Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1. Государство как целостное правовое явление
1.2. Содержание термина «форма государственного устройства»
Глава 2. Характеристика отдельных форм государственного устройства
2.1. Унитарное государство. Понятие и признаки
2.2. Федерация. Понятие и признаки
2.3. Формы межгосударственного устройства
ГЛАВА 3. РОССИЯ КАК УНИКАЛЬНОЕ ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО
3.1. Формирование и развитие федерализма в России
3.2. Принципы федеративного устройства в Российском государстве
Введение
Особенности государства в каком-либо конкретном историческом периоде зависят от состояния и уровня развития общества. При том, что формальные признаки государства (территория, суверенитет, публичная власть) остаются неизменными, оно в ходе общественного развития имеет серьезные изменения, такие, как содержание управления и его методы, задачи, цели и социальная направленность. На государственное устройство и его характер оказывают влияние, как правило следующие факторы: национальный состав населения, самобытность его культуры, размеры территории, географическое положение, укоренившиеся обычаи и традиции народа, религиозные взгляды населения и другие.
Актуальность вопроса о форме государственного устройства в настоящее время не вызывает сомнений, так как во все времена как отечественные, так и зарубежные ученные и исследователи интересовались вопросами формы государства. Сложившись на практике, теоретическое обоснование и законодательное закрепление и основные формы государственного устройства – федерация и унитарное государств. Как в процессе становления, так и в дальнейшем, возникло множество вопросов, которые активно обсуждаются и не потеряли своей актуальности по сей день.
Данная тема является одной из фундаментальных в теории государства и права и множество авторов уже высказали свое мнение по данному вопросу в многочисленных публикациях, монографиях, а также учебниках и других источниках.
Цель данного исследования – определить достоинства и недостатки определенных форм государственного устройства, откуда они появились, и что нужно для того, чтобы выбрать такую форму государственного устройства, которая идеально подходила бы для конкретной общественной формации. Ведь весь накопленный людьми исторический багаж для того и нужен, чтобы учитывать ошибки предыдущих поколений и избавить от них поколения грядущие.
Задачи курсовой работы следующие:
Определить понятие формы государственного устройства и выделить их виды.
Рассмотреть унитарное и федеративное государства и их признаки.
Рассмотреть иные формы государственного устройства.
Выделить достоинства и недостатки разных форм государственного устройства, а также рассмотреть их исторические предпосылки образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1. Государство как целостное правовое явление
На сегодняшний день государство является естественным социальным образованием для общества, без которого немыслима его жизнедеятельность. В общих чертах государство можно определить как совокупность людей, соединившихся в одно целое под защитой ими же установленного общего для всех закона и создавших судебную систему, которая вправе улаживать конфликты между ними, регулировать общественные отношения и приговаривать нарушителей закона к определенной ответственности.
Термины «государство» и «страна» на первый взгляд весьма схожи и не имеют различий, но между ними всё же есть некоторая разница: термин «государство» представляет собой политическую систему власти, юрисдикция которой действует на определенной территории, а термин «страна» все же имеет культурный общегеографический характер.
Государство — это определенная организация общества, которая ограничена территорией проживания этого общества по определенным законам. Государство имеет конкретные установленные методы воздействия на общество, проживающее на его территории путем применения власти. Оно устанавливает конкретные правила поведения правоотношений внутри самого общества, а также между его гражданами, а также обладает силой своего воздействия на волю своих граждан на всей территории данного государства[1].
Каждой конкретной форме государственного образования отвечают конкретные правила образования и принципы осуществления государственной деятельности и административного деления, методы воздействия на граждан для эффективной реализации государственной политики и способ образования и формирования органов государственной власти, а также характер их взаимоотношений между собой. Таким образом, имеем, что форма государства — это не просто набор признаков, характеризующих государственный уклад политической жизни общества, а конкретная схема образования и действия государственной власти в конкретном обществе.
Все государства на протяжении всего исторического периода развития общества во всем мире обладали рядом характерных устойчивых связей с осуществлением и реализаций определённых функций, к которым, прежде всего, относятся обязательно публичная власть, правящие силы, различные политические организации и политическая система с взаимосвязанными субъектами. Кроме того, помимо определенных прав над своими гражданами, государство само имеет конкретные обязанности перед своим подчиненным народом. К ним относится обеспечение своих граждан безопасностью и стабильностью в государстве, защита и обеспечение целостности границ государства, осуществление и содействие развитию благополучия населению и содействие общему благу в обществе. В руках государства также сконцентрировано единственное законное монопольное право на применение насилия в сторону общества, монопольное владение всем денежным резервом страны и правом единолично печатать денежные купюры и осуществлять с граждан сбор налогов и пошлин.
Все указанные характеристики государства именуются его признаками. Кроме общеобязательных признаков государства могут еще само выражаться в своей уникальной государственной символике, флаге и гимне, своих национальных праздниках и культурных традициях. Эти признаки носят названия дополнительных признаков, или факультативных.
Многообразие определений термина «форма государства» обусловлено, скорее, индивидуальным выражением каждого из правоведов, чем кардинальными различиями в самом терминологическом содержании2, поэтому можно сформировать единое определение государства следующим образом. «Государство — это едино начальная организация общества на определённой территории, обладающая монополией на применение властных и принудительных властных отношений с обществом. Государство разрабатывает законы и подзаконные акты, которые наделены юридической силой, содержащей нормы права и обязательны к исполнению на территории всего государства. Если бы государство не диктовало право, то оно не смогло бы грамотно организовать и распространять свой контроль над обществом» .
Сам термин «государство» можно воспринимать в двух значениях - широком и узком. Соответственно, в широком значении смысла этого термина государство есть совокупность людей, объединенных на территории и имеющие органы власти, которые диктуют им правила жизни. В узком же смысле государство есть общественное объединение людей, которое образует собой одно из структурных элементов гражданского общества[2][3]. Одновременно стоить отметить, что нельзя отождествлять государство с народом. Народ, конечно же, является неотъемлемой частью государства, но все же это взаимодополняющие понятия, чем синонимы. Уже древности ученые естествознатели и правоведы-философы занимались изучение и анализами процессов образования функционирования государств. Теории государства разрабатывали известные философы, например, Т. Гоббс. Дж. Локк и Ж.Ж. Руссо. В результате была сформирована теория естественного происхождения государства, согласно которой люди в процессе осуществления своего хозяйственного и социального взаимодействия своим сотрудничеством образуют вначале общество, а потом в нем выделяется харизматичная популярная верхушка знати, которая начинает реализовывать свою волю через меры воздействия на сознание остального общества, не забывая при этом защищать людей от неблагоприятных воздействий со стороны внутреннего и внешнего воздействия неблагоприятного характера.Далее, потому как государство представляет собой особый механизм осуществления политической власти в обеспечении жизнедеятельности общества, оно должно обладать специальными уполномоченными на то органами, которые образуют собой государственный аппарат. Если исходить из конституционного подхода к определению содержания понятия государства, то можно определить его как совокупность властных органов, воля которых распространяет своей воздействие по всей территории государства или субъекта государства[4].
Одной из самых важных характеристик государства является его суверенитет. Это независимость от других государств и наличие собственных границ. Суверенитет очень важен для международных отношений и также характеризует содержание политической власти и способ организации населения.
Если говорить о следующей характеристике государства - форме правления государства, то они подразделяются на монархическую и республиканскую. Если анализировать государство с точки зрения политического уклада общества - режима, то можно выделить государства с демократической и антидемократической формами правления.
Можно еще охарактеризовать государство как основополагающий властный институт организации политической жизни общества, который распространяет свою власть по всей территории государства и на все его население посредством воздействия на него специальным аппаратом управления, который издает специальные акты - законы, исполнение которых является принудительным и обязательным для всего народа[5]. При этом суверенитет государства означает главенство государственной власти на всей его территории и независимость в принятии решений на внешней политической арене мирового пространства. При этом государство отменяет и запрещает к исполнению все иные правовые акты, которые будут противоречить актам этого государства.
Издавна ученые философы и правоведы пришли к выводу о том, что самым удачным для осуществления государственной власти будет ее деление на три независимых ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную. Поэтому сущность государства также раскрывается через его содержание и функционирование, то есть фактическую реализацию того, каким образом обеспечивается подчинение государственной власти .
Для того, чтобы быть авторитетной и уважаемой для общества, власть должна обладать политической стабильностью и силой, для того, чтобы обеспечивать и реализовывать свое социальное принуждение и влияние на экономическую, политическую и социальную составляющие жизни общества, а также содействовать реализации правопорядка и безопасности самой страны и в стране. Государство вправе придумывать свои индивидуальные средства отличия - символику. Ею могут быть герб, гимн, флаг и национальные праздники, и традиции.
Таким образом, подводя итог данному параграфу, можно заключить, что государство — это единственное властное образование в обществе, которое устанавливает свои законы, обладающие юридической силой на всей территории образования государства. Посредством права государственная власть осуществляет управление, контроль и подчинение его общества - народа данного государства воли и политическим интересам верхушки власти и реализует направленность политики в своих интересах. При этом государство обеспечивает самую важную функцию - регулирование общественных отношений и обеспечение своего народа безопасностью. Все это государство реализует с помощью образования государственного аппарата, который состоит из государственных органов, каждый из которых выполняет свою порученную функцию и полномочия.
1.2. Содержание термина «форма государственного устройства»
Сегодня каждое государство имеет свой верховный правовой акт - Конституцию, где декларируется его содержание и форма осуществления политики устройства его системы функционирования.
Форма государства это формула осуществления функционирования государства, которая содержит три элемента - форму правления, государственное устройство и политический строй.
Таким образом мы имеем конструкцию, согласно которой государство — это конфигурация определенных элементов, которые влияют на конечное устройство государства. В зависимости от того, каким образом и кем осуществляется власть в государстве о нем можно судить с точки зрения формы осуществления управления в нем.
В свою очередь форма правления в государстве включает в себя путь формирования центрального аппарата государственной власти и определяет систему и структуру его органов. От того, каким образом и в соответствии с какими принципами осуществляется формирование государственного аппарата зависит степень участия граждан в осуществлении политической власти в государстве. Как следствие, для каждой конфигурации государственных элементов существует свой набор принципов, по которым осуществляется формирование и осуществление порядка организации системы органов центральной и местной власти во всем государстве, определяются законы, по которым взаимодействуют между собой население и государственная власть.
В результате мы получаем совокупность элементов государственного механизма обеспечения целостной работы всей системы государственного механизма по определенному набору функциональных систем организации и реализации власти в каждом конкретном государстве с учетом его национальной и культурной специфик.
Каждая конкретная форма государства воспринимается и толкуется у правоведов по-разному, исходя их критериев, которые ими берутся за основу. Приведем несколько примеров[6]. Так, В.М. Корельский считает, что «Форму правления государства можно воспринять в качестве организационного процесса по формированию ветвей власти, который выражается в форме осуществления его правления, устройства государственного функционирования и реализации вида политического режима» [7]. В свою очередь М.Н. Марченко определяет форму государства как «определённую совокупность конфигураций структурных ее элементов, которые оказывают ключевое воздействие на формирование политической идеологии в государстве и ее направление и способ взаимодействия с ее гражданами»[8]. Однако, в то же время М.Н. Марченко считает, что элементами формы государственного образования являются форма его государственного аппарата и форма политического строя, в противовес общей теории. Мы считаем, что от смены названия содержание сущности основных элементов государства не меняет своего значения и все это есть синонимичные понятия. Поэтому можно говорить как о трехчленной, так и двух членной структуре формы государства[9].