Файл: Финансовый механизм ( Понятие и сущность финансового механизма ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сочетание элементов финансового механизма – форм, видов, методов организации финансовых отношений – образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики.

Теоретики и практики выражают большой интерес к вопросам сущности и роли бюджета, бюджетного процесса, построения бюджетной системы, межбюджетных взаимоотношений, бюджетной политики и ее совершенствования, государственного контроля, проблем становления и развития институциональных составляющих бюджетной системы и др. Однако в современной научной литературе недостаточно определено место бюджетного менеджмента, в системе государственного управления экономикой. Это ослабляет бюджетную составляющую в инновационной структуре государства.

Задачами основных направлений бюджетной политики является определение подходов к планированию расходов, источников финансирования феде­рального бюджета, финансовых взаимоотношений с бюджетами государствен­ных внебюджетных фондов, бюджетами субъектов Российской Федерации. В нестабильное экономическое время требуются особые подходы к планирова­нию расходов, перераспределению расходов по статьям бюджета с учетом раз­личных факторов, в противном случае экономические проблемы страны могут привести к выражению недовольства граждан страны в форме общественных беспорядков. Более подробного изучения налогов и сборов, а также новых возможностей пополнения бюджета требует и теоретическая наука с целью анализа ключевых индикаторов экономической безопасности России.[7]

Субъектами финансового механизма являются органы управления государственными финансами. В общем, в узком смысле, финансовый механизм очень часто рассматривается как система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, а также с организацией обращения его денежных средств. То есть, берется во внимание функционирование финансового механизма на микроуровне. В широком смысле, целесообразно финансовый менеджмент рассматривать как определенную деятельность, связанную с управлением финансовыми ресурсами субъектами отдельных сфер и звеньев финансовой системы.[8]


В состав государственных финансов относят бюджет государства, государственные целевые фонды, государственный кредит, финансы предприятий государственного сектора. Поэтому в системе финансового менеджмента государственных финансов следует выделить бюджетный менеджмент, налоговый менеджмент, финансовый менеджмент государственных целевых фондов, финансовый менеджмент государственного кредита, финансовый менеджмент предприятий государственного сектора. Общим для этих составляющих является объект – финансовые ресурсы того или иного звена государственных финансов.

Важную роль в реализации финансового механизма играют государственные операционные менеджеры. Операционные менеджеры являются, по сути, связующим звеном между потребителем государственной услуги и органом, предоставляющим данную услугу. Операционные менеджеры обладают главным преимуществом – информацией и владеют ситуацией, поэтому имеют возможность принимать гораздо более эффективные решения по использованию государственных ресурсов для достижения запланированных результатов.

Принятие управленческих финансовых решений по формированию и использованию государственных финансовых ресурсов должно быть направлено на высококачественное удовлетворение общественных потребностей при установленных объемах государственных расходов.

В странах, где существует практика финансового менеджмента в государственном секторе, стандарты и процедуры финансового менеджмента нормативно законодательно оформлены путем наличия: развернутой системы правовых актов, регламентирующих систему государственного финансового менеджмента; специальных агентств по финансовому менеджменту в органах исполнительной власти.

Как показал анализ литературных источников, проблема управления финансовой деятельностью должна решаться путем разработки специального механизма, который принято называть финансовым, учитывая сочетание интересов всех уровней национальной экономики для достижения стратегических и тактических целей.

Таким образом, основными целями финансового механизма являются: расчет потребностей государства в финансовых ресурсах, необходимых для реализации государственных функций, стратегических и тактических задач государства; формирование оптимальных механизмов по привлечению необходимых финансовых ресурсов; эффективное и результативное использование привлеченных финансовых ресурсов.


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА И ЕГО РОЛИ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

2.1 Финансовая политика России и применяемый финансовый механизм

В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

Создание и развитие рыночных отношений обуславливает проведение принципиально новой финансовой политики. Проведение такой политики, как правило, требует основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов.

В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.


Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития, как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

Современная финансовая политика нашей страны является составной частью экономической политики РФ, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждаются законодательными органами государственной власти в процессе рассмотрения и утверждения бюджета соответствующего уровня бюджетной системы на очередной финансовый год и плановый период. В субъектах РФ и муниципальных образованиях финансовая политики строится с учетом целей и задач финансовой политики РФ.

Среди основных направлений современной финансовой политики России можно выделить:

- бюджетную политику;

- налоговую политику;

- таможенную политику;

- денежно-кредитную политику;

- политику в области международных финансов.

В процессе эволюции российской экономики финансовая политика призвана решать проблемы стабилизационного характера, а именно проблемы: снижения инфляции; восстановления инвестиционного процесса, возобновления устойчивых взаимосвязей между бюджетной системой, банковской системой, реальным сектором экономики, в том числе процессов долгосрочного и краткосрочного кредитования, активного размещения инструментов долговых обязательств на фондовом рынке.

Благодаря антикризисным мерам постепенно происходит восстановление российской экономики. Широкое распространение получили также внебюджетные фонды государства, которым уделяется повышенное внимание со стороны государства, в частности к пенсионной системе.[9]

Появился страховой рынок, на котором создаются независимые частные страховые компании, вводятся новые отрасли и виды страхования, изменяется соотношение между обязательной и добровольной формами страхования в пользу последней.


В общем и целом Россия на современном этапе своего развития определила следующие основные направления финансовой политики:

1. изменение расходов бюджета

а) сокращение расходов финансирования народного хозяйства, убыточных хозяйств.

Б) изменение порядка предоставления бюджетных средств. Все большее значение приобретает метод планирования бюджетных расходов.

2) увеличение расхода бюджета на социальные нужды;

3) развитие рынка ценных бумаг;

4) развитие страхового рынка – создание независимых частных страховых компаний, введение новых отраслей и видов страхования. Преобладание добровольного страхования над обязательным.

5) налоговые реформы – снижение налогового времени и упрощение налоговой системы за счет низкоэффективных налогов, расширения налоговой базы путем отмены некоторых налоговых льгот.

Важным также представляется повышение качества работы в государственных финансовых органах (повышение квалификации аппарата финансовых, налоговых и таможенных органов).

2.2 Состояние финансовой политики на современном этапе в Российской Федерации

Главное место в составе финансовой политики занимает бюджетная политика государства. Бюджет играет определяющую роль в формировании финансовой базы развития нашей страны и обеспечении достойной жизни ее населения. Через бюджетную систему РФ проходят средства, эквивалентные более трети ВВП, что позволяет обеспечить финансирование выполнения всех функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также предоставление важнейших государственных и муниципальных услуг.

Бюджетную политику можно подразделить на:

- политику мобилизации доходов в бюджеты;

- политику в области расходов бюджетов;

- политику в сфере межбюджетных отношений.

Издержками финансовой консолидации являются потери, выраженные в снижении темпов экономического роста, инвестиций, доходов населения. В силу мультипликативного эффекта, эффектов, связанных с накоплением знаний, эти потери не являются краткосрочными – они многократно усиливают отставание в научно-технологическом развитии российской экономики, рост дифференциации доходов населения, снижение уровня жизни.