Файл: Спортивная федерация как объект управления (Федерация спортивной борьбы по Москве0.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СПОРТЕ
1.1 Политика Российской Федерации в области физической культуры и спорта
1.2 Спортивный менеджмент: функции, принципы и методы
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЦИЕЙ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ МОСКВЫ
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Результаты деятельности Федерации спортивной борьбы г. Москвы
2.3 Совершенствование управления Федерации по спортивной борьбе г. Москвы
Материально-техническая и финансовая деятельность
Подготовка кадров и развитие спортивной науки
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что первоочередная задача государства и органов управления физической культурой и спортом - это забота о человеке, о его здоровье, о предоставлении ему возможностей для активных занятий физической культурой и спортом.
В последние годы государство сформулировало масштабные цели в области физической культуры и спорта и сделало их одними из национальных приоритетов. Достижение этих целей в современных условиях является сложной социально-экономической задачей, требующей глубокого осмысления существующих подходов и имеющегося практического опыта.
Для развития физической культуры и спорта требуется правильное и эффективное управления как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровнях. Каждый субъект РФ разрабатывает и реализует региональные, межмуниципальные, муниципальные и отраслевые программы, создает областные и республиканские концепции и доктрины, формирует календари и планы спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, в которых предусматриваются и механизмы их реализации с участием органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления и общественности, то есть при объединении усилий и ресурсов всех заинтересованных сторон и их взаимодействии возможно планомерное развитие физической культуры и спорта. Взаимодействие вступает основой развития физической культуры и спорта и затрагивает практически все процессы и явления, в том числе и социально-экономические. Поэтому изучение государственной и муниципальной политики в области физической культуры и спорта на примере Дмитровского района, а также разработка предложений по совершенствованию данной сферы управления приобретает особую актуальность.
Степень изученности. Целый ряд вопросов управления сферой физической культуры и спорта находятся в поле зрения специалистов, исследующих различные стороны управленческой деятельности. В настоящее время всесторонних перемен связка «здоровье и спорт» привлекло также внимание и работников государственного и муниципального управления. Физическую культуру и спорт как объект управления рассматривали М.И. Золотов, В.В. Кузин, С.С. Филиппов и другие.
Цель исследования есть анализ спортивной Федерации как объекта управления.
Задачами исследования является:
- проанализировать политику Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
- изучить понятие спортивного менеджмента и его особенности;
- рассмотреть деятельность Федерации спортивной борьбы по Москве;
- рекомендовать предложения по улучшению организации проведения соревнований.
Объект исследования - Федерация спортивной борьбы по Москве.
Предмет исследования является выявления особенностей управления Федерацией.
Основой для написания послужили нормативно-законодательные акты РФ, а также научные труды отечественных авторов, использовались ресурсы всемирной сети Интернет, базы данных федерации по вольной борьбе России.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СПОРТЕ
1.1 Политика Российской Федерации в области физической культуры
и спорта
На сегодняшний день в нашей стране существует устоявшаяся система управления физкультурой и спортом, в рамках которой осуществляют свою работу федеральные, региональные и местные органы властные структуры. Сейчас происходит улучшение принципов взаимодействия с общественными спортивными организациями и федерациями. Решающую организационную функцию в этом процессе выполняет Совет при Президенте РФ по физической культуре и спорту.
Управление сферой физкультуры и спорта можно рассматривать с нескольких сторон.
Сначала стоит отметить, что в Российской Федерации существуют законодательные и исполнительные органы власти. Также в нашей стране существует территориально-административное деление на различные уровни органов управления: федеральный; региональный и муниципальный.
Рассматривая различные подходы к характеристике органов управления физической культурой и спортом, мы составили таблицу (Приложение 1), которая отражает данные подходы в систематизированном виде. Также заметим, что перед органами власти и общей компетенции стоит следующая задача: решить главные проблемы всех отраслей народно-хозяйственного комплекса страны[1].
Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта - это Министерство спорта Российской Федерации. Данный орган управления характеризуется специальной компетенцией. Для эффективного решения вопросов развития данной сферы Министерство обладает определенными полномочиями. Данные положения изложены в законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также в Положении о Министерстве.
Минспорт России является федеральным органом исполнительной власти, кроме этого данная организация выполняет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Здесь следует отметить, что с 1991 года по настоящее время наименование федерального органа управления отраслью, цели и задачи, его структура менялись 15 раз[2].
Органы государственного отраслевого управления действуют в целях развития физической культуры и спорта не только в рамках своих отраслей, но и во время решения межотраслевых вопросов. В число этих органов государственного управления входят следующие Министерства: образования и науки, здравоохранения, обороны, внутренних дел, культуры, Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ, а также федеральные службы безопасности и охраны Российской федерации.
В России исторически сложилась такая система физической культуры, которая является совокупностью государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в стране. Среди субъектов физической культуры и спорта заметное место отводится спортивным федерациям как одному из видов общественных организаций физкультурно-спортивной направленности[3]. Спортивная федерация является общественной организацией, которая создается на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд[4].
Одним из значимых социальных явлений в жизни современного общества является олимпийское движение. Значимость данного явления можно подтвердить федеральным законодательством. Именно в этом документе говорится, что олимпийское движение в нашей стране - это составная часть международного олимпийского движения.
Вся деятельность и работа Олимпийского комитета России (ОКР) базируется на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. ОКР не только возглавляет олимпийское движение в России, но и является представителем Российской Федерации на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх и во всех спортивных комплексных соревнованиях, проводимых или патронируемых МОК.
Для того, чтобы координировать деятельность всех органов управления сферой физической культуры и спорта и эффективной реализации государственной политики в этой области, в 2002 году был организован Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта. Данный Совет осуществляет взаимодействие между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также общественными и физкультурно-спортивными объединениями и организациями. Целью этого органа является рассмотрение вопросов о выработке и реализации государственной политики в области физкультуры и спорта, спорта высших достижений, а также подготовке и проведении Олимпийских и Паралимпийских игр, Всемирных универсиад, чемпионатов мира по различным видам спорта и участия в них российских спортсменов.
Рассмотренная нами система управления физической культурой и спортом представляет собой сложное образование, которое имеет свои специфические особенности.
Одной из главных задач каждого государства является повышение уровня и качества жизни населения. Но что же входит в эти понятия? Уровень жизни формируется на основе таких экономических факторов, как объем реальных доходов на душу населения и соответствующий объем потребления. Понятие «качество жизни» является более широким, оно включает в себя: состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворение культурных и духовных потребностей, психологический комфорт. Все эти факторы неразрывно связаны между собой, и требуют постепенного развития. Но все же первый фактор является одним из ключевых, ведь здоровые и сильные граждане – это залог успеха для процветания страны во всех сферах жизни. Формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта в обществе играют важную роль в повышении уровня состояния здоровья граждан.
Исходя из этого, наше правительство в последние годы уделяет этому большое внимание, стабильно финансируя спорт и физическую культуру. Особенно ситуация изменилась в 2011 году, когда в федеральном бюджете появилась раннее не существовавшая строка «Физическая культура и спорт». До этого спортивные статьи были разбросаны по разным разделам: здравоохранение, образование, социальная защита. На наш взгляд, именно выделение отдельного раздела в государственном бюджете сделало спорт полноценной отраслью государственной политики, тем самым утвердив развитие данной сферы, как одной из главных задач в масштабах всего государства. Стоит рассказать о том, как же исполняется бюджет в спортивной сфере. Согласно отчету о ходе реализации государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта» за 2017 год, на спорт было выделено 63, 695 миллиарда рублей[5].
Рисунок 1.1 - Расходы федерального бюджета на развитие физической культуры и спорта в 2017 году
Таким образом, можно заметить, что практически 85% всех средств федерального спортивного бюджета ушло на финансирование профессионального спорта и подготовку к чемпионату мира по футболу в 2018 году и Кубку Конфедераций в 2017 году. Но здесь стоит отметить, что консолидированные бюджеты субъектов РФ также выделили на развитие спорта и физической культуры в общем 202, 025 млрд рублей, из которых 117, 929 млрд рублей пошли на массовый спорт[6]. Получается, что в среднем, на каждый субъект РФ вышло по 1, 403 млрд рублей для увеличения числа людей, систематически занимающихся спортом и физической культурой. Благодаря этим финансам, в большинстве регионов ежегодно проходят Всероссийские массовые спортивные мероприятия, а именно - «Лыжня России», «Кросс нации», «Российский Азимут», где в 2016 году приняли участие около 2 млн человек.
Конечно, на развитие массового спорта, выделяется гораздо меньше средств из федерального бюджета, чем на профессиональный. Но спорт высших достижений играет не менее значимую роль в развитии спортивного движения. Проведение в РФ крупных международных спортивных мероприятий позволяет создавать новую спортивную инфраструктуру мирового уровня, которая в последующем будет открыта для массового занятия спортом всех групп населения. В последние годы в России прошли значимые международные спортивные мероприятия, такие как XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани, XXII Олимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи. Доля этих спортивных объектов, подлежащих использованию в сфере физической культуры и спорта в постсоревновательный период, составляет 100%. В рамках ЧМ по футболу в 2018 году, в 11 городах-организаторах будут реконструированы не только старые спортивные объекты, но и построены новые стадионы, удовлетворяющие всем международным требованиям.
Также спорт высших достижений способствует пропаганде здорового образа жизни и занятием спорта. Ведь победы наших спортсменов на Олимпийских играх и чемпионатах мира, Европы, этапах Кубка Мира и других международных спортивных соревнования, сплачивают людей, дают им повод гордиться своей страной. А победители становятся примером для подражания, вызывают желание у молодого поколения заниматься спортом, достигать таких же успехов. В нашей стране чемпионов немало, например, доля российских спортсменов, ставших призерами Олимпийских Игр в Рио-де-Жанейро в общем количестве российских спортсменов, участвующих в Играх составила 36%.