Файл: Формы государственного устройства (союзные государства как особую форму государственного устройства и перспективы их развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. В XXI веке вопрос о природе и сущности формы государственного правления не потерял своей актуальности. В различные исторические эпохи, выдающиеся мыслители пытались предложить наилучшую форму построения государства, которая идеальным образом упорядочивает жизнь людей. Многие из них (Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, М. Падуанский, Дж. Локк, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич, Л.А. Тихомиров, и др.) видели выход в усовершенствовании единоличных моделей публичного управления, путём смешения республиканских и монархических институтов политического господства. В современной отечественной теории государства и права актуализация данной темы связана с кризисом верховной власти России в 90-х гг. XX столетия и попыткой её модернизации в начале XXI века.

Развитие юридической науки-это история зарождения, развития и противоборства различных типов понимания государства и права, объединяющих разнообразные идеи, теории и учения, пытавшиеся определить сущность права и государства как специфических явлений социальной жизни. Понимание государства и права опосредует не только развитие научной мысли, но и воздействует на правотворчество и правоприменение.

На сегодняшний день общепризнанным является факт того, что государство выступает в качестве центрального политического института, образование которого является неизбежным следствием эволюции общества. Изучение территориальной организации государства становится одним из важнейших направлений исследований юридического государствоведения. Весомый довод в пользу этого- признание очевидного обстоятельства, что от территориальной организации государства зависит и построение системы органов власти и управления, и организации взаимоотношений как между этими государственными органами, так между государством и гражданами.

Исследование формы государства никогда не теряло актуальности и не теряет и по сей день, что обусловлено непростой политической и экономической обстановками, в которых пребывает не только наша страна в частности, но также и другие государства.

Ранее в литературе предпринимались попытки выделить так называемый ведущие элементы форм государства. Иногда в качестве таковых называли форму правления, чаще- политический режим. Представляется, что подобные попытки носили ошибочный характер, ибо нельзя выделить какой-то один элемент в качестве универсального носителя изменений в форме государства. Следует признать, что в конкретных исторических условиях, преобразования любого из составляющих ее элементов могут стимулировать изменение формы государства в целом. Это справедливо в отношении как древних, так и современных государств. Отсюда познать закономерности и основные направления эволюции формы государства можно только в единстве всех ее сторон и элементов.


Государственное устройство - одна из составляющих формы государства, которая отражает специфику его территориальной организации. Только после изучения устройства государства можно утверждать, что сделан еще один шаг на пути достижения такого сложного, социального института, каким является государство.

Формы государственного устройства вызывают живой интерес исследователей: в последние годы этой проблеме уделяется большое внимание.

Объектом исследования дипломной работы является основные современные формы государственного устройства.

Предметом исследования является основные формы государственного устройства в современном мире.

Целью работы является рассмотрение особенностей основных форм государственного устройства, их сопоставление между собой.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:

1. Определить и дать понятие формы государства;

2. Рассмотреть государственное устройства как элемент формы государства;

3. Рассмотреть союзные государства как особую форму государственного устройства и перспективы их развития.

Методологической основой исследования, является совокупность различных общенаучных, специальных, частнонаучных и других методов. Нормативную и содержательную базу исследования составили относящиеся к предмету исследования российские законы, иные нормативные правовые акты, научные труды юристов.

Теоретической основой являются труды М.Н. Марченко, М.М. Рассолов, Н.И. Грачев, О.А. Колоткина .

Структуру работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие формы государства

Особое внимание в теории государства и права уделяют такому понятию как форма государства. В зависимости от понимания формы государства и формируется представление о самом государстве и назначении его в обществе в целом. Помимо всего, вопросы о роли понятия и особенностях форм государства имеют важное значение не только в теоретическом, а также не менее важны и практическом применении. Для того чтобы понять, что из себя представляет государство как таковое, необходимо определиться с таким понятием как форма государства, из каких элементов она состоит, как эти части взаимодействуют друг с другом.


Форма государства, как правило, служит выражением его сущности и содержания. Для того чтобы дать понятие формы государства, необходимо рассмотреть его основные элементы, его строение, структуру, методы осуществления и взаимодействия государственной власти. Надо понимать, что форма государства постоянно изменяется под влиянием множества, вновь возникающих различных обстоятельств, условий.

Важное значение для становления и развития формы государства имеют различные политические, идеологические, экономические и социальные факторы. Формы государства подвергались изучению уже в древности. По мнению философов Греции, Рима и стран Востока, вопрос о классификации государственных форм являлся одним из важнейших в науке.

В период средневековья в учениях о формах государства, так или иначе, обосновывался божественный источник политической власти. Мыслители (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо) в своих политических учениях стремились обосновывать формы государства, исходя не из воли бога, а из деятельности человеческого разума. В их теориях разоблачалась несправедливость власти тиранов, разрабатывались формы государства, наилучшим образом соответствующие принципам естественного права. Монтескье считал, что формы государства зависят от размеров территории, климата страны и других свойств географической среды. Древнегреческий мыслитель, философ Античного мира Платон считал, что идеальная форма правления государства является: «законная власть немногих», имея в виду аристократию. При этом он выделял также и другие формы, такие как «законная монархия», подразумевая царскую власть и «незаконную» - олигархию. Платон считал аристократию идеальной формой государства, он утверждал, что она не вечна и с течением времени государство может прийти в упадок и в связи с этим изменить свою форму. Аристотель считал, что форма государства является системой, которую представляет верховная власть в государстве. Он разделял их по числу лиц, управляющих государством, и выделял следующие формы государства: монархию, аристократию, демократию. По его мнению, существовали «правильные» и «неправильные» формы. К «правильным» он относил вышеперечисленные формы а к «неправильным» - тиранию, олигархию, охлократию. Каждая из форм могла менять и искажаться под воздействием различных условий и из «правильной» перейти в «неправильную». Идеи о форме государства существовали и формировались не только в Античном мире, в таких странах как Древняя Греция и Рим, но также и в других стран. В разные времена и на разных стадиях становления и существования государств. И сейчас в наше время, ученые разных стран, уделяют большое внимание такому понятию как форма государства. «Среди них, до сих пор нет единого мнения о понятии, содержании и видах формы государства»[1]. Форма государства имеет тесную связь с государственной властью. Многие дореволюционные ученые Российской Империи утверждали, что любое государство является не чем иным, как организацией государственной власти, которая выступает в её всевозможных проявлениях и формах. Известный Российский юрист Г.Ф. Шершеневич считал, что вопрос о форме государства есть вопрос о том, «кто является органом власти, или, иначе, кто те лица, чья воля подчинила себе волю всех лиц, живущих в пределах данной территории»[2]. Так же понимал природу формы государства и Н.М. Коркунов. Он писал: «По форме устройства все государства могут быть разделены, как это признается издавна, на монархии и республики, но их различие не в числе правящих лиц, а в их юридическом положении»[3]. А.Ф. Кистяковский в начале двадцатого века писал, что «если бы воля государства, была властью, то есть если бы оба эти понятия государственной власти и государственной воли были тождественны, то государственная воля оставалась бы властью и в тех случаях, когда государство вступает в частноправовые сделки. Но в действительности это не так. В частноправовых сделках воля государства не является властью, а стоит наравне с волей частных лиц. Поэтому определение власти как воли явно несостоятельно»[4].


В настоящее время в российской науке форму государства обычно рассматривают как единство трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и государственного ( политического) режима.

В различных странах наблюдается большое разнообразие форм государства, поскольку каждое государство имеет свои особенности, характерные черты. Особую роль при этом играет многонациональный состав населения, что может служить предпосылкой федеративного устройства страны. В качестве определяющих могут быть и исторические предпосылки и идеологические факторы.

Форма государства как особый комплексный институт представляет собой совокупность его высших признаков, определяющих порядок формирования и организацию высших органов государства, административно- или национально-территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления государственной власти[5].

В научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. Наиболее узкая трактовка восходить к Геродоту, Платону, Аристотелю, Полибию и Монтескье.

Ее представители считают, что вид и характер формы правления «зависит от организации верховной власти в государстве» или напрямую с ней связаны. На этой позиции стояли в начале ХХ века такие крупные мыслители, как Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич, П.А. Сорокин. Фактический к ней примыкал и Н.М. Коркунов. Среди современных исследователей сторонниками такой точки зрения являются: С.С. Алексеев, К.В. Арановский, Б.А. Страшун и некоторые другие.

А.А. Мишин считает, что « характер формы правления, существующий в данном государстве, зависит от организации верховной государственной власти» и определяется « структурой и правовым положением высших органов государственной власти»[6]. Целый ряд авторов уточняет, что организация верховной власти включает в себя порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.

Форма правления является важным элементом и составной частью формы государства. В зависимости от того кем осуществляется и кому принадлежит власть, одному лицу или выборному коллективному органу, можно разделить (подразделить) форму правления на две части: монархии и республики. При монархической форме правления источником власти в государстве и ее носителем будет являться монарх. При республиканской же основным и главным источником власти признается население страны, а ее носителем объявляется выборные государственные органы.


Форма правления есть способ или порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и с населением.

Следует отметить, что разделение форм правления на различные виды, формирует как современная государственная действительность, так и многие другие факторы, которые сформировались исторически. К ним относятся: национальные, религиозные, культурные, экономические и другие.

Форма государственного устройства – это внутреннее территориальное устройство государства (деление на составные части – административно-территориальные единицы, суверенные государства) и характер взаимоотношений между центральной властью государства и составными частями государства. Это еще один важный элемент формы государства.

Выделяют две основные формы государственного устройства: федеративное государство и унитарное. Так же рассматривают конфедерацию, как особую форму государственного устройства.

Унитарное государство – это единое, целостное государство, состоящее из отдельных административно-территориальных единиц, не обладающие признаками государственности, выступающие от государства в целом.

Унитарное значит простое, неделимое. Административно-территориальные единицы не могут обладать полной политической самостоятельностью. Большое внимание в юридической литературе уделяется унитарной форме государства. Унитарная форма государственного устройства свойственна небольшим по территории государствам. Весьма условными примерами могут быть такие страны как: Дания, Англия, Голландия, Монголия и другие. Их нельзя обозначить как чисто унитарные государства, поскольку их форма является своего рода переходной из унитарного в федеративное государственное территориальное устройство. И, как правило, являются классическими, доктринальными примерами унитарных государств.

Федеративная форма государственного устройства. Федеративное государство – это единое союзное, составное государство, состоящее из двух или более относительно самостоятельных государств или государственно подобных образований, имеющие признаки государственности.

Каждый из субъектов или частей федерации, обладает своим собственным административно-территориальным делением. Помимо, федеральных органов, как правило, имеет свои собственные высшие органы государственной власти, судебные, органы управления, фискальные, правоохранительные и другие. Обладает своей конституцией или уставом, а также в нередких случаях законодательством. Некоторыми авторами допускается наличие в субъекте федерации собственных вооруженных, военных формирований и возможность иметь собственное гражданство.