Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования ( ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей курсовой работы - особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования. Выбор этой темы связана с тем, что труд – это неотъемлемая часть жизни человека, человек трудится всегда. Человек трудится в коллективе, в общине, в семье. Любой труд немыслим без управления, которое необходимо для согласованных действий участников процесса. Так, само управление должно быть грамотным, спланированным и результативным.

Функционирование организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых могут решаться специалистами с помощью обычной технологией. Но для решения нестандартных задач требуются специальные технологии разработки решений. Изучение и постоянное совершенствование системы управления организацией – задача руководителя и специалиста.

«Вся история человечества представляется по сути набором различного рода решений и их последствий. Одни решения определяли судьбы целых народов на длительные времена, другие были менее значимые, третьи принимались человеком лично для себя. Во всех случаях было нечто общее в процедурах разработки и реализации решений. Постепенно разрабатывались приемы, методы, а затем и технологии разработки решений. Особенно в этом преуспели военные, разрабатывая военные игры, в которых основным элементом являлось стратегическое и тактическое решение. Решениями занимались математики и довели математический аппарат разработки и выбора решений до такого совершенства, что воспользоваться плодами своего творчества могли уже только они сами. Большинство же руководителей компаний относились к процедуре разработки и реализации решений как к искусству управления, используя интуицию, здравый смысл и свой опыт. Разделение труда и выделение управленческих функций в отдельную сферу деятельности большого числа людей обусловило дифференциацию решений – выделились управленческие решения (УР). Суть выделения была замечена не сразу, имелись попытки использовать для них методы разработки технических решений с хорошим математическим аппаратом, в том числе законы нормального распределения данных, методы математического программирования и оптимизации. Это хорошо смотрелось на бумаге, однако в практике напряженной управленческой деятельности польза от этих методов для руководителей была небольшой. Технократический подход к разработке, выбору и реализации УР исчерпал себя довольно быстро. На смену ему пришел гуманитарный подход, ориентированный прежде всего на человека, смоделировать которого очень сложно. Тем не менее разработки в области психологии, социологии и управления дают шанс сформировать новые подходы к разработке УР, которые будут использоваться и руководителями компаний, и специалистами в области теории управления. Гуманитарный подход к разработке и реализации УР (в дальнейшем сокращенно РУР) заключается прежде всего в направлении УР на человека, на его личность, на его права, потребности, интересы, мотивы, стимулы, установки, ценности и опасения.»[1]


«Вопрос об адекватности типов и уровней развития организационных структур управления характеру, динамике и типу экономической системы государства является одним из наиболее актуальных вопросов в системе обеспечения эффективности экономики любого государства.

В условиях резкого ускорения процессов, происходящих во всех сферах и на всех уровнях экономики России, применение в практике управления господствовавших до недавнего времени жёстких (административных) организационных структур управления стало не эффективным, зачастую, и невозможным.

Очень остро обозначилась проблема необходимости эволюции структур управления, появления и использования организационных структур нового типа, позволяющих решить проблему сочетания динамики структур нового типа, с одной стороны, и сохранения управляемости экономики – с другой.

Резко возросла необходимость анализа качества и динамики эволюции организационных структур управления, исследований в сфере появления организационных структур нового типа.

Второй составляющей и базой для эволюции организационных структур управления стала постоянно возрастающая информационная обеспеченность большинства российских предприятий и организаций, что дало им возможность на более высоком уровне и более мобильно решать управленческие задачи.»[2]

«Увеличение производительности труда предприятия, в значимой мере, ориентируется организованностью системы управления, зависящей от точной структуры фирмы и работы всех ее составляющих, в направлении избранной цели.

Необходимость улучшения организационной структуры управления в современном мире ориентируется многими причинами. Это внедрение автоматических систем управления и оптимизация количества аппарата управления, его функций и разработки систем принятия управленческих решений.

Структура управления включает в себя все цели, распределенные между разными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных поступков по их выполнению. Ассоциация структуры с главными понятиями управления - его целями, процессом, функциями, механизмом работы, работниками и их полномочиями говорит о ее большом воздействии на все стороны работы организации.

Организации создают структуру для того, чтобы обеспечивать контроль и координацию деятельности своих сотрудников и подразделений.

Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т.е. степенью деления работы на всевозможные функции), формализацией (т.е. степенью применения заблаговременно поставленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).


Строение организации отображает ее структурная схема. Схема любой организации демонстрирует состав секторов, отделов и иных функциональных и линейных единиц. Впрочем, она не предусматривает такой момент, как человеческое поведение, который воздействует на порядок взаимодействия и его координацию. Как раз поведение персонала определяет эффективность функционирования организационной структуры в большей мере, чем формальное распределение функций между отделами.

На эффективность работы организации воздействуют:

1) настоящие связи между людьми и их работой, отражаемые в

схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

2) политика управления и методы, воздействующие на поведение

персонала;

3) полномочия и функции сотрудников всевозможных уровнях управления.»[3]

«Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента), которая обеспечивает ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Сам термин «предприятие» после принятия Гражданского кодекса Российской Федерации претерпел существенные изменения. Он сохранен только для группы предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Все остальные юридические лица получили название организаций, которые подразделяются на две группы: коммерческие - основной целью их деятельности является извлечение прибыли и некоммерческие - их главная цель не связана с извлечением и распределением прибыли между участниками. Гражданским кодексом определены также формы, в которых могут создаваться организации.

Для коммерческих организаций это: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества (объединения капиталов, не требующие непосредственного участия учредителей в предпринимательской деятельности, но предполагающие наличие специальных органов управления), акционерные общества (открытые и закрытые), производственные кооперативы и государственные и муниципальные унитарные предприятия, для которых в Гражданском кодексе сохранены название и организационно-правовая форма «предприятий» с учетом их большого количества и сложившихся за годы господства прежней системы управления стереотипов и традиций.»[4]


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИЗАЦИЯ

«Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.

Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность.

Руководство организации испытывает удовлетворение в том случае, если организация продолжает свое существование как единый организм. Однако почти всегда реальные стереотипы поведения и отношений членов организации слегка или весьма далеко отходят от формального плана руководства организации.

Неформальные группы, которые образуются в организациях, являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Неформальные группы могут также нести в себе и положительное влияние на деятельность формальной организации.

Руководителям необходимо примирять требования неформальных групп организации с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость побуждает менеджеров к поиску нестандартных приемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп.»[5]


РЕСУРСЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

«При описании процессов, охватывающих управление сотрудниками организации, термин «управление персоналом» все чаще заменяется терминами «управление человеческими ресурсами» (УЧР) и «человеческие ресурсы» (ЧР). Концепция УЧР включает в себя все виды деятельности, описанные в предлагаемой вашему вниманию книге; цель этой главы состоит в том, чтобы дать общее представление – определение понятий систем УЧР и ЧР, описание различных моделей УЧР и обсуждение их целей и особенностей. Затем в данной главе приведен общий обзор мнений относительно УЧР, связей между УЧР и управлением персоналом, а в заключение рассмотрено влияние, которое УЧР может оказывать на эффективность деятельности организации.

Управление человеческими ресурсами (УЧР) можно определить как стратегический и логически последовательный подход к управлению наиболее ценным активом предприятия: работающими там людьми, которые коллективно и индивидуально вносят вклад в решение задач предприятия.

Стори утверждает, что УЧР можно рассматривать как «совокупность политических стратегий, опирающихся на идеологический и философский фундамент». Он предлагает четыре аспекта, характеризующих осмысленную версию УЧР:

1) определенный набор убеждений и предположений;

2) решения об управлении персоналом опираются на стратегические потребности;

3) ведущая роль линейных руководителей;

4) акцент на систему «рычагов» при формировании рабочих отношений.»[6]

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФИРМЫ

Организационная структура фирмы представляет собой схему, в которой связи и разделение ответственности происходит в рамках организации. Суть заключается в следующем:

  1. определить потребности компании и все необходимое для развития фирмы;
  2. оценить, какие именно сотрудники могут выполнять определенные функции;
  3. выяснить взаимоотношения сотрудников и каким образом можно сформировать для них задания.

Это создаст определенную основу для организации структуры компании, сформированная так, чтобы можно было обеспечить наилучшее выполнение задач. Как именно будет разделена ответственность и власть, необходимо определить в самом начале развития фирмы. Разделение в рамках организации отдельных подразделений, будет иметь смысл, если: