Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и функции финансов коммерческих предприятий
1.1 Характеристика коммерческих организаций
1.2 Особенности организации и функционирования финансов коммерческих организаций
1.3 Финансовые ресурсы коммерческих организаций
1.4 Особенности финансовых отношений кредитных и страховых коммерческих организаций
2. Исследование выручки от реализации продукции на примере ТК "Глобус "
2.1 Исследование факторов, влияющих на выручку на розничных торговых точках
2.2 Анализ полученных результатов и предложения по увеличению выручки на торговых точках
Страховые организации являются юридическими лицами, осуществляющими страховую деятельность в соответствии с действующим законодательством. Они могут создаваться в форме как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Страховые организации, созданные в форме коммерческих организаций, подвергаются предварительному контролю при входе на рынок в процессе лицензирования. Законодательно определены минимальный размер уставного капитала страховой организации[14] , возможные направления инвестирования активов, национальный орган страхового надзора контролирует платежеспособность страховщика. Отчетность страховой организации должна быть подтверждена аудитором и опубликована в части финансового результата.
Финансам страховых организаций присущи наряду с общими для коммерческих и некоммерческих организаций принципами организации финансов специфические признаки, обусловленные проявлением сущности страхования:
1. Страховая организация как субъект рынка работает в условиях так называемого "двойного риска": наряду с тем, который она приняла на себя от страхователей по договору, она несет собственный бизнес-риск, связанный в основном с инвестиционной деятельностью. При реализации этих групп рисков - страхового и инвестиционного - используются различные источники компенсации убытков.
Для того чтобы обеспечить выполнение обязательств по договорам, страховая организация формирует развернутую систему страховых резервов[15] , потребность в которой обусловлена неравномерностью распределения риска во времени (чередование благоприятных и неблагоприятных периодов).
Инвестиционный риск страховой организации гарантируется ее свободными активами, значительную часть которых составляют собственные средства. В связи с этим объем собственных средств страховой организации приобретает особое значение:
согласно требованиям Федеральной службы страхового надзора страховая организация может принять на ответственность риск по одному договору не более 10% от объема собственных средств;
величина свободных активов страховой организации в значительной мере определяет ее платежеспособность.
2. Между моментом поступления страховой премии (платы за страховую услугу) и страховой выплатой может проходить значительный промежуток времени (в личном страховании - десятилетия), в связи с чем, страховая организация получает возможность инвестировать аккумулированную премию, получая инвестиционный доход. В странах с развитой рыночной экономикой страховые организации являются крупнейшими институциональными инвесторами, а роль страховщика в формировании инвестиционного капитала страны не менее актуальна, чем страховая защита.
3. Существуют особенности в источниках средств и структуре финансовых ресурсов страховой организации:
специфическим источником средств страховой организации является страховая премия, которая поступает по договору и является привлеченными средствами;
в структуре финансовых ресурсов страховой организации имеют значительный удельный вес страховые резервы.
4. Следствием большой социальной значимости страхования жизни является запрет на проведение одной и той же страховой организацией операций по страхованию жизни и иным видам страхования в странах с развитой рыночной экономикой. Цель такого запрета - обеспечение финансовой устойчивости операций по страхованию жизни, защита интересов страхователя. Экономическим обоснованием такого разделения являются специфическая динамика риска, долгосрочный характер обязательств в страховании жизни, особые методики расчета резервов, иные требования к платежеспособности.
5. Страховая организация - одна из немногих участников рынка, осуществляющих предупредительную деятельность, в силу заинтересованности в снижении частоты наступления неблагоприятных событий и тяжести их последствий. Наряду со страховыми резервами она может формировать резерв предупредительных мероприятий, средства которого используются в целях предотвращения наступления неблагоприятных событий.
Учитывая интенсивность денежных потоков страховой организации, в том числе обусловленных внутренним перераспределением средств, в зарубежном страховании часто используется понятие финансового потенциала страховой организации, означающего объем средств, который может быть в конкретный момент времени использован на страховую защиту.
Рассмотрим понятие страхового фонда , как элемента экономических отношений страховых организаций.
В страховом фонде находит свое отражение экономическая категория страховой защиты, реализуются личные и коллективные интересы участников экономической деятельности, а также определяются экономические и социальные аспекты их жизнедеятельности.
Страховой фонд - это совокупность материальных или денежных средств, которые предназначены для обеспечения расширенного воспроизводства при наступлении стихийных бедствий и других чрезвычайных событий.
Различают резервный (централизованный) страховой фонд, фонд самострахования и страховой фонд страховщика. [16] Резервный (централизованный) страховой фонд - это фонд, который формируется за счет общегосударственных ресурсов и предназначен для возмещения ущерба и устранения последствий различных стихийных бедствий и катастроф, которые влекут за собой большие разрушения и человеческие жертвы. Централизованный страховой фонд может быть представлен как в натуральной (запасы продукции, товаров, продовольствия, топлива и т.д.), так и денежной (финансовые резервы) форме.
Фонд самострахования - это организационно обособленный фонд, представленный в денежной форме или в виде натуральных запасов хозяйствующего субъекта. Так как в условиях рынка постоянно меняются цены на приобретаемые ресурсы, производимую продукцию, условия получения банковских ссуд и другие факторы хозяйственной деятельности, то предприятия через фонд самострахования стараются обеспечить себе стабильное развитие и возможность работы без финансовых и производственных срывов.
В сельском хозяйстве с помощью фонда самострахования формируются семенной, фуражный и другие натуральные фонды. [17] Страховой фонд страховщика - это фонд, создаваемый за счет большого круга его участников (предприятий, организаций, учреждений, а также отдельных граждан), которые выступают в качестве страхователей. Он представлен в денежной форме. Так как страховые взносы уплачиваются каждым страхователем обособленно, то формирование страхового фонда страховщика происходит децентрализовано. Средства этого фонда расходуются на конкретные цели, такие как возмещение ущерба и выплата страховых сумм в соответствии с условиями страхования.
Состав страховых резервов, определяемый российским законодательством, представлен на рис.2. [18]
Рис.2. Состав страховых резервов.
Взаимосвязь страхового фонда с системой финансовых фондов коммерческих предприятий проявляется в следующем: страховой фонд формируется на базе денежных средств страхователей (в том числе коммерческих организаций), поступивших в форме страховых премий. Эти средства лишь временно, на период действия договоров страхования, находятся в распоряжении страховой организации, после чего используются на страховые выплаты, преобразуются в доходную базу (при условии безубыточного прохождения договоров) либо возвращаются страхователем в части, предусмотренной условиями договора. Страхование и коммерческая деятельность тесно взаимосвязаны. [19] Для коммерческой деятельности характерны организационно-хозяйственное новаторство, поиск новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкость, готовность идти на риск. При этом возникают определенные страховые интересы, обусловленные природой коммерческой деятельности. Эти страховые интересы, закрепленные в соответствующих договорах страхования, ориентируют коммерческие организации на овладение перспективными формами развития, на поиск новых сфер приложения капитала.
Обобщая все вышеизложенное, хочется отметить следующее: финансы коммерческих организаций являются основным звеном финансовой системы, так как охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Все принципы организации финансов на предприятии находятся в постоянном развитии, и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.
Совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений коммерческой организации, используемых для обеспечения ее деятельности, образует финансовые ресурсы организации. Финансовые ресурсы организации начинают свое формирование уже на стадии создания организации в виде образования уставного (складочного) капитала. Источники финансовых ресурсов в процессе функционирования коммерческой организации составляют: выручка от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, внереализационные доходы, участие на финансовом рынке как заемщика и эмитента, средства из бюджетов.
Составными частями категории финансов являются экономические категории страхования и кредитования. Кредитные и страховые коммерческие организации действуют главным образом в сфере перераспределительных отношений. Кредит как экономическая категория представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости (в денежной форме). Это движение предполагает передачу денежных средств - ссуды на время, причем за ссудополучателем сохраняется право собственности. Страхование - совокупность экономических отношений, возникающих на основеперераспределения финансовых ресурсов во времени и пространстве, по поводу формирования и использования страхового фонда для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экономическим субъектам в результате непредвиденных неблагоприятных событий.
2. Исследование выручки от реализации продукции на примере ТК "Глобус "
2.1 Исследование факторов, влияющих на выручку на розничных торговых точках
В рамках темы "Финансы коммерческих организаций" хочется рассмотреть такой экономический показатель, как выручка от реализации продукции, который, несомненно, влияет на всю финансовую деятельность организации, имеющей основную цель - извлечение максимальной прибыли.
Проведем исследование на базе торговой компании "Глобус"[20] . Компания занимается продажей канцелярской продукции, а также фото - и электротоваров. В рамках организации функционируют несколько торговых точек: 2 оптовые и 4 розничные. Цель исследования проанализировать выручку на розничных отделах, выявить факторы, влияющие на нее и насколько сильно это влияние. В конечном итоге следует разработать меры и предложения, которые позволят увеличить прибыль. Исследование проводится с помощью регрессионного анализа и пакета "Анализ данных" MSExcel.
По данным о деятельности розничных торговых точек выявим зависимость между объемом выручки (Y, руб.) и следующими факторами:
Х1 - объем поставок товара в руб.,
Х2 - месторасположение торговой точки, (принимает значение от 1 до 4, т.к рассматриваются 4 торговые точки).
Х3 - сумма сделанных скидок за месяц, в руб.,
Х4 - количество поставок товара за месяц.
Данные по торговым точкам, используемые для исследования, представлены в таблице 1:
Таблица 1. Исходные данные по торговым точкам.
Y X1 X2 X3 X4
102364,00 59995,50 1 143,50 20,00
96962,70 78911,50 1 176,00 20,00
87256,00 89252,00 1 126,00 19,00
86905,50 84063,00 1 178,50 19,00
75812,00 68034,00 1 41,00 18,00
85596,00 117478,50 1 190,00 19,00
100519,50 108500,10 1 124,00 21,00
114734, 20 140057,50 1 168,00 21,00
103026,40 105884,12 1 249,00 21,00
100653,26 91133,50 1 167,00 21,00
83384,04 76010,50 1 72,00 18,00
99026,50 111349,50 1 126,50 20,00
89057,00 55669,50 1 35,50 18,00
82434,00 88863,05 1 46,00 18,00
74858,50 72948,80 1 12,50 18,00
64077,50 52093,00 1 14,50 18,00
69494,00 71604,00 1 57,50 18,00
75031,50 88906,00 1 30,00 17,00
61601,50 50377,00 1 27,00 15,00
74741,50 85839,50 1 61,50 12,00
76824,00 65233,50 1 68,50 12,00
92750,50 72263,50 2 312,00 20,00
67791,00 91202,50 2 78,00 18,00
70836,00 57714,00 2 44,00 19,00
57861,00 50438,00 2 38,00 17,00
57747,00 60933,00 2 17,50 17,00
55003,90 57478,00 2 41,00 17,00
60054,00 79254,00 2 25,00 17,00
85000,00 85685,80 2 98,50 18,00
82698,40 95282,60 2 79,50 18,00
81467,00 133136,00 2 56,50 18,00
68792,50 53921,50 2 16,50 17,00
126211,00 149622,50 2 216,00 20,00
93573,00 89051,31 2 142,00 20,00
68509,00 79041,50 2 140,00 17,00
71628,50 66994,00 2 163,00 18,00
62164,50 52024,80 2 230,50 18,00
63127,00 72408,00 2 112,00 17,00
50887,50 43826,50 2 64,00 17,00
60248,50 75014,00 2 223,50 18,00
70628,50 72757,40 2 176,00 17,00
75539,50 69055,00 2 87,50 18,00
76494,00 41219,40 3 81,00 18,00
60059,50 68353,50 3 52,00 18,00
67881,00 52353,00 3 21,00 18,00
47391,50 48506,50 3 16,50 17,00
40226,39 38553,50 3 43,50 17,00
43166,60 51911,00 3 12,00 17,00
61619,50 77464,00 3 52,00 18,00
64755,60 71349, 20 3 24,50 18,00
63976,60 66675,00 3 47,50 18,00
57035,00 52513,50 3 65,00 17,00
61488,00 53609,00 3 86,50 18,00
90669,00 104683,90 3 115,00 20,00
79640,00 71950,50 3 35,50 18,00
64474,50 58566,00 3 48,00 18,00
63966, 20 59867,00 3 32,00 18,00
52189,00 59457,00 3 14,50 17,00
45985,70 55080,00 3 13,00 17,00
51698,50 43661,50 3 24,00 17,00
48724,50 47630, 20 3 51,00 16,00
57866,10 56107,50 3 46,50 16,00
57793,00 62673,50 3 18,00 16,00
123293,00 96632,10 4 210,00 20,00
120650,50 114954,50 4 235,00 20,00
95073,50 79664,80 4 98,50 19,00
85194,50 92681,50 4 127,00 19,00
84061,50 83853,50 4 91,50 19,00
84225,10 77924,00 4 86,00 18,00
98471,40 158445,30 4 134,00 18,00
119031, 20 133980,50 4 82,00 20,00
115663,43 133856,00 4 112,00 20,00
110282,50 135853,00 4 137,00 20,00
88586,50 38233,00 4 72,00 18,00
140180,50 150144,00 4 196,00 20,00
105312,50 81414,00 4 121,00 20,00
105082,90 78878,80 4 111,00 20,00
107499,72 119432,17 4 125,00 20,00
88912,97 81495,60 4 92,00 19,00
84021,00 92039,05 4 64,50 18,00
98631,00 92077,00 4 134,00 18,00
102983,00 111521,35 4 256,50 19,00
113964,60 133875,60 4 137,00 17,00
112715,50 109188,00 4 100,00 20,00
Построим уравнение регрессии, характеризующее зависимость выручки от всех факторов.
Воспользуемся пакетом Анализ данных "Регрессия" MSExcel и представим результаты на рисунке 3: