Файл: Правовая культура. Правовой нигилизм и правовой фетишизм (Негативное влияние правового нигилизма и правового фетишизма на правовую культуру).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическая характеристика правовой культуры
1.1. Понятие и сущность правовой культуры
1.2. Современное состояние правовой культуры российского общества
2. Правовой нигилизм и правовой фетишизм как составляющие правовой культуры
2.1. Понятие, сущность и особенности правового нигилизма и правового фетишизма
2.2. Негативное влияние правового нигилизма и правового фетишизма на правовую культуру
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что правовая культура общества выступает неотъемлемой частью культуры в целом, которую в современной антропологии принято определять в качестве совокупности созданных человеком благ. Ученые-социологи и правоведы предлагают понимать под культурой общества совокупность сформированных духовных ценностей. В философии культура определяется через призму сложившегося исторически уровня развития общества, а также творческих сил и способностей его отдельных членов и т.д. Из сказанного выше можем сделать вывод об исключительной сложности соответствующего явления и многочисленности подходов к его определению. При этом правовая культура общества, будучи элементом общей культуры также характеризуется наличием ряда отличительных сущностных и структурных особенностей. В силу того, что в настоящий период времени правовая культура российского общества подвергается стремительным трансформациям, причины которых лежат как в событиях всей истории России как государства, так и в том, что современный этап развития Российской Федерации характеризуется крайней нестабильностью с правовой точки зрения, представляется целесообразным проанализировать особенности правовой культуры российского общества через призму правового нигилизма и правового фетишизма (идеализма).
Объектом исследования в рамках заявленной темы выступает правовая культура.
Предмет исследования – правовой нигилизм и правовой фетишизм как неотъемлемые составляющие правовой культуры.
Целью исследования в рамках заявленной темы выступает анализ правовой культуры современного российского общества с точки зрения правового нигилизма и правового фетишизма. Для достижения заявленной темы необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:
- дать понятие и охарактеризовать сущность правовой культуры;
- выявить современное состояние правовой культуры российского общества;
- дать понятие, охарактеризовать сущность и выявить особенности правового нигилизма и правового фетишизма;
- проанализировать особенности негативного влияния правового нигилизма и правового фетишизма на правовую культуру.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи: изучить понятие и сущность правовой культуры; установить современное состояние правовой культуры российского общества; проанализировать правовой нигилизм и правовой фетишизм как составляющие правовой культуры; рассмотреть понятие, сущность и особенности правового нигилизма и правового фетишизма; выявить негативное влияние правового нигилизма и правового фетишизма на правовую культуру.
Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретическая характеристика правовой культуры
1.1. Понятие и сущность правовой культуры
Для того чтобы говорить о концепции правовой культуры, необходимо определить, в первую очередь, понятие самой культуры. В переводе с латинского языка «cultura» означает: «воспитание, обрабатывание, возделывание, развитие». В Риме было принято употреблять «культуру» в словосочетаниях с каким-нибудь объектом, что означало улучшение данного объекта. Например, «cultura lingua» - совершенствование языка.
Появление слова «культура» в России связывают с изданием двух словарей. Первый раз это слово упоминается в «Карманной книжке для любителей чтения русских книг, газет и журналов». Словарь был выпущен в 1837 году И. Ренофацем. Позже, в 1845 году появляется «Карманный словарь иностранных слов», автором которого является Н. Кириллов. Основной же термин «культура» сформулировал профессор Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данил Михайлович Велланский в своей работе «Основные начертания общей и частной физиологии». Однако, первое время, это слово не было широко распространенно. Его заменяли выражения схожие по значению, такие как: воспитанность, образованность, разум. Так, в словаре Пушкина «культуру» полностью сменяет «просвещение».
Авторы учебников по-разному рассматривают правовую культуру. Н.С. Злобин писал: «культура – это социально значимая творческая деятельность, предполагающая освоение богатства и опыта человеческой истории во внутреннее богатство индивидов...».[1] С.И. Ожегов в своем словаре под культурой понимает и определенную «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей».[2] При сочетании этих двух определений можно сказать, что культура – это изучение людьми уже имеющихся результатов творчества, т.е. их превращение в способ организации и развития жизнедеятельности человека. Она выражается в различных сферах общественной жизни. Например, в сфере труда, философии, быта, правовых отношений, политики и др. В общем виде культура - это все то, что создано человеком.
Рассматривая культуру в сфере права, можно сказать, что это успехи и достижения в развитии государства и права. Она совершенствует правовую организацию жизни людей. Правовая культура включает в себя как систему идей, ценностей и знаний, так и различные институты права.
Правовая культура – это разновидность общей культуры, включающая духовные и материальные ценности, относящиеся к правовой действительности.[3] Она различается как правовая культура в широком смысле, что означает совокупность представлений людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц и как правовая культура в узком смысле, представляющее собой совокупность представлений людей как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права.
Правовую культуру можно также определить, как способность личности действовать в соответствии с законом, независимо от его совести. Не выполнение данных действий, либо действие противоположное им признается некультурным поведением. Оно выражает негативное отношения лица к предписаниям законодательства и влечет его нарушение. От понимания человеком права складывается его осознание и толкование правовой культуры.
Правовая культура общества складывается из правовой культуры отдельной личности. Правовая культура личности – это, прежде всего, уровень знания права каждого гражданина, уважительное отношение к праву, умение применять на практике свои юридические знания. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием и опирается на него следующими компонентами: достигнутым уровнем правового сознания, полноценным законодательством, развитой правовой системой, эффективным независимым правосудием, широким спектром прав и свобод гражданина и их гарантиями, прочными правовыми традициями, четкой работой правоохранительных органов, уважением законов и многим другим, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.
В наиболее общем виде правовая культура общества может быть определена следующим образом: правовая культура общества – это качественная характеристика общества, отражающая степень развития основных элементов правовой системы: законодательства, правоприменения и общественного правосознания.[4]
Альтернативным определением правовой культуры, в рамках которого преодолевается определенный формализм и делается акцент именно на культурной ценности рассматриваемого явления выступает определение, в рамках которого правовая культура общества определяется следующим образом: правовая культура общества – это совокупность внутренних побуждений, представлений индивидов и имеющихся в обществе представлений о необходимости соблюдения правовых предписаний, обеспечения режима законности и правопорядка, базирующиеся на правовом сознании.[5]
Правовая культура играет крайне важную роль в общественной жизни, поскольку в силу особенностей психики людей, наибольшую эффективность для обеспечения регулирования их поведения и ее направления в верное, с точки зрения общественной нравственности и морали русло, приобретает такое воздействие, при котором необходимые правила поведения осознаются и принимаются человеком, а соответствующее поведения реализуется в результате собственного выбора, а не из страха быть привлеченным к тому или иному виду юридической ответственности. Иными словами, исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т.д. Следовательно, правовая культура общества применительно к обеспечению объективно необходимой регламентации общественных отношений и стимулированию правомерного поведения обладает гораздо большим значением, нежели количество установленных нормами действующего законодательства запретов или суровых мер юридической ответственности.
Таким образом, крайне важным для обеспечения правопорядка и режима законности в обществе представляется планомерное повышение уровня правовой культуры.
В силу сложности и многоаспектности такого явления, как правовая культура общества, различными являются и составляющие ее элементы, в качестве примеров которых могут быть названы:
- определенные модели правового мышления и восприятия правовой действительности;
- степень уважения норм права членами общества уровень осведомленности населения о тех нормативно-правовых предписаниях, которые актуальны на текущем этапе исторического развития государства;
- уровень качества и эффективности процессов правотворчества и правоприменения;
- результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.) и т.д.[6]
При этом несмотря на многочисленность приведенных выше элементов правовой культуры общества (перечень которых не является исчерпывающим), все они могут быть сгруппированы в четыре ключевые элемента структуры правовой культуры общества:
- уровень правосознания;
- состояние законности в обществе;
- эффективность законотворчества;
- состояние юридической практики и правоприменения.[7]
Как было отмечено выше, исключительно важной задачей государства, стремящегося к построению правового демократического общества, выступает повышение правовой культуры соответствующего общества. При этом основными направлениями воздействия для целей реализации обозначенной выше задачи могут быть названы:
- широкое информирование граждан страны об актуальных нормативно-правовых предписаниях, имеющих ключевой значение для отстаивания базовых гражданских интересов;
- демонстрация образцов и идеалов к достижению которых в плане совершенствования законности и правопорядка необходимо стремиться современному обществу, в том числе посредством демонстрации конкретных примеров уровня развития правовой культуры общества в зарубежных государствах;
- воздействие через лиц, получающих профессиональное образования путем, с одной стороны, повышения правовой грамотности, а с другой – наглядного убеждения в ценности права и его необходимости для обеспечения охраны прав и свобод человека от любых форм произвола.[8]
В деле повышения правовой культуры обществе важное значение имеет деятельность и по так называемому правовому воспитанию. Правовое воспитание – это целенаправленное планомерное воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, целью которых выступает выработка у широких слоев населения уважительного отношения к праву и привычки добровольного соблюдения его предписаний. При этом, очевидно, что правовое воспитание с учетом характера и особенностей, в том числе политического режима в государстве, может проводиться различными способами. Однако, наиболее эффективный результат правового воспитания достигается тогда, когда индивид осознанно усваивает ключевые правовые положения.
1.2. Современное состояние правовой культуры российского общества
Для того, чтобы оценить современное состояние правовой культуры российского общества, целесообразно обратиться к исследованиям, направленным на выявление уровня правовой грамотности и правовой культуры среди россиян, которые в последнее время проводятся в большинстве городов РФ.
Так, например, в рамках исследования, которое было проведено в 2017 году, почти треть россиян (30%) оценивают свой уровень правовых знаний как низкий, а более половины (52%) считают его удовлетворительным. Такие данные были получены в ходе всероссийского опроса, проведенного аналитическим центром НАФИ в 42 регионах России.[9] 16% респондентов заявили о высоком уровне правовой грамотности. При этом самыми юридически «подкованными» считают себя респонденты, столкнувшиеся с нарушениями своих прав. Наибольшую уверенность в собственной правовой грамотности продемонстрировали жители городов-миллионников (16% - выше среднего, 8% - высокий уровень), городов с населением от 500 тыс. до миллиона (16% - выше среднего, 4% - высокий уровень) и поселков городского типа с населением до 50 тыс. человек (15 и 4% соответственно). Среди тех, кто сталкивался с нарушениями своих прав, 21% оценивают свои знания как высокие. А среди тех, у кого подобного опыта нет, высокие оценки своей правовой грамотности дали 14% респондентов.