Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Исторические аспекты теории разделения властей
1.1 Возникновение и развитие идеи разделения властей
1.2 Основные идеи разделения властей в российской науке
2. Особенности применения принципа разделения властей в России
2.1 Президент и его роль в системе разделения властей
2.2 Исполнительная власть в системе разделения властей
2.3 Законодательная власть в системе разделения властей
Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:
- конституционного;
- гражданского;
- административного;
- уголовного.
Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.
Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона, а значит, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.
Графическая схема судебной системы РФ приведена в Приложении Б.
Подводя итог данной главе, можем сделать вывод, что разделение властей на практике позволяет эффективно выполнить важные государственные полномочия каждой из ветвей, исключить концентрацию власти в руках одного человека или государственного органа, которая ведет к злоупотреблениям, коррупции. Отсюда очевидна первоначальная основа взаимоотношений между ветвями государственной власти в России — правовое закрепление принципа разделения властей.
Так как государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, соперничество. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной.
Поэтому взаимодействие всех ветвей власти должно отвечать главной цели – решению социальных и экономических проблем общества, созданию условий для реализации материальных и духовных потребностей человека. Это возможно лишь при условии проведения эффективной политики властей, гармонично сочетающих в себе полномочия и ответственность перед обществом и гражданином.
Такой политике способствует система «сдержек и противовесов», устанавливаемая конституцией, законами и представляющая собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной.
Заключение
Анализируя исследуемую тему, можно сделать вывод, что в современных условиях существования конституционного строя принцип разделения властей имеет особую важность. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он предусматривает систему “сдержек и противовесов”, направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Благодаря функционированию системы разделения властей происходит рационализация и оптимизация деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.
Разделение властей предполагает распределение властных полномочий между различными ветвями государственной власти, социальными группами, что служит целям развития демократии, законности, защите прав и свобод человека. Государственное воздействие на общественные процессы происходит в трех организационно-правовых формах, отличающихся порядком образования, составом, структурой, выполняемыми задачами, формами, методами деятельности, характером и видами издаваемых правовых актов: законодательная, исполнительная и судебная.
Теория разделения властей связана с принципами верховенства законов, непоколебимости прав и свобод человека; четкой регламентированности деятельности государственных органов; общественного контроля за деятельностью государственного аппарата. Разделение властей является одним из важнейших гарантов сохранения общества права, государственной стабильности и социального благополучия. Все системы принципов и институтов разделения властей направлены на то, чтобы исключить злоупотребление властью, ограничить вмешательство властных структур в определенные сферы общественной жизни.
Разделение властей — это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных и на случай конфликтных состояний.
К аспектам разделения властей существует множество подходов и точек зрения. Это вполне логично, учитывая сложность, противоречивость и вместе с тем большую теоретическую и практическую значимость концепции разделения властей.
Хотелось бы также отметить, что в связи со сложностью, неоднозначностью, многоаспектностью проблемы разделения властей, большой политической и правовой значимостью данной концепции дискуссии ведутся практически по всем направлениям понимания и толкования теории разделения властей.
В работе были указаны и исследованы только наиболее важные из них, а именно:
- различия в выборе авторами истоков и учений, принимаемых за исходное в их исследованиях;
- вариации по вопросу места и роли теории разделения властей в современном государственном механизме;
- разные интерпретации проблемы соотношения общей теории разделения властей и «национальной» практики ее применения;
- проблемы поддержания баланса между ветвями власти и оптимальном их соотношении.
Несмотря на разнообразие взглядов указанных проблем, ученые, в большинстве своем, сходятся во мнении, что принцип разделения властей в наибольшей степени отвечает как задаче сохранения и укрепления демократических политических систем, так и потребностям прогрессивного развития общества в целом.
Поэтому, на сегодняшний день концепция разделения властей прочно укоренилась как основа государственного устройства в развитых странах западного сообщества.
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета от 25.12.1993, № 237
- Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (с изм. и доп. от 25 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1447
- Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп. от 2 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г., № 50, ст. 6952
- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 7 мая 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., N 51, ст. 5712
- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 5 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1
- Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. «О повышении размеров компенсационных выплат отдельным категориям граждан» // Собрание законодательства РФ.- 1994.- № 6.- Ст. 589.
- Азаркин Н. М. Из истории политической и правовой мысли. — М.: Знание.- 1988.- 376 с.
- Барнашев С. С. Теория разделения властей: Становление, развитие, применение. — Томск: Закон.- 1988.- 209 с.
- Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. – Ростов на Дону: Феникс.- 2005.- с.235
- Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013.- 768 с.
- Марченко М. Н. Разделение властей: история и современность. М.: Теис.- 1996.- с.186
- Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн.- 2009.- с. 406
- План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. М., 1905.- с.158
- Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело.- 2013.- с.397
- Терехов В.И. Становление и развитие концепции разделения властей / Разделение властей: история и современность/ Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Норма.- 1996.- с.237
- Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юрист.- 2002.- с.287
- Чиркин, В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. / В.Е. Чиркин – М.: Зерцало.- 2004.- с.384
- Безуглов А. Л. Принципы разделения властей // Государство и право.- 2009.- №10.- С.24-29
- Зорькин В.Д. Принцип разделения властей в деятельности Конституционного суда российской федерации // Закон и право.- 2012.- №8.- С.12-17
- Медушевский А.Н. Идея разделения властей: история и современность // Социологический журнал.- 2007.- №1.- С.35-41
Формы осуществления исполнительной власти
Приложение Б
Судебная система РФ
Файловый архив студентов URL: https://studfiles.net/preview/1810699 (дата обращения: 14.06.2019 г.)
-
Марченко М. Н. Разделение властей: история и современность. М.: Теис, 1996.- С.153 ↑
-
Барнашев С. С. Теория разделения властей: Становление, развитие, применение. — Томск: Закон, 1988.- С.239 ↑
-
Марченко М. Н. Разделение властей: история и современность. М.: Теис, 1996.- С.174 ↑
-
План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. М., 1905.- С.8 ↑
-
Азаркин Н. М. Из истории политической и правовой мысли. — М.: Знание.- 1988.- С. 93 ↑
-
МедушевскийА.Н.Идея разделения властей: история и современность // Социологический журнал.- 2007.- №1.- С.12 ↑
-
Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета от 25.12.1993, № 237 ↑
-
Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2009. - с. 247 ↑
-
Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013.- С.209 ↑
-
Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013.- С.224 ↑
-
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2013.- с. 305 ↑
-
Зорькин В.Д. Принцип разделения властей в деятельности Конституционного суда российской федерации // Закон и право.- 2012.- №8.- С.26 ↑
-
Постановление Конституционного суда РФ от 18 января 1996 г. по делу о проверке Устава (основного Закона) Алтайского края // Собрание законодательства РФ, 1996 г., № 4, ст. 409 ↑
-
Постановление Конституционного суда РФ от 29 мая 1998 г. по делу о проверке Закона Республики Коми о государственной службе // Собрание законодательства РФ, 1998 г., № 23, ст. 2626 ↑
-
Постановление Конституционного суда РФ от 11 декабря 1998 г. по делу о толковании части 4 статьи 111 Конституции - о полномочии Президента представлять Государственной Думе на одобрение кандидатуру Председателя Правительства // Собрание законодательства РФ, 1998 г., № 52, ст. 6447 ↑
-
Постановление Конституционного суда РФ от 18 января 1996 г. по делу о проверке Устава (основного Закона) Алтайского края // Собрание законодательства РФ, 1996 г., № 4, ст. 409 ↑
-
Постановление Конституционного суда РФ от 18 января 1996 г. по делу о проверке Устава (основного Закона) Алтайского края // Собрание законодательства РФ, 1996 г., № 4, ст. 409 ↑