Файл: Характеристика различных теорий происхождения права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Происхождение права – это философско-правовая проблема, а поэтому она «вечна»; основная её особенность и «вечная» актуальность заключается в том, что на протяжении всей истории изучения вопроса о причинах возникновения права он являлся широко обсуждаемым. В силу экстенсивного и интенсивного развития науки, накопления новых фактов и более глубокого истолкования старых - сегодня снова не будет лишним' обратиться к проблеме правогенезиса, объективно исследовать возникновение права с социальной его стороны и как явления мирозданческого порядка по своей природе.

На данный момент можно выделить три причины, усиливающие актуальность нашего исследования правогенезиса.

Первой является обнаружившаяся объективная необходимость включения ученых гуманитарных наук в происходящий в мире процесс формирования транснационального права, так называемое «право гражданина мира» или «право цивилизованных народов», которое выделял И. Кант еще в XVIII веке. Планируется действительно существенная модернизация норм, институтов права на международной арене, и успех в сфере глобализации юридического мира будет зависеть от участников, их готовности и способности преобразовать мир, понимая его сущностную основу, взять лучшие достижения прошлого и обогатить их новыми, более развитыми правовыми формами внутригосударственных и международных отношений и правом.

Второй, наиболее важной, причиной современного изучения всеобщей природы правовой реальности является не однообразность во взглядах на современный мир и главное разделение на регионы: Запад и Восток, которые создают видимость различия их правовых систем. Если Запад основывается на экономико-центристской позиции и примате личности, то Восток наоборот на примате духовной и родовой жизни. Тем не менее, мыслители прошлого правильно указывали, что объединяет не их позиция к правовой системе, а принадлежность их к единому человечеству, которому присущ разум (логос, закон), который обуславливает разумность поступков, и определяет правовой закон, а потому является неотъемлемой составляющей сущности самого права.

Третьим обстоятельством, которое делает актуальным данное исследование, является то, что в наше время все меньше обращают внимание на догмы юридического позитивизма, к ней не обращаются, как к «последней инстанции», а изучение самих догм, как явление позитивизма уже не имеет такого интереса даже на «практике», не говоря уже о науке. Возвращение к вопросу о природе права на новом этапе развития науки стало вновь востребованным и актуальным. Также естественно-правовая парадигма, через которую проходит тема изучении происхождения права, учитывая философские и религиозные проблемы все больше привлекает внимание к себе.


Эти причины в настоящее время способствуют усилению исследований с целью проникновения в суть сложнейшего, философского и такого важного по своей природе феномена, как право.

Степень научной разработанности темы. При подготовке основных исследовательских задач были проанализированы, сведены и обобщены труды отечественных и зарубежных ученых, внесших наибольший вклад в историко-философское исследование основ правогенезиса. В основном это работы, посвященные изучению сущности права таких выдающихся русских мыслителей, как Н.Н. Алексеев, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, А.И. Новгородцев, В.С. Соловьев, Г.Ф. Шершеневич, Б.Н. Чичерин и др.

Раскрытие сущности права нашло отражение в разных отраслях науки в целом, к примеру этими отраслями будут: непосредственно историко-философские и историко-правовые исследования, так и в общефилософские, культурологические, философско-правовые работы. Выход работ посвященных философии права, выполненных на высоком теоретическом и методологическом уровне, на внушающей источниковедческой базе, с учетом достижений отечественной и зарубежной науки обусловлен исследованиями деятельных ученых, теоретиков и историков философии, историков этической и правовой мысли в последние десятилетия.

Интерес общества к проблемам этических, религиозных, онтологических, методологических и других оснований права в последние годы значительно вырос. Большую популярность у научного сообщества получили философско-правовые работы, в которых разработаны методологические основы современной теории права, обеспечивающие ее функционирование в единой системе и комплексе, категориальном аппарате правоведения, где дан глубокий анализ понятия правового государства, прав и свобод человека в их взаимосвязи, а также исследовано соотношение правовых и моральных норм и комплекс иных актуальных пробоем теории и философии права. Также наряду с разработкой общетеоретических основ права в работах современных исследователей изучается важнейшие этапы истории правовой и философско-правовой мысли.

Объектом исследования является исторический процесс возникновения права.

Предметом исследования являются сущностная основа, закономерность и историческая необходимость возникновения права, а также формирование естественно-правовой парадигмы, показывающей детерминированность норм и ценностей права абсолютными первоначалами и универсалиями.

Цель исследования заключается в историко-философском анализе проблем, связанных с определением сущности права, обусловленной причинами его происхождения и дальнейшего развития.


Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- проанализировать философские и социально-политические предпосылки зарождения в истории общества правовых институтов и правового сознания;

- выявить западноевропейскую специфику происхождения и развития права, формирования правового сознания и естественно-правовой парадигмы философского правоведения в античном мире;

- рассмотреть отличия

Методологическая основа. Она обусловлена предметом исследования. Применены методы: текстологический, сравнительно-исторический, историко-философский, логический и сравнительно-аналитический методы, а также элементы системно-структурного подхода.

Методологической основой работы выступает также принцип историзма, выражающийся в освещении событий и идей в их последовательности и взаимообусловленности, в строгом соответствии с реальной исторической обстановкой и хронологией.

Теоретическая основа исследования. Составляют теоретическую основу исследования: правовые документы и сборники законов, историко-философские и философско-правовые труды мыслителей, политико-правовые теории, философские и правовые учения, мифологические источники, религиозно-философские тексты, изложенные в работах видных мировых мыслителей прошлого и настоящего.

1. Характеристика различных теорий происхождения права

1.1 Основные теории права

В разных государствах, с течением времени, возникали разные системы права, обусловленные специфическими культурными, религиозными и моральными особенностями. Они обуславливаются лишь тем фактом, что развитие человечества и его искусственных механизмов в разных факторах протекает по-разному. Факторы местоположения, времени и условий развития тех или иных народов человечества объективно формировали свои источники права, у каждого народа разные. Однако на каждом отдельном отрезке времени и при стечении определенных обстоятельств в действие вступало конвенционное начало, которое в числе других способствовало единообразному пониманию и представлению о праве! Существующие в мире правовые системы и правовые семьи наглядно иллюстрируют сказанное.


Объединяющей основой выступило понимание сути права как регулятора общественных отношений. Это и ясно, ибо право утратило бы свою роль и функцию по внесению стабильности и прочности общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному [1].

Каждая научная теория преувеличивает, перетягивает одну какую-то сторону права в ущерб другим, потому что является несогласием с предыдущей теорией (или параллельно идущей с ней). Однако в любой адекватной теории заключены элементы истинного знания. Именно поэтому их рассмотрение представляет не только теоретический, но и практический интерес – как способ решить насущные проблемы завтрашнего дня [2]. А в модифицированной форме некоторые из них сохраняются и в настоящее время.

1.2 Теория естественного права

Теория естественного права – есть утверждение свободы и справедливости в практике правового государства, в этой теории, как нигде присутствует философский подход к праву.

Задатки этой теории начали появляться еще в древности. Начала естественно-правовых взглядов происходят из Древней Греции и Древнего Рима. Еще Сократ и Платон в своих работах писали о справедливом в праве, заложенном самой природой человека [3].

К примеру, Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий праву естественному, не может рассматриваться как закон, содержащий в себе право [4].

Однако окончательную окантовку и всемирное распространение этой идеи произошло в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В концепции естественных прав разделяются такие понятия, как право и закон на материальную субстанцию (содержание) и формальную оболочку этой субстанции (форма), которая может и противоречить самой субстанции. Здесь получается, что в зависимости от того, какое содержание имеет закон зависит его правомерность.

Также, помимо вышеперечисленных теоретиков права разработку эта теория получила в трудах таких ученых прошлого, как: Г. Гроций, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права не приобретаются человеком, как некое отчуждение государством. Они не могут ограничиться государством, потому что источник права не в самом государстве (искусственном механизме, созданном человеком), а в самой природе человека (в естественном механизме, двигателе искусственных) [5].


Основными положениями теории естественного права являются:

  • право и закон – это разные по своей природе вещи;
  • законы имеют искусственный характер и созданы человеком, они не существуют сами по себе;
  • право имеет естественный характер и существует само по себе;
  • право – есть проявление высших нравственных ценностей (таких как: свобода, равенство, справедливость);
  • фактически право и мораль составляют единое целое, а основу права составляют ничто иное, как нравственные ценности;
  • законы, как нечто формальное и искусственное не всегда соответствуют праву, явлению естественному и материальному.
  • право выступает оценочной категорией для закона.
  • права человека имеют естественный характер, неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

Достоинствами теории естественного права являются:

  • прогрессивность в теории права и правопонимании, а не законопонимании;
  • признание за человеком его неотчуждаемых прав и свобод;
  • возможность корректировать закон и признавать его неправомерным, если он не соответствует самому праву.
  • обосновывает саму необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др., а соответственно и сам переход от государства к правовому государству.

К основным недостаткам теории естественного права относятся:

  • прямое отождествление права и морали и невозможность разделить их, поэтому возникают сложности;
  • противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей, что по-нашему мнению является скорее плюсом, нежели минусом;
  • преувеличение роли неписаного права;
  • различное понимание людьми идей справедливости;
  • отрицание роли государства в правотворческом процессе.

Основным недостатком выступило различное понимание людьми такой категории, как справедливость. Это приводит нас к мысли о том, что абстрактные идеи все же требуют «щепотки позитивизма», чтобы закрепить само понятие справедливости для объективного горизонта понимания права [6].

1.3 Историческая школа права

Главными основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г.Ф. Пухта, Ф.К. Савиньи – немецкие и австрийские ученые. Право ими рассматривается как продукт народной деятельности, его духа, выражение народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Приверженцы этой теории убеждают, что право национально и существует в виде живых инструментов, имеющих безграничный правовой материал, юристы используют этот материал и извлекают из субстрата права нормы [7].