических изданиях, отмечает автор, существует множество определений государства, однако и по сей день ученые не могут прийти к общему знаменателю. С этой точки зрения без сомнения обращено внимание на главные признаки и соответственно особенности и различия государственной организации и организации догосударственной. Говоря об основных проблемах аппарата государственной власти нашей страны, автор указывает на то, что, несмотря на не большой исторический опыт республиканской формы правления во главе с президентом, которой насчитывается на сегодняшний день 25 лет, необходимо отметить зависимость развития, заключаемую в желании, физических возможностей и способностей первого лица страны.


Рассмотрена проблема идеологического перехода от СССР к нынешней власти. В работе указано, что в связи с осложнением политической стабильности в мировой политики и как развивающаяся страна Российская Федерация укрепляет свои позиции на мировой арене, несмотря на сопротивления Соединенных штатов Америки, и России необходимо не только в период санкций для эффективного управления страной, разрабатывать новые сценарии развития страны, которые включали бы в себя набор усилий, тесную координацию всех государственных органов страны, но исследовать правильному вектору развития нашего отечества. Раскрыты социальные стороны кризиса в России:

• недовольство большой части населения деятельностью проводимой государственной властью, а также политическими партиями, представляющими конкретные группы бизнеса;

• неспособность власти оперативно и эффективно подходить к решению актуальных проблем российских граждан, что привело к слабости внутри самой власти. Автор считает, что решение проблем представительных учреждений государственной власти в русском менталитет тесно связано с соотнесением деятельности с принципом соборности, по принципу воли к согласию, а не воли к власти.[2]

С законодательными органами власти большинство граждан не связывают на данный момент своих надежд. Автор уверен, что в основе - причине неспособности государственной власти выполнять свои общественные функции, является потеря коммуникации между представителями всех уровней власти и народом.

Структура органов государственной власти РФ – это организованная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом.

Власть включает в себя элемент осознания. Волевой характер отношений, проистекающий из того, что они складываются между субъектами, наделенными сознанием и волей (лицами, коллективами, социальными общностями), характерная черта власти среди людей . Кроме того, стоит отметить, что и в отношениях людей, когда присутствует повиновение, не всегда можно говорить о власти. Например, поклонение красоте, восхищение картиной или отношения в толпе, которая бежит в панике. Эти отношения больше похожи на зависимость, влияние, воздействие, а не на власть, поскольку отсутствует волевой характер отношений, субъекты которого наделены еще и сознанием. Исследуя власть, важно делать акцент не столько на качестве субъекта, от которого исходят те или иные импульсы (иногда бессознательно для него), сколько на природе отношений, которые устанавливаются в прямых и обратных связях: субъект – объект.


Природные, ценностные качества, явления, особые свойства людей, стихийные чувства самосохранения (толпа в панике) и т.д. не определяют осознанным и принудительным путем поведение субъекта воздействия, который к тому же не является зачастую конкретной целью влияния или воздействия. Красота женщины, талантливая игра музыканта объективно обращены на неопределенный состав лиц и часто действуют независимо от воли субъекта5 . Таким образом, власть всегда носит общественный, осознанный и волевой характер. Появление или возникновение власти является тем рубежом, который в большинстве случаев показывает огромный скачок человечества от существования хаотичных, беспорядочных связей к упорядоченности общественных отношений.[3]

Власть в любой форме и виде положительно влияет на общественные отношения и придает определенную форму социальным структурам. Правоустанавливающая функция власти одновременно считается государство-устанавливающей. Это означает, что возникновение власти предполагает закрепление правил общежития, правовых норм, которые необходимо было уважать, соблюдать и жить согласно им. Поэтому власть имеет политическую и правовую социальную сущность, несмотря на насилие и подчинение одних другим. Власть – это способность, возможность и право оказывать воздействие на людей с помощью различных средств – права, авторитета, воли, принуждения. Его определяют, как лицо, облеченное соответствующими властными полномочиями.

Т.Н. Радько определяет власть, как способность класса, социальной группы, личности подчинять своей воле другие классы, другие социальные группы, других людей, побуждать их или принуждать действовать в интересах властвующих или не препятствовать осуществлению и достижению интересов тех, кто обладает властью. Власть как философская и общесоциологическая категория представляет собой механизм существования и развития всякой социальной общности, соответствующий достигнутому характеру и уровню общественной жизни, характеризующийся подчинением воли отдельных субъектов властеотношения и их объединений (подвластных) руководящей (властвующий) в данном сообществе воле, подкрепленный возможностью принудительного ее исполнения. Данное определение характеризует любой вид общественной власти: в обществе, семье, государстве.

Таким образом, помимо волевого и общественного элемента власти существует и элемент принуждения, подчинения, насилия. Рассуждения о власти возникли еще в эпоху Античности. Платон и Аристотель успешно классифицировали власть, описали формы ее проявления и воздействия на людей. Так, например, Аристотель, изучая данный феномен, характеризует его как имманентное, неотъемлемое свойство, атрибут любой сложносоставной системы, а любая система, состоящая из нескольких частей, по его мнению, имеет властвующий и подчиненный элемент. Тезис об имманентности власти в обществе поддерживается российским ученым М.М. Рассоловым. Власть, по его мнению, характеризуется как необходимая составляющая общественной жизни любой группы или общества. «Даже первобытное стадо нуждается в управлении» – пишет он.


Действительно, любой коллектив, в том числе трудовой, семья и государственно-властные органы нуждаются в управлении. И даже порядок в государстве осуществляется с помощью управления, что в свою очередь является функцией власти. Функциональная необходимость аппарата государственной власти в управлении обществом была подвергнута анализу П.В. Гармозой. По его мнению, власть есть необходимость выполнения определенных функций, задач, которые не в состоянии выполнить общество или отдельные личности12 . Определение власти как функции дается И.Е. Фабером, который полагал, что «общее понятие власти, приложимое к государственным и негосударственным властям, может быть сформулировано следующим образом: власть есть необходимая функция любого коллектива по руководству своими членами для налаживания совместной деятельности». Функциональный подход к пониманию власти демонстрирует и Г.Н. Манов, утверждающий, что «любая власть, в том числе государственная, – эта особая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей».[4]

Если смотреть обобщённо, то все концепции власти можно свести к двум основным. Согласно одним, власть – это универсально-онтологический феномен, согласно другим, она является исключительно социальным феноменом. Но и среди сторонников второй точки зрения понимание сущности, структуры и типологии власти существенно различаются между собой. Многие авторы считают, что понятие власти следует определять через понятие отношения. Так, например, П.А. Сапронов пишет: «Исходный пункт для последующего рассмотрения власти можно попытаться найти в констатации того несомненного обстоятельства, что власть – это отношение. Его наличие требует как минимум двух начал, одно из которых господствует, другое – подчиняется, одно – властвующее, другое подвластное».

Итак, власть в научной литературе можно рассматривать с разных позиций:

1. Власть как отношение (субъект – объект);

2. Власть как функция (деятельность, направленная по руководству коллективом);

3. Власть как система государственных органов;

4. Власть как способность и состояние.

В науке выделяют следующие виды власти: семейная власть; религиозная власть; аппарат государственной власти; корпоративная; муниципальная.