Файл: Теория и практика разделения властей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

- конституционного;

- гражданского;

- административного;

- уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона, а значит, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Графическая схема судебной системы РФ приведена в Приложении Б.

Подводя итог данной главе, можем сделать вывод, что разделение властей на практике позволяет эффективно вы­полнить важные государственные полномочия каждой из ветвей, исключить концентрацию власти в руках одного человека или го­сударственного органа, которая ведет к злоупотреблениям, корруп­ции. Отсюда очевидна первоначальная основа взаимоотношений между ветвями государственной власти в России — правовое закрепле­ние принципа разделения властей.

Так как государственная власть едина, то ее ветви посто­янно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, со­перничество. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выра­ботана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной.

Поэтому взаимодействие всех ветвей власти должно отвечать главной цели – решению социальных и экономических проблем общества, созданию условий для реализации материальных и духовных потребностей человека. Это возможно лишь при условии проведения эффективной политики властей, гармонично сочетающих в себе полномочия и ответственность перед обществом и гражданином.

Такой политике способствует система «сдержек и противовесов», устанавливаемая конституцией, законами и представляющая собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти - законодательной, ис­полнительной, судебной.

Заключение


Анализируя исследуемую тему, можно сделать вывод, что в современных условиях существования конституционного строя принцип разделения властей имеет особую важность. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он предусматривает систему “сдержек и противовесов”, направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Благодаря функционированию системы разделения властей происходит рационализация и оптимизация деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

Разделение властей предполагает распределение властных полномочий между различными ветвями государственной власти, социальными группами, что служит целям развития демократии, законности, защите прав и свобод человека. Государственное воздействие на общественные процессы происходит в трех организационно-правовых формах, отличающихся порядком образования, составом, структурой, выполняемыми задачами, формами, методами деятельности, характером и видами издаваемых правовых актов: законодательная, исполнительная и судебная.

Теория разделения властей связана с принципами верховенства законов, непоколебимости прав и свобод человека; четкой регламентированности деятельности государственных органов; общественного контроля за деятельностью государственного аппарата. Разделение властей является одним из важнейших гарантов сохранения общества права, государственной стабильности и социального благополучия. Все системы принципов и институтов разделения властей направлены на то, чтобы исключить злоупотребление властью, ограничить вмешательство властных структур в определенные сферы общественной жизни.

Разделение властей — это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных и на случай конфликтных состояний.

К аспектам разделения властей существует множество подходов и точек зрения. Это вполне логично, учитывая сложность, противоречивость и вместе с тем большую теоретическую и практическую значимость концепции разделения властей.

Хотелось бы также отметить, что в связи со сложностью, неоднозначностью, многоаспектностью проблемы разделения властей, большой политической и правовой значимостью данной концепции дискуссии ведутся практически по всем направлениям понимания и толкования теории разделения властей.


В работе были указаны и исследованы только наиболее важные из них, а именно:

- различия в выборе авторами истоков и учений, принимаемых за исходное в их исследованиях;

- вариации по вопросу места и роли теории разделения властей в современном государственном механизме;

- разные интерпретации проблемы соотношения общей теории разделения властей и «национальной» практики ее применения;

- проблемы поддержания баланса между ветвями власти и оптимальном их соотношении.

Несмотря на разнообразие взглядов указанных проблем, ученые, в большинстве своем, сходятся во мнении, что принцип разделения властей в наибольшей степени отвечает как задаче сохранения и укрепления демократических политических систем, так и потребностям прогрессивного развития общества в целом.

Поэтому, на сегодняшний день концепция разделения властей прочно укоренилась как основа государственного устройства в развитых странах западного сообщества.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета от 25.12.1993, № 237
  2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (с изм. и доп. от 25 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1447
  3. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп. от 2 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г., № 50, ст. 6952
  4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 7 мая 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., N 51, ст. 5712
  5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 5 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1
  6. Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. «О повышении размеров компенсационных выплат отдельным категориям граждан» // Собрание законодательства РФ.- 1994.- № 6.- Ст. 589.
  7. Азаркин Н. М. Из истории политической и правовой мысли. — М.: Знание.- 1988.- 376 с.
  8. Барнашев С. С. Теория разделения властей: Становление, развитие, применение. — Томск: Закон.- 1988.- 209 с.
  9. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. – Ростов на Дону: Феникс.- 2005.- с.235
  10. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013.- 768 с.
  11. Марченко М. Н. Разделение властей: история и современность. М.: Теис.- 1996.- с.186
  12. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн.- 2009.- с. 406
  13. План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. М., 1905.- с.158
  14. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело.- 2013.- с.397
  15. Терехов В.И. Становление и развитие концепции разделения властей / Разделение властей: история и современность/ Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Норма.- 1996.- с.237
  16. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юрист.- 2002.- с.287
  17. Чиркин, В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. / В.Е. Чиркин – М.: Зерцало.- 2004.- с.384
  18. Безуглов А. Л. Принципы разделения властей // Государство и право.- 2009.- №10.- С.24-29
  19. Зорькин В.Д. Принцип разделения властей в деятельности Конституционного суда российской федерации // Закон и право.- 2012.- №8.- С.12-17
  20. Медушевский А.Н. Идея разделения властей: история и современность // Социологический журнал.- 2007.- №1.- С.35-41

Приложение А

Формы осуществления исполнительной власти

Приложение Б

Судебная система РФ

Файловый архив студентов URL: https://studfiles.net/preview/1810699 (дата обращения: 14.06.2019 г.)

  1. Марченко М. Н. Разделение властей: история и современность. М.: Теис, 1996.- С.153

  2. Барнашев С. С. Теория разделения властей: Становление, развитие, применение. — Томск: Закон, 1988.- С.239

  3. Марченко М. Н. Разделение властей: история и современность. М.: Теис, 1996.- С.174

  4. План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. М., 1905.- С.8

  5. Азаркин Н. М. Из истории политической и правовой мысли. — М.: Знание.- 1988.- С. 93

  6. МедушевскийА.Н.Идея разделения властей: история и современность // Социологический журнал.- 2007.- №1.- С.12

  7. Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета от 25.12.1993, № 237

  8. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2009. - с. 247

  9. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013.- С.209

  10. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013.- С.224

  11. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2013.- с. 305

  12. Зорькин В.Д. Принцип разделения властей в деятельности Конституционного суда российской федерации // Закон и право.- 2012.- №8.- С.26

  13. Постановление Конституционного суда РФ от 18 января 1996 г. по делу о проверке Устава (основного Закона) Алтайского края // Собрание законодательства РФ, 1996 г., № 4, ст. 409

  14. Постановление Конституционного суда РФ от 29 мая 1998 г. по делу о проверке Закона Республики Коми о государственной службе // Собрание законодательства РФ, 1998 г., № 23, ст. 2626

  15. Постановление Конституционного суда РФ от 11 декабря 1998 г. по делу о толковании части 4 статьи 111 Конституции - о полномочии Президента представлять Государственной Думе на одобрение кандидатуру Председателя Правительства // Собрание законодательства РФ, 1998 г., № 52, ст. 6447

  16. Постановление Конституционного суда РФ от 18 января 1996 г. по делу о проверке Устава (основного Закона) Алтайского края // Собрание законодательства РФ, 1996 г., № 4, ст. 409

  17. Постановление Конституционного суда РФ от 18 января 1996 г. по делу о проверке Устава (основного Закона) Алтайского края // Собрание законодательства РФ, 1996 г., № 4, ст. 409