Файл: Понятие правонарушения (понятия и видов правонарушения).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Понятие правонарушения вошло в нашу жизнь еще в глубокой древности, наверное, с тех времен, как было создано римское право. Именно с тех времен, философы и ученые вели споры о его наиболее полном определении, видах, признаках. Правонарушение – одна из основных категорий права, она определяет и уровень ответственности, и виды наказаний.
Примечательно, что однозначно и полно определить понятие и виды правонарушений невозможно, потому как с развитием общества, информационных технологий, личности, меняются и составы правонарушений, наносимый ими ущерб и степень вредности. Приведем простой пример: в конце прошло века в уголовном кодексе не предусматривалось наказание за информационные преступления (хакерство, уничтожение и взлом баз данных, создание и запуск вируса и пр.). В современных условиях мы не только разграничиваем составы данных видов преступлений, но и имеем техническую возможность собрать необходимые доказательства, а также предотвратить правонарушение.
На наш взгляд, вопрос о понятии и видах правонарушений всегда останется актуальным, потому что предела их разнообразию нет. Преступники всегда изобретают что-то новенькое, а ученые вынуждены придумывать этому названия.
Цель работы заключается в изучении на основе исследования научной литературы, нормативных актов и материалов судебной практики понятия и видов правонарушения.
Задачи: Анализ понятия «правонарушение»; Выделение общих признаков правонарушений; Формулирование классификации правонарушений.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области права.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Понятие правонарушения
Как показывает анализ общенаучных источников, что понятием оформляется способ бытия какого-то предмета, оно получает свое выражение в языке и в определенных формах взаимодействия различных субъектов[1], тогда как научные понятия выступают как «содержательные представления относительно закономерного и существенного в тех или иных явлениях, процессах, происходящих в окружающем мире»[2]. Поэтому допустимо утверждать, что явление выступает «первичным», понятие же, им отражаемое и фиксируемое, - «вторичным». Между тем, постичь сущность и содержание явления можно исключительно посредством понятие.
Научным познанием предполагает научный переход от явлений к их сущности, ввиду чего идеальным вариантом является рассмотрение некоторого явления, получение его восприятия, а после этого - рассмотрение в «понятии явления», чтобы после этого переходить к анализу «понятия сущности». В подобной ситуации каждому человеку необходимо было бы постигать окружающий мир в некой искусственной среде, где им наблюдается явление, после чего переходить к его понятию. На самом же деле подобное не происходит, поскольку, появившись на свет, каждый человек приобретает в своем языке значительно количество слов и терминов, заранее фиксирующих то или иное явление посредством понятия.
Является общепризнанной точка зрения о том, что понятие возникает посредством абстрагирования: берется нечто общее, а из него отвлекается единичное. Но в реальной действительности абстрагирование происходит по- другому, так как «отвлечь нечто от другого нечто можно лишь тогда, когда уже имеют то, от чего абстрагируют, когда оно уже установлено»[3]. Предпонимание того, чем является определенное понятие, как считают представители философской науки, у человека имеется с детства, до рефлексии заложено в языке[4]. Ввиду этого «разглядеть» истоки того или иного социального явления возможно исключительно посредством понятия, выработанного наукой в целях его обозначения. В этом смысле не является исключением и правонарушение.
Право, регулируя общественные отношения, воздействует на поведение человека или коллектива людей. С позиций соответствия поведения требованиям правовых предписаний можно говорить о правомерном или неправомерном поведении. Правомерным считается такое поведение, которое осуществляется в рамках правовых норм, не нарушает их, не наносит ущерб обществу, организациям и гражданам.
Несомненно, при этом подавляющее большинство субъектов права именно таким образом действуют в правовой сфере. Правомерное, законопослушное поведение характеризуется сознательным подчинением субъектов права требованиям норм права. Оно представляет собой конечный результат, к которому стремится государство, выражая свою волю в нормативных правовых актах. Через правомерное поведение обеспечивается правопорядок, необходимый для нормального функционирования общества.
Антипод правомерного поведения - неправомерное поведение, которое выражается в несоблюдении норм права, неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на субъекта права обязанностей, в действиях, предпринимаемых им вопреки правовым предписаниям.
Типичной разновидностью неправомерного поведения является правонарушение.
Анализ источников литературы показывает, что понятие «правонарушение» достаточно давно интересует представителей научного сообщества, в частности, его исследовали различные специалисты в соотношении с иными поступками субъектов, которые являются юридически значимыми для динамики общественных отношений.
Истоки рассматриваемого понятия обнаруживаются в далеком прошлом человечества, проистекая их принятых в обществе представлений относительно добра и зла, справедливом и честном, достоинства и добродетелей, становясь критериями моральной, а также юридической оценки поступков субъектов.
Как указывают исследователи, во времена неписаного права реагирование на причиненную лицу обиду относилось к компетенции самого обиженного, то есть таковое выступало как личное дело частных лиц[5]. Данному периоду было свойственно разрешение конфликтов посредством применения насилия к нарушителю. Институт мести выступает как прообраз понятия ответственности, причем уже ранним стадиям развития человеческого общества было свойственно наличие определенных представлений о примитивных процессуальных формах, «упорядочивающих конфликтную ситуацию спора или наложение наказания за действия, близкие к преступлению или являющиеся таковыми»[6].
Изначально в качестве источников правонарушений, а также ответственности за таковые выступали нормы первобытной морали, традиций, обычаев, а также различные ритуалы. Особенное место отводилось религиозным правилам, выступавшим в качестве всеобщих норм. В более поздний период правила, обычаи, а также религиозные нормы начали переводиться в юридическую плоскость, получая закрепление в нормах юридических актов, т.е. трансформировались в юридические нормы.
В качестве подтверждения существования указанной тенденции можно привести памятник древнерусского права «Русская Правда», которому было свойственно сохранение определенных элементов обычаев, связанных с действием принципа талиона («око за око, зуб за зуб»), когда речь шла о кровной мести. Однако уже и в этот период усматривается отдельное изменение в целях наказания за противоправное поведение в сторону возмещения ущерба (как материального, так и морального).[7]
Римскому праву было свойственно толкование правонарушения посредством использования для его определения таких слов, как «обиженный», «месть» и «удовлетворение обиженного», а также некоторых других, свидетельствующих об истоке правонарушений, которым являлся социальный конфликт[8].
Таким образом, истоки правонарушения кроются в социальных конфликтах, возникающих в связи с нарушением определенных правовых предписаний, содержащихся в общеустановленных правилах поведения. При этом какой-либо терминологической четкости в описании этого явления не наблюдалось.
При этом необходимо указать на то, что и советскому периоду вплоть до 1960-х годов прошлого столетия не была свойственная терминологическая четкость употребления понятия «правонарушение». Отраслевые науки содержание этого явления, как правило, описывали посредство применения различных понятий, к примеру, «деликт», «проступок» либо «преступление». Лишь с появлением в 1963 году монографии И.С. Самощенко под названием «Понятие правонарушения по советскому законодательству» заложило основы становлению общетеоретического понимания понятия правонарушение как родового обобщающего термина в юриспруденции. Данному исследователю также принадлежит заслуга в сведении воедино накопившихся отраслевых знаний касательно основных признаков правонарушений.
В современных источниках литературы авторами приводится множество разного рода определений правонарушений, которыми обобщается тот или иной, более или менее полный, набор его признаков.
Однако стоит для упорядочения изложения указать на то, что правонарушение в наиболее общем виде нужно рассматривать с двух позиций: как социальное явление, а также как правовое понятие.
Действительно, правонарушением является определенное явление в общественной жизни, которое является негативным с точки зрения своей социальной направленности, поскольку таковым причиняется вред для нормального упорядоченного развития общественных отношений, а также таковое требует государственного правового реагирования к каждому факту его совершения. Оно представляет собой одну из разновидностей ежедневного человеческого поведения, которое опирается на свободу воли, а также выступает как достаточно распространенный способ ее реализации, вступающий, однако, в противоречие с правовым нормами.
Поэтому стоит признать правильным то мнение, что правонарушению присущи социальные корни, оно выступает как социальное явление, между тем, подобная родовая принадлежность отнюдь не отвергает имеющейся у 9
него правовой сущности[9].
Стоит согласиться с точкой зрения о том, что сущность всякого понятия или явления в значительной степени легче осознать в том случае, если его определение приводится в положениях законодательства[10]. Поэтому юридическую сущность правонарушения хотелось бы рассмотреть через призму законодательного регулирования его понятия.
Так, применительно к теме настоящей работы можно указать на то, что законодательные определения отдельных разновидностей правонарушений законодателем прямо приведены в правовых нормах. К примеру, если вести речь о преступлениях, то их понятие урегулировано в ст. 14 УК РФ[11], где говорится о том, что под ним необходимо понимать «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».
Определение административных правонарушений также легализовано, оно содержится в ст. 2.1 КоАП РФ[12], где сказано о том, что под ним понимается «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
Еще одно легальное определение разновидности правонарушения можно обнаружить в положениях налогового законодательства, где в ст. 106 НК РФ[13] законодатель указал определение налогового правонарушения, под которым необходимо понимать «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность».
Также применительно к сфере трудовых отношений законодатель закрепил дефиницию правонарушения в сфере труда, указав с ст. 192 ТК РФ[14] на то, что дисциплинарным проступком выступает неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания.
Таким образом, мы можем заметить, что исходя из положений действующего российского законодательства, правонарушение представляет собой виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица, наносящее вред обществу, характеризующееся опасностью, влекущее за собой юридическую ответственность. Указанное определение синтезирует перечень признаков, присущих данному негативному социальному явлению, а также позволяет выявить его сущность, состоящую в нарушении предписаний норм права, влекущих применение к нарушителю мер юридической ответственности.
Далее хотелось бы отдельно остановиться на вопросе разграничения правонарушений и иных различных явлений.