Файл: ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА (Понятие государства, его характерные особенности и признаки).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1. Понятие государства, его характерные особенности и признаки
1.2. Причины возникновения и становления государства
1.3. Пути формирования государства
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Н.М. Чистякова, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах.[6]
Так же следует отметить, что многие авторы, например, такие как Н.М. Чистяков, Г.Ф. Шершневич данный путь формирования называют «западным» или «античным».
Европейский путь формирования государств характеризовался следующими особенностями:
- благоприятные для выживания человека климатические и географические условия стали фактором, способствовавшим разложению общины и возникновению частной собственности на землю;
- возникновение частной собственности на землю;
- социальная дифференциация общества, образование антагонистических классов;
- формирование органов управления и принуждения.
Европейский (античный) путь возникновения государства связывают, прежде всего, с Древней Грецией, Древним Римом, Финикией, Карфагеном, древнегерманскими государствами, поэтому, выделяют триосновные формы возникновения европейских государств: афинскую, древнеримскую, древнегерманскую.
Рассмотрим каждую форму:
- Афинская. Возникновение государства в Афинах шло классическим путем, т.е. из внутренних противоречий. Государство образовалось непосредственно из классовых противоречий между обеспеченными и неимущими гражданами Афин, возникавших в рамках родовой общины при переходе к земледелию. На это повлияли две революции, которые произошли в течение одного столетия и получили закрепление в реформах Солона и Клисфена. Именно эти революции и привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, формированию частной собственности и появлению институтов публичной власти;
- Древнеримская. Формированию государства древних римлян способствовала борьба между патрициями, составлявшими коренную римскую аристократию, и плебеями, бесправным пришлым населением, не допускавшимся к управлению обществом. В результате побед плебеев общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. Борьба плебеев и патрициев стимулировала разложение родоплеменного строя;
- Древнегерманская. Возникновение государства древних германцев ускорилось завоеванием ими огромной территории Римской империи, для управления которой органы власти родового строя не были приспособлены. Франкское государство к середине IX в. распадается на три королевства -западнофранкское (Франция), восточнофранкское (Германия) и срединное (Италия).
Так же при написании курсовой работы, было установлено, что например, В.И. Червонюк выделяет возникновение государства у славянских народов в отдельную форму, потому что у них никогда не существовало рабовладельческого уклада.
К специфическим особенностям возникновения государства у восточных славян он относит:
- постоянную внешнюю угрозу (хазары, германская экспансия, норманны);
- принадлежность земли к общине (сначала родовой, а потом и соседской);
- транзитное положение славянских народов между Северной и Западной Европой и Византией, Востоком (рост городов).
Таким образом, каждый из ранее рассмотренных способов формирования государства имеет свои особенности становления.[7]
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
2.1. Причины многообразия теорий происхождения государства
В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или – взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.[8]
За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются по сей день.
Причины их и зарождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем. Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства и права и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия. Во-вторых, в неизбежности различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами. В-третьих, в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего (на основе ранее существовавшего государства) возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений. И, в-четвертых, в преднамеренном или непреднамеренном смещении в ряде случаев процесса возникновения государства с другими соотносящимися с ним процессами.[9]
Обращая внимание на последние обстоятельство, Г. Ф. Шершенивич отмечал, что вопрос о происхождении государства часто смешивается с вопросом «об основании государства». Конечно, логически эти два вопроса совершенно различны, но «психологически они сходятся общими корнями». Вопрос о том, почему нужно повиноваться государственной власти, в таком представлении логически связывается с вопросами, каково ее происхождение.[10]
Таким образом, в строго теоретическую проблему о происхождении государства вносится чисто политический момент. «Не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод».
Различного рода теории возникают не только в связи с неправомерным смещением процесса возникновения государства с другими взаимосвязанными с ним процессами.
Оставляя вопрос о происхождении государства и права весьма запутанным и нерешенным, не умея, как отмечал Н. М. Коркунов, естественным путем объяснить их происхождение, в них начали усматривать «божественное установление». Государство и право получает таким образом, в глазах людей значение некого объективного порядка, «не зависящего от человеческой воли, стоящего выше человеческого произвола».[11]
И это действительно так. Как показывает опыт решения проблем происхождения государства и права, особая роль в решении этих вопросов на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Ещё в древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова», - читаем мы в библии. Но особенно широкое6 распространение данной идеи получили на стадии перехода многих народов к феодализму и в феодальный период. На рубеже 17-18 вв. Примерно в тот же период появляется учение широко известного в просвещенном мире ученого-богослова Фомы Аквинского. Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира.
Религиозные учения о происхождении государства и права имеют существования и по сей день. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме, о том, что на возникновение и развитие государства, а также на закат отдельных государств и правовых систем решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них – жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты.[12]
Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и социальной жизни людей.
Научные исследования свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право – на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя.
В отличие от многих буржуазных авторов, считавших, что государство и право существуют на всех стадиях развития человеческого общества, пролетарские ученые и идеологи придерживались иного мнения. С их точки зрения, государство имманентны лишь классовому обществу. Что же касается доклассового, первобытного общества, то в нем существуют лишь зачатки государства и права.[13]
О проявлении признаков государства в любой стране свидетельствуют прежде всего выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами.
О появлении признаков государственной организации общества и вытеснении ею первобытнообщинного строя свидетельствуют и другие факторы. Они указывают на то, что государство не навязывается обществу извне. Оно возникло на его основе естественным путем. Вместе с тем оно развивается и совершенствуется. "Все древнейшие государственные организации, — писал в середине XIX в. немецкий историк Г. Ландау, — возникли не из человеческого произвола, не благодаря организационным эдиктам... Как раз наоборот. Они выросли, словно растение из зерна, брошенного в землю, в силу объективной необходимости, в силу неизменных, самой природой данных законов".[14]
Анализируя гипотезы, концепции, теории происхождения государства, неверно исходить из того, что одни из них полностью ошибочны, а другие – полностью правильные и истинные. Разумеется, что не все подобные концепции и теории равноценны, но на пути к искомой истине все они представляют определенную познавательную ценность. Различные концепции происхождения государства дополняют друг друга и содействуют воссозданию более полной картины сложного и многоаспектного процесса исторического генезиса государства.
Каким образом возникло государство? Многие ученые, философы пытались разобраться в этом вопросе. Поэтому существует множество теорий.
Рассматривая процесс, а вместе с ним теории возникновения государства, остановимся на раскрытии лишь некоторых, наиболее известных и распространенных из них.
2.2. Теологическая теория
Теологическая (от греч. theos – бог и logos – учение) теория происхождения государства является одной из самых древних, можно сказать, исторически первой, ибо исторически первым было и религиозное мировоззрение.[15]
Теологическая (божественная) – (Фома Аквинский) является одной из первых теорий. Обосновывает божественное происхождение государства и непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то по его воле создано также и государство с законами.
Учение о божественном происхождении государства возникло еще в Древнем мире, и прежде всего в теократических монархиях Египта, Вавилона, Иудеи и др.
Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты – Жак Маритен и др.). Особо широкое распространение теологическая теория генезиса государства получила в Средние века (наиболее известен католический богослов XIII в. Фома Аквинский).
Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства. Государство есть Божий промысел, смысл которого в установлении на Земле порядка и гармонии, аналогичных тем, что существуют в Царстве Божием. Это оказывается возможным потому, что "вся власть от Бога". Бог является творцом всего сущего на Земле, в том числе и государства. Проникнуть в тайну божественного замысла, а следовательно, постичь природу и сущность государства, по замыслу авторов теории, невозможно, а потому следует лишь верить и безропотно подчиняться носителям власти Божией, т.е. правителям.[16]
Вместе с тем, придавая государству и государственной власти божественный ореол, теологическая теория присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.
2.3. Патриархальная теория
Согласно патриархальной теории (была широко распространена в Древней Греции и в рабовладельческом Риме) государство возникло из разросшейся семьи. Власть монарха произошла из власти над членами семьи и подобна отеческой власти.[17]