Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития налоговой системы Российской Федерации
1.1 Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации
Глава 2. Анализ Российской налоговой системы и ее проблемы
2.1 Основные проблемы действующей налоговой системы и пути их решения
Прирост поступлений НДЛФ составил в 2018 году 20,6% в определенной степени, связан с повышением среднемесячной начисленной заработной платы, номинальный размер которой по сравнению с 2018 году увеличился на 24,5%.
В 2018 году поступление акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, увеличилось. Во многом такой рост был обусловлен увеличением специфических ставок акцизных сборов на большинство подакцизных товаров. В то же время платежи по НДС сократились, основные причины снижения поступления обусловлены переходом с 1 января 2010 года на новый порядок исчисления и уплаты данного налога, а также увеличением объемов возмещения по этому налогу.
Изменения, произошедшие в налоговой системе страны, обусловлены в основном тем, что рост инфляции и снижение темпов экономического роста оказывают более сильное влияние на доходы, получаемые от прямых налогов, а не от косвенных. Главным критерием оценки служит отношение изменения отдельных налоговых доходов и относительное изменение ВВП в номинальном выражении. Ключевой чертой многих налоговых реформ середины 90-х явилось установление главенствующей роли НДС вместе с подоходным налогом.
По данному пути пошли в России, несмотря на то, что налоговыми платежами, оказывающими наибольшее влияние на структуру и уровень цен, являются косвенные налоги. Косвенные налоги не только увеличивают налоговую нагрузку на налогоплательщиков – физических лиц, но и оказывают прямое воздействие на финансовое состояние предприятий, что в конечном итоге значительно снижает их конкурентоспособность. Проводимые в последние годы налоговые реформы не затронули основ налога, за исключением снижения основной процентной ставки с 28 до 20%, а затем и до 18%. Введение в России двух ставок НДС – основной и пониженной – должно способствовать более гибкому ценообразованию, хотя пониженная ставка должна быть существенно ниже и находиться на уровне 3-5%, а по отдельным группам товаров необходимо вообще отменить уплату НДС или ввести нулевую ставку налога. Изменение ставок НДС должно затронуть, прежде всего, интересы потребителей и способствовать снижению цен на многие товары будет наблюдаться рост цен, но в итоге это должно способствовать росту уровня потребления. Подобная практика активно применяется в Европейском Союзе (ЕС).
Исследование показало, что средняя ставка НДС в анализируемых странах составляет 14,41% (Приложение В - Таблица 7). Наиболее высокая ставка равна 25% и применяется в Дании, Норвегии и Швеции. Самая низкая основная ставка НДС составляет 5%. Она действует в Сингапуре, Малайзии и Японии. Сравнительный анализ по регионам показывает, что наиболее высокая основная ставка НДС применяется в Европе (18,35%), а самая низкая – в Азиатско-Тихоокеанском регионе (9,85%). Средние региональные ставки в Африке (16,80% в исследуемых странах) и в Северной и Южной Америке (15,44% в исследуемых странах) также ниже среднего мирового уровня. Очевидно, что на этом фоне у России есть резерв для снижения ставки. Ведь сочетание низких темпов экономического роста и высокой инфляции способствует повышению налогообложения налогоплательщиков и снижению количества налоговых льгот.
Разграничение роли системы прямого и косвенного налогообложения позволило возложить на НДС, акцизы и другие косвенные налоги задачи по формированию доходной части бюджета. Стабильному пополнению бюджета за счет этих налогов способствует относительная простота их расчета и то, что они фактически уплачиваются потребителем. В частности, НДС рассчитывается, исходя из установленной законом ставки и объема оборота реализованной продукции. Но самое большое влияние на структуру и уровень цены НДС оказывает на подакцизные товары, так как в этом случае ставка НДС начисляется на цену товара, уже включающую акциз, а ставки акцизов порой достигают 80-90% от стоимости товара.
Косвенные налоги играют важную роль в механизме ценообразования. Но в отличие от НДС, акцизы, как правило, устанавливаются на ограниченный круг товаров массового спроса и товары, потребление которых желательно ограничить. За счет этого акцизы являются более справедливым налогом, чем НДС, так как они позволяют контролировать уровень потребления отдельных групп товаров и в то же время пополнять бюджет за счет акцизов на бензин, нефтепродукты и т.д. Они устанавливаются на строго определенный перечень товаров и дифференцируются по их видам в зависимости от соотношения себестоимости и цены.
Кроме акцизов и НДС на цены товаров внутри страны влияют еще и таможенные пошлины. Они тесно связаны не только с внутренней ценой продукта, но и с мировыми ценами. Система таможенных пошлин используется во всем мире, как средство защиты национального рынка товаров от продукции, поступающей из-за границы по ценам ниже цен товаров, реализуемых отечественными производителями.
Одновременно с этим товары, идущие на экспорт, как правило, налогом не облагаются, чтобы повысить их конкурентоспособность на мировом рынке. В данный момент в РФ действуют как импортные, так и экспортные таможенные пошлины. Установлены они с целью покрытия дефицита бюджета.
В настоящее время экспортные пошлины установлены на продукцию нефтехимической, газовой и энергетической отраслей, так как спрос на нее неизменно растет, а источники поставки существенно ограничены. Кроме того, потребители вынуждены оплачивать не только добавленную стоимость национальных компаний, но и добавленную стоимость иностранных фирм, которые ввозят свою продукцию для реализации на российском рынке. Соответственно, чем выше доля импорта, тем большую часть своих доходов население тратит на их оплату, тем меньше средств остается для приобретения товаров, работ, услуг отечественного производителя. Высокий уровень интеграции способствует трансферту капитала.
Таким образом, высокие налоги способствую увеличению государственного дохода, но при более длительной политике изъятия средств происходит противоположное: ни предприятию, ни рабочему при чрезмерно высоких ставках налога работать оказывается невыгодным. Но в то же время низкие ставки налогов значительно сократят доходы государственного бюджета.
Заключение
Подводя итог проделанной работе, можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с ролью налогов и налоговой системы в целом в экономике страны.
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения, по механизму расчета и взимания и по их роли в формировании доходной части бюджета.
Налоговая система представляет собой совокупность федеральных, региональных, местных налогов и сборов, а также комплекс налоговых отношений и налоговых мероприятий между государством, с одной стороны, налогоплательщиками, в том числе агентами (субъектами), с другой стороны.
Из анализа данной работы, все сказанное обуславливает объективную необходимость пристального внимания к современному состоянию налогообложения. Необходим и методологический, и методический пересмотр основ налогообложения с целью выведения налоговой системы на оптимальный уровень. Налоги должны стать не только орудием обеспечения сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они должны способствовать структурно-техническому совершенствованию производства, сбалансированию на паритетных началах всех форм собственности.
Таким образом, наиболее острой проблемой федеральных налогов и сборов является налоговое законодательство. Плательщики налогов и сборов не всегда в курсе всех изменений в области налогообложения. Незнание законодательство приводит к налоговым правонарушениям. Разумно проводить мероприятия в области налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов.
Нами выявлено, что повышение налоговых ставок акцизов может привести к нелегализованному сбыту продукции, безакцизному сбыту продукции. Так, повышение ставки налога на доходы физических лиц спровоцирует введение двойной бухгалтерии и выдачу заработной платы в «желтых конвертах». Имеет место быть отрицательная динамика поступления налога на добавленную стоимость. Это связано с предоставлением налоговых вычетов. Поэтому повышать ставку налога на добавленную стоимость пока не стоит. По налогу на добычу полезных ископаемых следует ввести дифференцированную ставку налога. Что касается снижения ставки налога на прибыль организации до 24% (ранее 24%) а период экономического кризиса, то это не сильно повлияло на состояние доходной части бюджетов. Считаем более разумным введение налоговых льгот, которые существовали ранее по налогу.
Отметим, что снижение поступлений по таким федеральным налогам, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц может быть вызвано применением специальных налоговых режимов, так как с их введением отменяются указанные налоги.
Таким образом, совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочного экологического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.
Список литературы
1. Аникина А.А. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2016. - 944 c.
2. Александров, И.М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2017. - 317 c.
3. Бакина, С.И. Налоговые декларации: заполняем правильно / С.И. Бакина. - М.: Бератор, 2018. - 240 c.
4. Волков, А.С. Упрощенная система налогообложения: Выбор упрощенки, порядок и особенности применения, формы документов / А.С. Волков. - М.: РИОР, 2017. - 847 c.
5. Гусева, Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности. Правовое регулирование / Т.А. Гусева. - М.: ВолтерсКлувер, 2015. - 432 c.
6. Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложение / Е.Ю. Жидкова. - М.: Эксмо, 2015. - 480 c.
7. Захаров Комментарий к налоговому кодексу Российской федерации / Захаров, М.Л. и. - М.: Проспект, 2015. - 720 c.
8. Заяц, Н.Е. Теория налогов / Н.Е. Заяц. - М.: Мн: БГЭУ, 2017. - 220 c.
9. Клокова, Н.В. Споры, выигранные у налоговой / Н.В. Клокова. - М.: Горячая линия бухгалтера, 2018. - 260 c.
10. Корнеева Офшорный мир. Взгляд изнутри / Корнеева, Елена. - М.: Экономика, 2017. - 318 c.
11. Курбангалеева, О.А. Как правильно применять "упрощенку" / О.А. Курбангалеева. - М.: Эксмо, 2018. - 304 c.
12. Курноскина, О.Г. Оффшорные компании. Новые схемы налогового планирования / О.Г. Курноскина. - М.: Горячая линия бухгалтера, 2015. - 160 c.
13. Мальцман, Б.С. Все налоги / Б.С. Мальцман. - М.: [не указано], 2016. - 308 c.
14. Налоговая система России. Учебное пособие / ред. Д.Г. Черник, А.З. Дадашев, и др.. - М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2018. - 296 c.
15. Налоговая политика промышленного предприятия: моногр. . - М.: Ярославль: Академия развития, 2017. - 672 c.
16. Налоговая политика ООО «Брикет». - М.: Бишкек: Раритет Инфо, 2017. - 107 c.
17. Налоговый кодекс Российской Федерации (Части первая и вторая). - М.: Юркнига, 2017. - 448 c.
18. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Экзамен, 2015. - 384 c.
19. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2017. - 624 c.
20. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 частях. На 01.01.16. - М.: Ось-89, 2016. - 592 c.
21. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. - М.: Эксмо, 2015. - 784 c.
22. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. - М.: Юрайт, 2017. - 585 c.
23. Ось, О.С. Том 1. Налоговый кодекс Российской Федерации / О.С. Ось. - М.: Ось-89; Издание 8-е, 2016. - 128 c.
24. Паркинсон, С.Н. Закон и доходы / С.Н. Паркинсон. - М.: Интерконтакт, 2017. - 100 c.
25. Родионов, А. Налоговые схемы, за которые посадили Ходорковского / А. Родионов. - М.: Вершина, 2016. - 280 c.
26. Суммовые и курсовые разницы: бухгалтерский учет и налогообложение: Практическое руководство / ред. В.В. Семенихина. - М.: Эксмо-Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2016. - 176 c.
27. Толкушкин, А.В. История налогов в России / А.В. Толкушкин. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - 432 c.
28. Ценообразование и налогообложение / ред. И.К. Салимжанов. - М.: Велби, 2017. - 424 c.
29. Шарова, С.В. Таможня. Все пошлины, налоги, сборы и платежи / С.В. Шарова. - М.: Экономика и Финансы, 2017. - 528 c.
30. Энциклопедия налоговых ошибок. - М.: Статус-Кво 97, 2018. - 336 c.
Приложение
Приложение 1
Таблица А-3. Количество малых предприятий на 100 тыс. жителей на 1 января 2019 г. и 1 января 2016 г. на регионах, ЮФО и РФ
Субъект РФ |
Количество МП на 100 тыс. жителей |
||
На 1 января 2019 года, ед. |
На 1 января 2016 года, ед |
Изменение с 01.01.2019 по 01.01.2016 |
|
Российская Федерация |
1395,9 |
1498,7 |
42,8 |
ЮФО, в том числе |
5497,3 |
5591,0 |
153,5 |
Астраханская область |
893,8 |
906,3 |
12,4 |
Волгоградская область |
1046,2 |
1082,8 |
36,5 |
Краснодарский край |
1038,6 |
1107,6 |
68,9 |
Республика Адыгея |
825,0 |
834,6 |
9,7 |
Республика Калмыкия |
311,5 |
372,7 |
61,2 |
Ростовская область |
1322,2 |
1287,0 |
-35,2 |
Таблица А-4. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в регионах ЮФО и РФ в 2019 г.
Субъект |
Среднесписочная численность работников МП в 2019 г. |
Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых в 2019 г. |
||
Тыс. человек |
в % к 2018 г. |
% |
Изменение относительно 2018 г., п.п. |
|
Российская Федерация |
10776,1 |
102,8 |
23,6 |
0,95 |
ЮФО, в том числе |
823,6 |
98,52 |
20,10 |
0,18 |
Астраханская область |
48,4 |
94,4 |
17,9 |
-0,81 |
Волгоградская область |
138,4 |
94,3 |
20,2 |
-0,26 |
Краснодарский край |
334,0 |
102,1 |
23,1 |
0,44 |
Республика Адыгея |
21,6 |
101,8 |
23,3 |
1,00 |
Республика Калмыкия |
7,5 |
103,3 |
12,4 |
0,76 |
Ростовская область |
273,7 |
95,2 |
23,7 |
-0,95 |