Файл: Теория происхождения государства(ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, А ТАКЖЕ ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
Если внимательно сопоставить два подхода можно прийти к выводу, что второй подход ( немарксистский) существенно отличается от марксистского. Отличие заключается в том, что критерии марксистского подхода преувеличивают роль классов и классовой борьбы в становлении и развитии государства и права.
Так, А.Б. Венгеров, достаточно критически оценивал ряд положений работы Ф.Энгельса , но утверждал, что данный труд сыграл значительную роль в понимании происхождения государства и права и в духовной жизни 19 века в целом. Более того, ряд автором называют книгу Ф.Энгельса « классовой теорией происхождения государства», отдельно подчеркивая, что рассматриваемая теория выделила те черты происхождения государства, которые не были указаны в любых других теориях , либо сознательно в них не упоминались.
Таким образом, немарксистский подход материалистической концепции основан на том, что к возникновению государства и права приводят потребности по совершенствованию управления первобытным обществом.
2.5 Ирригационная теория
Ирригационную теорию по - другому также называют концепцией о гидравлическом происхождении и развитии государственности в странах Древнего Востока. Ее появление связывают с именем немецкого ученого К.А. Витфогеля. Его работа, которая носит название « Восточный деспотизм» связывает возникновение государства с необходимостью строительства огромных ирригационных сооружений в аграрных областях востока.
В соответствии с данной концепцией, определенная необходимость и приводит в конечном итоге к возникновению класса, порабощающего общество. [12]
В действительности, процесс создания и поддержания огромных ирригационных систем осуществлялся в регионах первичных государств: Индии, Египте , Китае и других крупных городах. Стоит отметить, что данные регионы были весьма неблагоприятны для ведения сельского хозяйства, что обуславливало необходимость проведения централизованной политики, согласно которой, государство выступает в роли собственника и эксплуататора одновременно.
В данной ситуации, государство не только подчиняло, но и распределяло и учитывало. Данные факторы олицетворяли государство как крайне деспотичную форму общественного устройства. Следовательно, климатические и территориальные условия можно считать одним из важных условия становления и развития государственности. Более того, становится очевидной связь данных процессов с формированием класса чиновничества, которые достигали работоспособность ирригационных систем посредством эксплуатации других граждан.
В целом же, целесообразно согласиться с наблюдениями о том, что на сегодняшний день со времен появления государства не существует « чисто классовых» или « чисто человеческих» государственно – правовых институтов. Определяя понятия и закономерности происхождения государства и права, стоит учитывать классовые и внеклассовые признаки и характерные черты. [13]
Ирригационная теория (современный немецкий учёный К. Виттфогель) обращает особое внимание на тообстоятельство, что в некоторых регионах земного шара земледелие было невозможно без искусственного орошения (например, в Древнем Египте), поэтому возникла необходимость в организации крупнхобщественных работ по строительству ирригационных сооружений (плотин, каналов и т. п.). Для этого и был создан специальный аппарат – государство.
Таким образом, в процессе разложения родового общества на антагонистические слои бедных и богатых людей, необходимость в государстве неизбежна, так как именно она способна предотвратить столкновение двух, диаметрально противоположных слоев общества.
ГЛАВА 3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, НЕ ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИМ ПОНИМАНИЕМ ИСТОРИИ
3.1 Теологическая теория
Теологическая теория происхождения государства и права не является научной теорией, так как в ее основу заложены не базовые знания, а вера в бога. Данную теорию нельзя доказать или опровергнуть без окончательного решения о существовании бога.
Ранние религиозно – мифические представления о происхождении государства весьма разнообразны. Данное многообразие в значительной степени обусловлено специфичными историческими условиями возникновения и существования религий ранних государственных образований. Позднее, данные воззрения многократно перерабатывались в соответствии с течениями христианства в определенную теологическую доктрину, ввиду чего выделись доктрины мусульманства, иудаизма, буддизма и многих других. [14]
Учение Фомы Аквинского в теологической теории рассматривается аналогично сотворения мира богом. Религия, согласно учениям Ф.Аквинского обосновывает возникновение и существование государства от Бога. В свою очередь, государство призвано защищать религию. Освящение государственно власти божественным ореолом придавало данной власти безусловный авторитет и обеспечивало неограниченную власть монарха.
Также представителем теологической теории являлся Платон, потомок Солона, который создал школу в пригороде Афин. В данной школе указывалось, что в качестве источника происхождения государства выступает божество. Также сторонником данной теории можно назвать Аристотеля, который считал, что одновременно с законами, которые изданы людьми, существуют божии законы, которые вложены в сердца людей высшим разумом. Основу данных законов составляет божественный порядок, который заложен в основе мироздания. Также мыслители указывали, что наряду с промыслом божьим, созданию государства активно способствовали развивающаяся алчность, жажда денег и наживы.
В эпоху средневековья теологическая теория достигла своего апогея и именовалась также теорией « двух мечей». Смысл данной теории заключался в верховенстве церковной власти над светской, так как, по мнению представителей теории, государство создано по воле бога.
3.2 Патриархальная теория
Патриархальная теория основана на теории теологии. В период античности, Аристотель и Платон выдвинули идею, согласно которой, человеческое общество было патриархальным изначально. Более подробно данную точку зрения развивал Аристотель, который утверждал, что государство есть не только продукт развития, но и высшая форма развития человечества. [15]
В XVII веке на данных началах объяснялось зарождение абсолютизма в Англии, которое обосновывал в своих трудах известный социолог Р.Фильмер. наиболее известными трудами данного исследователя выступают такие произведения как « Патриархия или защита естественного права королей», « патриарх» и другие.
К патриархальной теории прибегали и средневековые феодалы, которые именно данной теорией обосновывали неограниченную власть монарха.
Позднее, анализируемая теория нашла свое отражение в трудах одного теоретика нашей страны – социолога Н.К.Михайловского, а также историка из Англии Г.Мэна.
По мнению представителей патриархальной теории, государственная власть это прямое продолжение отцовской власти. Власть государя – это патриархальная власть главы семейства. В средневековье, именно данная теория оправдывала абсолютную власть монарха, который, как и глава семейства, не выбирается.
Плюсы теории:
- 1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;
- 2) Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;
- 3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира;
- 4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.
Минусы:
- 1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;
- 2) Не объясняет, что если государство - единая семья, то почему происходит война?
- 3) Не объясняет жесткость законов.
Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует ни одного достоверного свидетельства о данном способе возникновения государства и права. Более того, считается, что патриархальная семья возникает в процессе разложения первобытного строя и государства соответственно.
3.3 Договорная и естественно – правовая теории
Указанная теория характеризуется наличием достаточно большого количества аспектов и противоречий, которые проявлялись в различные этапы исторического развития общества. Данные теории соединили в себе различные точки зрения известных мыслителей всех времен, несмотря на то, что они придерживались различных позиций относительно политико – правовых предпосылок возникновения государства и права.
Некоторые авторы выделяли договорную теорию в качестве теории происхождения государства, а естественно – правовую торию – как теорию происхождения права. [16]
Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях:
Возникновению государства предшествует естественное состояние людей.
Государство возникло и основано на общественном договоре лиц, уставших от борьбы с природой и друг с другом. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из «естественного» (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях, и они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод. А государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, лиц, заключивших договор.
Суть теории: государство- это объединение людей на основе общественного договора с целью достижения общих благ.
Теории общественного договора в определенной мере отражают исторические факты.
Государство возникло в результате добровольной передачи людьми части своих прав специально созданному для их защиты и защиты общественного порядка органу, т.е. в результате длительного естественно-исторического развития общества.
Плюсы теории:
- 1) Авторы отметили особенности человека (страх, инстинкт, самосохранение);
- 2) Носит демократический характер;
- 3) Опровергает существование религиозного начала в сущности государства;
- 4) Опирается на общественную практику;
Минусы:
- 1) Согласно теории человек не подчиняется никому и никого не подчиняет себе;
- 2) Чтобы сознательно создать государство, нужно о нем иметь хоть какое-то представление;
- 3) Договор – это воля людей, значит он может быть расторгнут;
- 4) Договор не обладает юридической силой, т.к появился раньше государства
В результате создания государства в обществе образуются две системы права: естественного и позитивного (или положительного). Первая - естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая - позитивное благоприобретенное право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное - вечное и неизменное для всех времён и народов. Подчинёнными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.
Позитивное право - это существующее, действующее в данный момент право. Естественное право, исходящее от «всеобщего разума», стало как пожелания и рекомендации того, каким должно быть в идеале реальное, то есть положительное право.
Естественно-правовая теория получила распространение в 17-18вв. В основе государства лежит общественный договор. Первоначально люди находились в догосударственном первобытном состоянии. Каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к войне против всех, в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя. Чтобы этого не случилось люди заключили между собой общественный договор, в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания. В результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни и взаимной защиты-государство.