Файл: Теории происхождения государства ( История зарождения государства и его сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель (1770–1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух») [21].

В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало, – независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц [15].

Будучи объективным идеалистом, Гегель вытаскивал государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он отрицал тезис сторонников теории договора о том, что государство было создано людьми для обеспечения и защиты свободы личности и собственности. По словам Гегеля, государство не является страховым учреждением, оно не служит физическим лицам и не может быть их творением. Государство-высшая форма реализации нравственности. Он никому не служит интересам, но является абсолютной самоцелью. Другими словами, государство не служит, а царит, это не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет более высокое право по отношению к человеку, а высшая обязанность последнего-быть достойным членом государства [4].

Гегель отвергает народное суверенитет как основу государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по словам Гегеля, не может выражать интересы народа, поскольку народ не только знает, чего хочет «разумная воля», но и не знает, чего хочет сам.

Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула «Все действительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо и др.) развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью [11].


Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX – начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, – война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения» [16]. Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы, – писал он, – начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания» [3].

Ф. Энгельс критиковал эти теории жестко и во многом справедливо, игнорируется роль насилия и социально-экономических факторов [4]. Для того чтобы государство создавалось, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы сохранить государственный аппарат и создать соответствующее военное оружие. Если таких экономических условий нет, то никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. В то же время неоспоримо, что насилие, завоевание сыграли важную роль в государственном образовательном процессе. Это не было основной причиной формирования государства, а служило мощным катализатором этого процесса.

2. ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА


2.1. Нормандская теория происхождения Российского государства

В настоящее время многих учёных волнует вопрос о происхождении государства Древняя Русь. По этому поводу состоялось большое количество научных дискуссий. У философов и учёных сложилось множество мнений и разногласий. Одной из наиболее популярных в наше время является норманская теория происхождения Древнерусского государства [3].

Под норманской теорией следует понимать направление в историографии, которое склоняется к тому, что норманы (варяги и скандинавы) стали основателями Киевской Руси, то есть первого восточнославянского государства.

Сторонники норманской теории относят норманов к основателям первых государств восточных славян: Новгородской, а затем Киевской Руси. Можно сказать, это прослеживается в историографической концепции Повести временных лет и дополняется идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманов [7].

Можно разделить понятие норманизм, как оно изображалось в историографии, на 7 ступеней, согласно принятию следующих положений:

1. Приход норманов на древнюю восточнославянскую территорию.

2. Основание норманами киевской династии.

3. Норманское происхождение слова «Русь».

4. Влияние норманов на восточнославянскую культуру.

5. Норманы как создатели первого восточнославянского государства.

6. Расовое превосходство норманнов как причина их успехов.

7. Политическое влияние на современную ситуацию: скандинавам суждено повелевать, славянам – подчиняться [2].

В 862 г. для того, чтобы прекратить междоусобные войны, племена восточных славян и финно-угров обратились к варягам с предложением занять княжеский престол. Откуда призвали варягов, летописи не сообщают. Можно примерно локализовать местожительство русов на побережье Балтийского моря («из-за моря», «путь к варягам по Двине»). Кроме того, варяги ставятся в один ряд со скандинавскими народами: шведами, норвежцами, датчанами и готами.

Летописи оставили в древнерусской истории список имён варягов, в большинстве отчётливой древнегерманской или скандинавской этимологии.

В летописи упоминаются следующие князья и послы в Византию в 912 году: Рюрик (Rorik), Аскольд, Дир, Олег (Helgi), Игорь (Ingwar), Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид [18].

Имена князя Игоря и его жены Ольги в греческой транскрипции по синхронным византийским источникам фонетически близко стоят к скандинавскому звучанию (Ингор, Хелга).


Первые имена со славянскими или иными корнями появляются в списке договора 944 года [5].

Важнейшим аргументом норманской теории является сочинение византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (949 г.), где приводятся названия днепровских порогов на двух языках: росском и славянском, и толкование названий на греческом.

Константин сообщает, что славяне являются «данниками» росов. Этим же термином характеризуются сами же росские крепости, в которых жили росы.

Арабский путешественник Ибн Фадлан в деталях описал обряд захоронения знатного руса сжиганием в ладье с последующим возведением кургана. Данное событие относится к 922 году, когда согласно древнерусским летописям русы ещё отделялись от подвластных им славян. Могилы такого типа обнаружены под Ладогой. Данный способ захоронения вероятно возник в среде выходцев из Швеции на Аландских островах и позднее с началом эпохи викингов распространился на Швецию, Норвегию, побережье Финляндии и проник на территорию будущей Киевской Руси [6].

Предметы скандинавского происхождения найдены на всех торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерево, Гнездово, Шестовица) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов) [14].

Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII–XI вв. происходит примерно из 70 археологических памятников Древней Руси. Известно так же около 100 находок граффити в виде отдельных рунических знаков и надписей.

В 2008 году на Земляном городище Старой Ладоги археологами обнаружены предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола, возможно позднее ставшее символическим трезубцем – гербом Рюриковичей. Похожее изображение сокола отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона.

Также существуют возможные лингвистические доказательства.

Целый ряд слов древнерусского языка имеет доказанное древнескандинавское происхождение. Существенно, что проникали не только слова торговой лексики, но и морские термины, слова бытовые и термины власти и управления, собственные имена. Так, были заимствованы имена Глеб, Игорь, Ингварь, Олег, Ольга, Рогволод, Рогнеда, Рюрик; слова: варяги, колбяги, тиун, стяг, пуд, якорь, ябедник, кнут, голбец и другие [3].

Впервые тезис о происхождении варягов из Швеции выдвинул король Юхан III в дипломатической переписке с Иваном Грозным. Развить эту мысль попытался в 1615 году шведский дипломат Пётр Петрей де Ерлезунда в своей книге. Его почин поддержал в 1671 году королевский историограф Юхан Видекинд.


По мнению В. Меркулова, большое влияние на последующих норманистов оказала «История шведского государства» Олафа Далина [4].

Широкую известность в России норманская теория получила в 1-й половине XVIII века благодаря деятельности в Российской Академии наук немецких историков Готлиба Зигфрида Байера, позднее Герарда Фридриха Миллера, Штрубе-де-Пирмонта и Августа Людвига Шлёцера.

Советская историография, после некоторого перерыва в первые годы после революции, вернулась к норманской проблеме на государственном уровне.

В 1960-е годы «норманисты» вернули позиции, признавая существование славянского протогосударства во главе с Русью до прихода Рюрика [6].

Подводя итог, можно сказать, что нормандская теория происхождения Древнерусского государства содержит следующие пункты. В частности, норманисты считают, что пришедшие к власти варяги-скандинавы, которые создали государство. Ученые говорят, что местный народ сам не смог этого сделать. Также варяги оказали большое культурное влияние на славян. То есть скандинавы-создатели русского народа, которые подарили ему не только государственность, но и культуру.

2.2. Антинорманская теория происхождения Российского государства

Антинорманская теория происхождения Древнерусского государства возникла благодаря решительному выступлению Ломоносова против теории норманской. С этого времени не прекращаются споры. Антинорманская теория, представленная Ломоносовым, базировалась на том, что варяги и норманны - это народы разные, а скандинавы были балто-славянами [17]. Ломоносов при создании теории опирался на внутренние факторы. Стоит признать, что в его гипотезе было много домыслов и недоказанных фактов [4]. Он аргументировал свои позиции так:

1. Пруссия и пруссы - это порусы (живущие рядом с русами).

2. Название реки Рось дало название русам.

3. Норманны называли земли славян «Градорика», это означало «страна городов», в то время как у них самих городов еще было мало. Следовательно, они не могли научить русов «государственности».

4. У новгородского старейшины была дочь, которую он выдал замуж за князя. У них появилось три сына: Рюрик, Синеус и Трувор [25].

Антинорманская теория опирается на то, что термин «Русь» появился в доваряжский период. В «Повести временных лет» есть данные, которые противоречат знаменитой легенде о призвании княжить трех братьев. За 852 год есть указание, что в царствование Михаила в Византии Русская земля уже существовала. В Лаврентьевской летописи, равно как и в Ипатьевской, речь идет о том, что княжить варягов приглашали все северные племена, не исключением была и Русь. Антинорманская теория основывалась на письменных источниках. Советские историки М.Тихомиров и Д.Лихачев полагали, что запись о призвании варяжских князей в летописи появилась позже, чтобы противопоставить Киевскую Русь и Византию. А.Шахматов пришел к выводу, что варяжские дружины начали называться Русью, когда перешли на юг. В Скандинавии, ни в каких источниках не указывалось, что за племенем была «Русь» [15].