Файл: Понятие и виды правосознания ( Сущностные свойства и значение правосознания в механизме правового регулирования ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правовых отношениях, ответственности. Их активная роль проявляется по отношению как к общественному, так и к индивидуальному правосознанию, политическому и другим видам сознания граждан. Воздействие права на общественное сознание выражается в том, что правовые акты придают обязательное значение тем правовым и политическим взглядам и представлениям, которые зародились в общественном сознании, но еще не стали в нем господствующими. Получив отражение в правовом акте, эти взгляды и представления наделяются авторитетом государственной воли, что определяет их активную роль в формировании и развитии правосознания.

Тот факт, что исполнение правовых норм значительной частью людей (разной в разных условиях) осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения, как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания.

Все исследователи единодушны в том, что чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет свою регулирующую роль приведения поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве, тем крепче законность и правопорядок. [4, С. 316]

Регулирование означает, с одной стороны, побуждение к действию, приказ или стимуляцию соответствующего поступка, поведения, с другой - установление границ поведения, запрещение выхода за их рамки, дозволение действовать в их пределах. Указанная роль правосознания вытекает прежде всего из основного социального назначения права - управлять деятельностью людей в различных видах общественных отношений в соответствии с государственной волей народа или элиты, выраженной в законе и обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства.

Одна из особенностей правового сознания состоит в том, что оно является нормативно-предписательным, обязывает к определенным действиям на основе и по результатам соотнесения возможных вариантов поведения (действий) с правовыми принципами и нормами.

Общий, абстрактный характер правовых норм порождает трудности, то есть закон имеет всеобщий характер, а ситуация - конкретна. Единичное подводится под всеобщее с помощью суждения. Суждение же чаще и проблематично, и вероятно. Это требует предвидения в рамках самой нормы, а, следовательно, участия правового сознания и его высшего проявления - мышления.


2.2 Значение правосознания в процессе реализации права

Правосознание играет регулирующую роль и в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятия правоприменительных актов, всех видов конкретных юридических решений. Здесь действует профессионально-юридическое правосознание как разновидность правосознания. Так, в п. 4 ст. 1 ранее действовавшего Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" от 12 июля 1991 г. прямо говорилось, что "Конституционный Суд РСФСР разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией РСФСР и правосознанием...".

Ныне действующий Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" 1994 г. прямо такой нормы не содержит, но указанное правило легко выводится при уяснении смысла ряда его статей. Так, согласно ст. 1 "Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства". В ст. 5 Закона при перечислении основных принципов деятельности Конституционного Суда указывается независимость судей, реализация которого возможна лишь путем использования в качестве механизма собственного правосознания. При этом, согласно ст. 5, судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин РФ, "имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права". [2]

Такая квалификация определяется и проявляется в высоком уровне правосознания, характеризующегося как профессионально-юридическое.

Естественно, что органически присущую роль инструмента оценки действий и их результата при осуществлении правоохранительной функции законодатель закрепил за правосознанием в уголовно-процессуальном праве. Закон требует, чтобы государственные органы, ведущие судопроизводство, при разрешении уголовных дел и оценке доказательств руководствовались правосознанием.

В ст. 71 УПК РФ записано, что суд, прокурор, следователь и лица, производящие дознание, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием. [3]

В сложном процессе правоприменения в правосознании правоохранителей вырабатываются образцы поведения в типовых ситуациях, которые объективируются в принимаемых ими индивидуально-правовых актах. Так, осуществляется перевод явлений сознания в собственно права и обязанности конкретных субъектов права. Это свидетельство того, что правосознание существует и действует параллельно с правом, иногда заменяет и всегда отражает его и всю правовую действительность.


Оценка результатов деятельности и каждого решения в правовой сфере также производится с помощью такого инструмента (механизма), как правовое сознание. Результатом оценки является признание поведения (деятельности) правомерным или противоправным, а если противоправное поведение совершается специальным субъектом - должностным лицом, работником правоохранительных органов на службе или в связи со службой - нарушением законности.

2.3 Правосознание и гражданское общество

Понятие гражданского общества имеет долгую и сложную историю: оно вошло в употребление в XVII-XVIII вв., и главный его смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от произвольного вмешательства со стороны государства. Исторически это понятие восходит к семье латинских слов гражданин, гражданский, город, государство, с чем связаны такие аспекты гражданского общества, как гражданство, гражданские обязанности, цивилизованное поведение.

Современные представления о гражданском обществе — результат длительной эволюции идеи в истории социально-философской и политической мысли. Начальный период — предыстория становления идеи гражданского общества, ее историко-философские предпосылки (с античности до XVI-XVII вв.). Если словосочетание «гражданское общество» и используется в этот период, то смысл имеет совершенно иной, чем сегодня. Гражданское общество здесь оказывается идентичным государству или политическому обществу.

В концепциях естественного права подчеркивался принцип свободы личности, идея самоценности отдельного человека, уважение к его собственности и хозяйственной самостоятельности, неотъемлемости его гражданских прав. В гражданском обществе «стабильность, благополучие, прогресс общества в целом неразрывно связываются с благосостоянием личности, интересы и достояние которой защищаются законами и целой системой учреждений и институтов, обеспечивающих действенность Закона». Гражданское общество из теоретической конструкции превращается в особую сферу социальной реальности, приобретая особый статус.

Основная проблема при попытках дать определение гражданского общества возникает из-за того, что гражданское общество имеет два разных аспекта, социальный и политический. Со времен Аристотеля и вплоть до Локка эти две сферы рассматривались в нераздельном единстве. В XIX-XX вв. под гражданским обществом многие стали понимать просто человеческое сообщество.


Для гражданского общества характерны три особенности. Во-первых, наличие множества ассоциаций. В этом смысле гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной. Во-вторых, относительная независимость этой социальной власти. В силу своей способности к самоорганизации социальная власть противится контролю со стороны государства. И, в-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция - все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.

Одной из узловых становится проблема создания и развития гражданского общества, которая стала предметом изучения ученых самых разных направлений и отраслей социального знания. Дискуссия получила новые стимулы в связи с проблемой укрепления российской государственности и повышения роли правового регулирования. Для обеспечения реальной демократии и свободы личности любой государственной власти необходим противовес, в качестве которого и выступает гражданское общество. В связи с этим наибольший интерес для обсуждения вызывают вопрос о соотношении государства и гражданского общества, который является сегодня одним из наиболее актуальных и вместе с тем самых сложных проблем юриспруденции.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно бы гражданским обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его к относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества складывались современное право и государство.

Гражданское общество является продуктом длительного исторического развития и начинает формироваться с разделением общества на государственную и негосударственную сферы человеческой деятельности. Под гражданским обществом понимается совокупность негосударственных социальных, духовных, религиозных, нравственных, семейных, национальных и других отношений; сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти.

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Гражданское общество проходит в своем развитии ряд этапов, имеет свои особенности в каждой отдельной стране.


В развитии гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и государственного строя, социальными и эолитическими потрясениями, массовыми движениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественной идеологии.

На первом этапе (примерно XVI-XVII вв.) складывались экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный управленческий аппарат и др.). К этому же времени относится оформление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале.

На втором этапе (примерно конец XVII-конец XIX вв.) в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве.

Третий период (конец XIX-первая четверть XX вв.) характеризуется расширением сферы влияния, политического признания и утверждения идейного господства концепции гражданского общества. Толкование гражданского общества как особой негосударственной сферы социума получило широкое распространение в Европе. Согласно этой теории, гражданское общество (в отличие от государства) - это сфера, для которой характерны не принуждение, а добровольный выбор, авторитет морали, а не власти. При этом их взаимодействие плодотворно при условии, что государство является демократическим. Гражданские и политические организации способствуют взаимному развитию. Более того, характер взаимосвязи политических и гражданских ассоциаций определяет тип самого государства. Горизонтальная система многообразных связей и отношений граждан их объединений, союзов, коллективов основаны на равенстве и личной инициативе. Цели граждан и их объединений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интересами.

Гражданское общество жизнеспособно тогда, когда его члены имеют высокий уровень социального и интеллектуального развития, внутренне свободны и могут самостоятельно действовать при включении в тот или иной институт общественной жизни.