Файл: Разработка комплекса маркетинговой службы предприятия (Маркетинговый отдел: основные понятия и значение).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Маркетинговый отдел: основные понятия и значение
1. 2 Формирование и развитие отдела маркетинга на предприятии
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА В ООО «ХЛЕБНЫЙ ДОМ»
2.1. Формирование маркетингового отдела в ООО «Хлебный Дом»
2.2 Разработка стратегии маркетинговой службы в ООО «Хлебный Дом»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время на подавляющем большинстве организаций применяется лишь один элемент маркетинга - сбыт продукции на рынок, остальные же элементы считаются больше теоретическими нежели применяются на практике фирмами. Во многом неудачи предприятий в области маркетингового продвижения товара связаны с отсутствием опыта в сфере организации деятельности маркетингового отдела.
Актуальность курсового проекта определяется все большей ценностью маркетингового отдела на предприятиях в настоящее время, так как основой успеха любой организации является ориентация на спрос потребителей на рынке, проведение рыночной, научно-технической и инновационной политики.
Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является разработка мероприятий по созданию маркетингового отдела на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие маркетингового отдела в организации;
- изучить и исследовать маркетинговые структуры организации;
- исследовать методические подходы к процессу создания и функционирования маркетингового отдела предприятия;
- рассмотреть процесс создания и функционирования маркетингового отдела на примере ООО «Хлебный Дом»;
Объект исследования - предприятие ООО «Хлебный Дом».
Предметом исследования выступает совокупность организационных, экономических и управленческих отношений, складывающихся в процессе создания маркетингового отдела ООО «Хлебный Дом».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Маркетинговый отдел: основные понятия и значение
Основная задача отдела маркетинга заключается в ориентации на конечного потребителя, постоянном отслеживании его потребностей, а также в анализе деятельности конкурентов: определении их слабых и сильных сторон и возможных рыночных действий. Исходя из этого, отдел маркетинга должен разрабатывать и добиваться выполнения планов предприятия, определять направления программ маркетинговой деятельности и их совершенствования; доводить маркетинговую информацию до каждого из подразделений организации.
Маркетинговая деятельность предприятия обеспечивает качественное приспособление производственной, финансовой, торговой, сбытовой, кадровой деятельности к изменяющейся экономической ситуации (доходы, цены, конъюнктура) к требованиям потребителей на рынке.[1]
В настоящее время в сложившейся экономической ситуации отдел маркетинга - это важнейший элемент в управлении предприятием, который наряду с другими службами предприятия создает единый интегрированный процесс, который направлен на удовлетворение потребностей конечного потребителя и получения прибыли.
Предметом деятельности отдела маркетинга являются хозяйственные связи с заказчиками, поставщиками материальных ресурсов и услуг, дистрибьюторскими, маркетинговыми и логистическими центрами; общественные связи со средствами массовой информации, с органами исполнительной власти; внутрикорпоративные управленческие отношения с
подразделениями и службами компании.
Теперь дадим определение термину «маркетинговый отдел». Маркетинговый отдел - это людские ресурсы, технические средства и правила поведения сотрудников предприятия, позволяющие организовать бизнес- процессы по взаимодействию предприятия с рынком так, чтобы бизнес становился более эффективным, в том числе окупал сам маркетинговый отдел.
Организационное построение маркетингового отдела, которое определяется спецификой выпускаемой продукции либо услуг, масштабами сбытовой деятельности предприятия и количеством рынков, основывается на трех основных подходах: функциональном, дивизиональном и матричном.
- Функциональный подход ориентируется на постоянную структуру деятельности маркетингового отдела по выполнению ее основных функций в координации с другими подразделениями. Данный подход является традиционной структурой, в которой отношения выстроены на вертикальных связях «управленец-подчиненный».
- Дивизиональный подход к организации маркетингового отдела выделяет конкретные направления деятельности организации. Как правило, данный подход используется, когда предприятие работает на нескольких рынках и направления ее деятельности разделены, в результате чего имеет место формирование самостоятельных точек прибыли.
- Матричный подход связан с сочетанием прямого горизонтального координирующего контроля и вертикального контроля функциональных отделов. Матричный подход предполагает образование организационных структур, формирующихся на определенные периоды времени для разработки конкретных программ, проектов и заданий.[2]
При большом разнообразии организационных форм маркетинга каждая из них должна соответствовать следующим критериям:
- Мобильность, адаптивность, гибкость. Данные качества необходимы не только маркетинговому отделу организации, но и всему предприятию в целом. Маркетинговый отдел задает направление, ритм работы всей фирме требуемый рынком, обеспечивает предприятию черты гибкости и адаптивности к постоянно изменяющимся условиям рыночной экономики.
- Максимальная простота маркетинговой организационной структуры – обязательное условие ее эффективности. Усложнение структуры всегда вызывает удорожание процесса управления, делает его более громоздким, и соответственно, менее восприимчивым к происходящим во внешней и внутренней среде процессам. Простота - это также одно из условий эффективности внутренних связей между различными подразделениями организации.
- Соответствие организационной структуры маркетинга характеру производимой продукции (выполняемых работ/услуг), особенностям профиля ее деятельности, характеру стратегических целей и соответствующих им задач, что определяет заложение в организацию маркетинга в той или иной степени товарный принцип.
- Ориентация организационной структуры маркетинга на конечных потребителей. Не придерживающаяся данного принципа фирма в конечном счете обречена на неудачу.
Рассмотрим цели, задачи и функции маркетингового отдела.
Разработка стратегии управления маркетингом должны осуществляться в соответствии с функциями маркетинга.
Современная концепция маркетинга выделяет следующие четыре основные функции маркетинговой деятельности: исследования маркетинга и сбор информации, планирование ассортимента продукции, сбыт и реализация, реклама и стимулирование сбыта.[3]
На практике осуществление функций маркетинга сводится к решению стоящих перед организацией специфических задач, связанных с организацией производства и реализацией выпускаемой продукции. Проблемы эти значительно различны в силу того, что неодинаковы конкретные условия деятельности отдельных предприятий, их производственные и коммерческие задачи, цели борьбы с конкуренцией.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что задачи и функции маркетинга тесно связаны между собой. Современный подход к формированию маркетинга на предприятии основывается на разработке целой системы мероприятий, позволяющих повысить конкурентное преимущество организации. На практике реализация функций и задач маркетинга сводится к решению стоящих перед предприятием задач, главными из которых являются более полное удовлетворение потребностей клиентов и получение организацией максимальной прибыли.[4]
1. 2 Формирование и развитие отдела маркетинга на предприятии
В первом параграфе настоящей главы мы рассмотрели основные понятия маркетинговой системы, далее настал момент перейти к вопросу о том, как сформировать маркетинговый отдел на предприятии. Этот вопрос для успешного существования современных организаций становится очень актуальным. Все по той простой причине, что конкуренция в мире бизнеса увеличивается, а маркетинговая деятельность у большинства компаний, организованная на современном уровне, явно отсутствует.
Большинство современных предприятий работают в условиях уже сложившейся системы, и маркетинговая деятельность у них хорошо отлажена
Однако если рассмотреть этот самый маркетинговый отдел, существующую в организации, можно сделать следующие умозаключения:
- как такового маркетингового отдела нет;
- маркетинговые методики отсутствуют;
- задачи, стоящие перед отделом маркетинга, не ясны;
- персонал, которому можно поручить выполнение маркетинговой работы нет и т. д.
Таким образом, создание грамотной маркетинговой системы с нуля является первостепенной задачей. Постановка этой цели - сложная и трудоемкая задача. На пути ее достижения организатору отдела маркетинга встретится огромное количество препятствий. Большинству сотрудников не будет понятно, что он делает и для чего, деятельность этого индивида возможно будет восприниматься как помеха. Главное в этом нелегком деле не лишиться поддержки руководителя компании.[5]
В итоге грамотно продуманная система маркетинга позволит предприятию добиться новых вершин: увеличить прибыль, укрепить свои позиции на рынке, быть на голову выше конкурентов, расширить внешнее окружение. В целом-одни плюсы.
Далее разберем как в максимально быстрые сроки создать с нуля эффективно функционирующий маркетинговый отдел с учетом всех возможных проблем.
После назначения на должность руководителя отдела маркетинга, необходимо четко сформулировать основные задачи, стоящие перед ней, такие как:
- Определение сферы ответственности маркетингового отдела в данной организации.
- Составление плана проведения маркетинговых исследований, планов по проекту и изготовлению рекламы.
- Разработка регламента взаимодействия маркетингового отдела с другими подразделениями предприятия.
- Документальное оформление маркетингового отдела: разработка положения о маркетинговом отделе, различные должностные инструкции и т.п.
- Внедрение необходимых документов для плодотворной работы отдела маркетинга.
- Составление плана развития маркетингового отдела.
- Поиск маркетологов, их обучение и подготовка к самостоятельному решению задач маркетинга.
Работа по созданию маркетингового отдела считается успешно завершенной, если в конце проекта можно подвести итог: все вышеперечисленные задачи выполнены.
При формировании маркетингового отдела предприятия необходимо соблюдать следующие принципы:
-
- Единство целей: объем продаж, доля организации на рынке структура прибыли (причем данные цели не исключают друг друга) и т. д.
- Простота понимания: четкость построения маркетингового отдела и ее простота для понимания персоналом.
- Малозвенность: чем меньше звеньев в структуре предприятия, тем быстрее информация передается снизу-вверх.
Виды структур отделов маркетинга на предприятии: функциональная, товарная и рыночная. Каждый вариант структуры имеет как свои плюсы, так и минусы.[6]
-
-
- Функциональная организационная структура маркетингового отдела строится по принципу ответственности отдельно взятого сотрудника за выполнение порученной ему задачи. Данный подход эффективен при постоянстве производства и на небольших фирмах.
- Товарная организационная структура маркетингового отдела строится на принципе разделения маркетинга на отдельные товарные подгруппы. Данный подход эффективен для организаций, имеющих широкий ассортимент товаров с возможностью их реализации на неоднородных ранках.
- Рыночная организационная структура маркетингового отдела - это деление обязанностей отдельных работников подразделения фирмы по разным видам рынков. Данное деление по географическим видам рынков эффективно, если организация выпускает ограниченную номенклатуру товаров, но реализует их на различных рынках, где выявлены неодинаковые потребительские предпочтения. Проанализируем плюсы и минусы каждой организационной структуры маркетингового отдела, результат оформим в виде таблицы 1.
-
Таким образом формирование маркетингового отдела на предприятии является неотъемлемой частью. В данном параграфе сформулированы и подробно описаны основы формирования маркетингового отдела фирмы.[7]
Таблица 1
Плюсы и минусы организационных структур маркетингового отдела
Вид организационной структуры |
Плюсы |
Минусы |
Функциональная |
Простота управления, рост квалификации маркетологов |
Снижение качества работы, превращения конкуренции в частный интерес |
Товарная |
Полный маркетинг всех производимых товаров, |
Высокая стоимость содержания такой структуры, |
Рыночная |
Хорошая координация служб при выходе на рынок сбыта, достоверный прогноз рынка |
Сложность структуры, низкая степень специализации, низкое знание номенклатуры продукции |