Файл: Игра как деятельность и как метод организации школьной жизни ( Восприятие игр в педагогике и обучении детей).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Восприятие игр в педагогике и обучении детей.
Игра как средство всестороннего развития ребенка
1.3 Роль игры в воспитании положительного отношения к школе
Глава 2. Воспитание детей в творческой игре
2.1 Творческая игра в плановой педагогической работе
2.2 Роль творческой игры при подготовке к школе
Режиссерские игры. Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.
Театрализованные игры. Игры помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры развивающие речь и творческие способности малышей.
Сюжетно-ролевая игра. Основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие. Как видим большинство из них знакомят детей с различными профессиями.
Игры ос стройматериалом. Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. В нем, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых. В основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат.
Игры с природным материалом. Игры с природным материалом обеспечивают чувственный опыт ребенка, развивают анализаторы, сенсорные способности. Способы чувственного познания, умение выделять те или иные качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Развивается мышление, логические операции, умение обобщать, делать выводы. Развивается наблюдательность и интерес к естественным факторам. Благодаря природным факторам значительно богаче становится содержание сюжетно-ролевых игр. У детей развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить начатое дело до конца. Формируются лучшие нравственные качества, такие как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, уверенность в собственных силах. Развивается речь, потому что в этих играх особенную роль играет рука. Рука как осязательный орган дополняет комплекс ощущений и делает представление о материалах и их свойства полнее. Во время игры с природным материалом совершенствуются умения пользоваться игрушками-орудиями: совком, ведром, сачком т.д. Развиваются художественные способности, эстетические вкусы, фантазия, творческое воображение.
Дидактические игры. Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано» и др.
Настольно-печатные игры. Это игры малой подвижности, но большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Домино» и др.
Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Игры с предметами и игрушками. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Подвижные игры. Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила. Такие игры особенно полезны на открытом воздухе.
Глава 2. Воспитание детей в творческой игре
2.1 Творческая игра в плановой педагогической работе
Важное значение игры для воспитания ребенка давно признано советской педагогикой.
Однако нельзя считать решенным вопрос о том , какое место должна занимать творческая игра в работе с детьми по «Программе воспитания в детском саду».
На практике игра большей частью не связана с плановой педагогической работой, с обучением по программе. В игре по инициативе детей может отражаться содержание занятий, но это бывает далеко не всегда, и воспитатель не заботиться об этом. Руководство игрой часто сводится к подбору игрушек, случайным приемам воздействия на детей. Получается противоречие: игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Путь познания мира, а плановая педагогическая работа, обучение не связаны с игрой.
Некоторые педагоги, напротив, упрощенно понимают связь игры с обучением. После экскурсии или чтения книги они дают детям материал для отражения в игре, сами предлагают тему игры, считая, что с приобретением новых знаний, впечатлений сразу же появляются новые сюжеты игр. В данном случае неправильно толкуется известное положение «игра – путь к познанию мира». Получается, что виденное или слышанное повторяется, закрепляется в игре, этим значение игры и исчерпывается. Однако на самом деле путь познания ребенком мира с помощью игры сложный и многогранный, в нем развиваются все стороны личности.
Знакомство с миром у малыша начинается с наблюдений, которые сопровождаются и направляются объяснениями взрослых, дополняются рассказами, чтением, рассматриванием картинок. Наблюдения, чтение, рассказывание не воспринимаются ребенком сразу. Требуется освоение полученных впечатлений в практической деятельности, основным видом которой в дошкольном возрасте является игра. Ребенок размышляет над виденным и слышанным и воспроизводит это, подражая взрослым, действуя – играя. Такой способ освоения жизненных впечатлений, углубления знаний соответствует наглядно-образному мышлению ребенка.
В игре ребенок приобретает и новые знания. Часто наблюдения непосредственно связываются с игрой: играя, ребенок на практике учится различать предметы по форме, величине, окраске, правильно использовать их в зависимости от их качества.
Во многих случаях игра служит толчком к расширению знаний. В игре, в практической деятельности, ребенок задумывается над тем. Что видел, у него возникают вопросы. Этим непременно должен воспользоваться воспитатель, чтобы расширить и углубить знания детей.
Материалом для игры, определяющим ее содержание, служит также чувственное восприятие ребенка. В игре происходит и обогащение, и переработка его чувственного опыта, знание поднимается на высшую ступень.
Процесс познания мира в игре связан с формированием чувств, отношения ребенка к изображаемому; действительность не копируется им, а творчески воспроизводится. Дети не бывают равнодушны к тому, что представляют, они искренне переживают свою роль, входят в образ. Поэтому игра оказывает большое влияние на формирование их моральных качеств, выработку определенного типа поведения.
Руководство игрой должно основываться на знании закономерности ее развития. Основной путь развития игры под влиянием воспитания заключается в следующем: жизнь отражается в игре все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства становятся более осознанными глубокими, фантазия играющих делается богаче, средства изображения разнообразнее; игра приобретает все более целенаправленный характер, появляется согласованность действий участников, обдуманность, договоренность. Руководя игрой. Воспитатель сохраняет самостоятельность детей, развивает их инициативу, фантазию.
Опираясь на эти положения, следует подходить и к разрешению вопроса о планировании игры.
Творческая игра должна входить в плановую педагогическую работу, как одно из важных средств коммунистического воспитания. Игра связана с обучением: занятия питают игру, дают ей содержание. В игре дети применяют знания и навыки; приобретенные на занятиях эти знания и навыки получают в игре дальнейшее развитие. Однако содержание игры не совпадает полностью с программой занятий, оно и шире, и уже программы. Невозможно и ненужно добиваться того, чтобы в игре отражалось содержание всех занятий. Игра – важный, но не единственный способ отражения впечатлений детей, освоения знаний. Не во все можно играть.
Например. Наблюдения природы чаще отражаются в рисунке, лепке. Во многих случаях игра возникает не сразу, а через известный промежуток времени. Кроме того, изучение детских игр показывает, что на их содержание оказывают влияние впечатления, полученные в семье, детском саду, на улице, впечатления от рассказов и сказок. В игре новые впечатления накладываются на прежние, наблюдения жизни соединяются с содержанием книг.
2.2 Роль творческой игры при подготовке к школе
Несмотря на то что в подготовительной к школе группе возрастает роль учения и труда, игра сохраняет свое значение и помогает готовить детей к школе.
Творческая игра у детей седьмого года жизни достигает своего расцвета. Содержание игр богато и разнообразно, в них ярко выражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений.
Развитие игрового творчества способствует воспитанию важных для школы качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости в осуществлении цели.
В подготовительной к школе группе необходимо создать условия для длительных игр, которые особенно способствуют развитию познавательных интересов. В этих играх дети приучаются действовать по плану, согласовывать свои замыслы с товарищами. Подготовка в игре включает в себя сооружения построек, изготовление нужных вещей. Здесь игра тесно переплетается с трудом. Труд становится необходимым для развития игры.
Игры в театр, характерные для старших дошкольников, подготавливают их к школьной самодеятельности.
Большое значение для подготовки детей к школе имеют игры с правилами, подвижные и дидактические. Содержащиеся в них упражнения дисциплинируют детей, развивают их умственную активность сообразительность, произвольное внимание и память, связную, грамматически правильную речь.
Для воспитания самостоятельности, умственной активности, привычки быть занятым большое значение имеет организация самостоятельной деятельности. В распоряжении детей должен быть материал для разных игр, занятий, труда. В старшем дошкольном возрасте интересы и склонности детей становятся более определенными, надо дать возможность каждому удовлетворять и развивать их. Одни увлекаются рисованием, другие работой с деревом, третьи очень любят животных, растения, четвертые всему предпочитают книги, едва научившись читать, и т.д.
Завтрашнему школьнику необходимо уметь выбрать для себя полезное дело часы досуга, самостоятельно выполнить намеченное. Пусть ребята придут в школу с хорошими увлечениями, интересами, склонностями.
Таким образом, в подготовительной к школе группе детей нужно создать содержательную жизнь, заполненную интересными занятиями, играми, трудом. Это поможет им в их новой школьной жизни.