Файл: История развития менеджмента (История развития менеджмента)..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
Развитие менеджмента осуществлялось постепенно путем постоянного совершенствования (эволюционно). Возникали различные школы менеджмента. Возникали новые подходы к осознанию и пониманию сущности менеджмента. Эти подходы основаны на знания и идеях разных школ, существовавших в разное время. Начало развития управленческой науки в России относится к XVII веку. В России в 30-е годы XIX столетия появились разные школы, которые разрабатывали идеи управления производством.
При развитии менеджмента в 90-х годах можно выделить следующие важные черты:
· пересмотр значения материально-технической, технологической базы производства и оказания услуг;
· демократизация управления, т.е. участие простых работников в управлении, в собственности, в прибыли;
· усиление международного управления.
Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента – это эволюционный процесс. А значит эффективное управление сегодня невозможно без подробного изучения этапов становления и развития управления в прошлом.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2009. – 528 с
2. Ричард Л. Дафт. Менеджмент, "Питер" 2009 г. – 406 с
3. № 4 (2020): Журнал "У". Экономика. Управление. Финансы. 4/2020
4. Тейлор З.Ф., Основы научного менеджмента, "Прогресс", Москва, 2008 – 358 с.
5. Гапонюк П. Н. Эволюция становления и развития менеджмента качества Вестник АКСОР. №4, 2011 г., с. 62-65.
6. Асмус В.Ф. Платон. – М., 1993.
7. Бутов А.В., Вестник №4,2016, «Теория и практика управления», «Вклад Аристотеля в развитие теории управления»
8. Вестник Университета (Государственный университет управления). №3, 2014 г., с. 188-191.
9. Маршал А. Принципы экономической науки. - М.: ИНФРА – М, 2009. – Т. II. 296с.
10. Рощин С.Ю., Разумова Т.О., Экономика труда: экономическая теория труда, М.: ИНФРА – М, 2008. – 456 с
11. https://studopedia.ru/2_62108_vtoroy-period--gg.html
12. Мухаев Р.Т. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
13. Вопросы истории. 2007. №4.
14. Жариков В.Д., Кривенцева М.К., Жариков Р.В. История и методология науки: от Аристотеля до наших дней. -Тамбов: ТГТУ, 2009
15. Ланекина В.Е Менеджмент организации - Таганрог: ТРТУ, 2006 С.33
16.Ащеулова И. Е. Анализ основных проблем становления новой парадигмы менеджмента и управления на современном этапе развития экономики //
17. Бариев М.М. Теоретические основы становления и развития риск-менеджмента // Сегодня и завтра Российской экономики. №56, 2012 г., с. 56-58.
18. Белкин В. Н. Пути развития российского менеджмента // Челябинский гуманитарий. №18, 2012 г., с. 19-23.
19. Колесникова М. Н. Становление и развитие учебной дисциплины «менеджмент библиотечно-информационной деятельности» // Библиотечное дело" . №5, 2013 г., с.6-11.
20. Кузьмин С.В. Становление предпринимательства в России и проблемы менеджмента на современном этапе развития отечественной экономики // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. №7, 2012 г., с. 133
21. Лунёв А. П., Акмаева Р. И. Становление и специфические особенности развития менеджмента в современной России // Вестник Астраханского государственного технического университета. №2, 2010 г., с. 44-52.
22. Пивоваров С. Э. Становление и развитие научной школы международного менеджмента СПБГУЭФ // Известия Санкт-петербургского университета экономики и финансов. №4, 2010 г., с. 55-63.
23. Сабирова Д. К., Максимова О. А. Менеджмент в социальной сфере как направление подготовки управленческих кадров: история становления и перспективы развития // Вестник Университета (Государственный университет управления). №15, 2013 г., с. 290-294
Приложения
Таблица 1 - Развитие теории и практики менеджмента в XX веке.
1 |
2 |
3 |
---|---|---|
Школа научного классического менеджмента. |
1900 (1885-1920) |
«Тейлоризм» - научное, рациональное управление предприятием с перенесением достижений инженерных наук в управление. |
1920 (1920-1950) |
«Файлеризм» - принципы управления, ориентированные на построение организационных структур и достижение эффективности организации в целом. |
|
Неоклассицизм и школа человеческих отношений. |
1930-1940 (1930-1960) |
«Неоклассицизм» (теория организации как социальной системы; как управление с учётом психологических аспектов человека (человеческое отношение)). |
Школа количественного и системного подходов. |
1950 (1950- наши дни) |
Привлечение систематизирующих и интегрирующих принципов – разработка и применение теории систем, экономико-математических и экономико-статистических методов и компьютеризации. |
1960 (1960- наши дни) |
«Бихевиоризм» (поведенческая концепция) – повышение эффективности организации за счёт повышения эффективности человеческих ресурсов. |
|
1970 (1970- наши дни) |
Ситуационный подход во взаимосвязях внутренней среды организации и внешнего окружения бизнеса. |