Файл: Разработка комплекса маркетинговой службы предприятия (Маркетинговый отдел: основные понятия и значение).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Маркетинговый отдел: основные понятия и значение
1. 2 Формирование и развитие отдела маркетинга на предприятии
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА В ООО «ХЛЕБНЫЙ ДОМ»
2.1. Формирование маркетингового отдела в ООО «Хлебный Дом»
2.2 Разработка стратегии маркетинговой службы в ООО «Хлебный Дом»
Нами подробно рассмотрены теоретические аспекты формирования службы маркетинга на предприятии. Исследованы основные понятия и значения маркетинговой службы, основы формирования и развития службы маркетинга на предприятии, место маркетинговой службы в системе управления фирмой.
Также подробно рассмотрены и систематизированы основные понятия маркетинговой службы на предприятии, определены основные направления работы службы маркетинга, раскрыт процесс управления маркетинговой деятельностью в организации.
А также сформулированы актуальность и ценность маркетинговой службы в общем разрезе отделов и служб предприятия, определены цели создания маркетинговой службы организации, ее практическое значение и полезность.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА В ООО «ХЛЕБНЫЙ ДОМ»
2.1. Формирование маркетингового отдела в ООО «Хлебный Дом»
На хлебозаводе функционирует отдел сбыта, сотрудники которого зачастую не понимают содержание своей деятельности. В ООО «Хлебный Дом» не практикуется маркетинговая деятельность в ее истинном понимании, то есть как единой системы, охватывающей весь процесс подготовки, производства и реализации продукции.
Для успешной деятельности и получения максимальной прибыли от продажи хлебобулочных изделий ООО «Хлебный Дом» нуждается в рекламе. Реклама, прежде всего, информация о важности и полезности продукта для потребителя.
Нами разработан план затрат по созданию маркетинговой службы ООО «Хлебный Дом» на прогнозируемый период.
Для успешной работы маркетолога и маркетинговых исследований необходимо будет приобрести дополнительное оборудование. Таким образом: З1= 12000 руб. (процессор),
З2= 4500 руб. (монитор),
З3= 3000 руб. (принтер),
З4= 3000 +3500 = 6500 руб. (программное обеспечение Marketing Expert и др.), где З- затраты на оборудование. Имеем: Зобщ= 12000 + 4500 + 3000 + 6500 = 26000
Мы получили сумму расходов, как минимум необходимую для создания рабочего места.
Годовые текущие затраты, связанные с организацией маркетингового отдела ООО «Хлебный Дом» (введением должности нового специалиста по маркетинговым исследованиям) определяются исходя из списка затрат:
- заработная плата специалистов, руб.;
- отчисления от зарплаты (единый социальный налог: 0,26*З1), руб.;
- командировочные расходы (0,3*З1), руб.;
- канцелярские расходы (0,02*З1), руб.;
- почтово-телеграфные расходы (0,1*З1), руб.; прочие управленческие расходы(0,2*З1), руб.
Определяем годовую заработную плату специалиста по маркетинговым исследованиям и специалиста по рекламе и стимулированию сбыта (оклад - 27500 руб.):
З1= 27500 * 12 = 330000 руб.;
З2= 0,26 * 330000 = 85800 руб.;
З3= 0,3 * 330000 = 99000 руб.;
З4= 0,02 * 330000 = 6600 руб.;
З5= 0,1 * 330000 = 33000 руб.;
З6= 0,2 * 330000 = 66000 руб.;
Зтек= 620400 (руб.)
Таким образом, годовые текущие затраты предприятия для введения нового маркетолога составят 620400 рублей.
Общие же затраты на организацию отдела маркетинга ООО «Хлебный Дом» составят: Зобщ=26 000 + 620400=646400 руб.
Увеличение данной статьи затрат для ООО «Хлебный Дом» не окажется таким болезненным при перспективе увеличения объема продаж хлебобулочных изделий. Именно для этой цели и вводится новая должность- для активной маркетинговой деятельности хлебозавода.
Реально оценить эффективность вводимых мероприятий довольно сложно, хотя, учитывая мировой опыт, эффективность работы предприятия может повыситься до 60%. Сюда входит как увеличение объема продаж ООО «Хлебный Дом», так и улучшение психологического климата в коллективе и повышение эффективности работы специалистов различных подразделений.
Рассмотрим более подробно план затрат на создание маркетинговой службы ООО «Хлебный Дом» и его экономическую эффективность.
Как отмечалось выше были разработаны мероприятия, направленные на усовершенствование имиджа ООО «Хлебный Дом»: исследование рынка, реклама в СМИ, благотворительные мероприятия и т.д.
Таблица 2
Показатели эффективности организации отдела маркетинга ООО
Показатель |
Единица изм. |
Значение |
Затраты на организацию отдела маркетинга |
руб. |
646400 |
В т. ч. - единовременные |
руб. |
26000 |
- годовые текущие |
руб. |
620400 |
Планируемый годовой объем выручки от реализации продукции в 2018 году |
тыс. руб. |
44584000 |
Необходимо учитывать, что планирование проведения рекламных мероприятий проводится маркетинговой службой в разрезе стоимости средств продвижения продукции на рынок, а также сроков рекламной акции. При покупке хлебобулочных изделий потребители используют такие критерии выбора, как свежесть хлеба, вкусовые качества, цена, упаковка и внешний вид. Известность производителя, наличие торговой марки для них не обязательно. Однако для покупателей характерна высокая степень приверженности к отдельным производителям.
Рассмотрим план маркетинговых мероприятий и их эффективность более детально, результат оформим в виде таблице 3.
Таблица 3
План мероприятий маркетинговой службы на 2018 год
Цель |
Аудитория |
Рекламные средства |
Стоимость |
Период |
Планируемое увеличение прибыли ООО «Хлебный Дом» (%) |
Ознакомление потенциальны х клиентов с новым ассортиментом хлебобулочных изделий |
Оптовые и розничные покупатели |
Выпуск каталогов продукции, реклама в СМИ, проведение дегустации хлебобулочных изделий, промоакции (подарок за покупку и т.п.) |
60000 |
Март-апрель 2018 Август- сентябрь 2018 |
3 |
Поощрение дилеров и посредников |
Оптовые покупатели |
Реклама в СМИ, сувенирная продукция с логотипом ООО «Хлебный Дом» |
70000 |
Март-апрель 2018 Август- сентябрь 2018 |
4 |
Создание знаний о хлебозаводе ООО «Хлебный Дом» |
Оптовые и розничные покупатели |
Размещение рекламы в сети Интернет |
80000 |
Ежемесячно |
2 |
Разработка и поддержание благоприятног о имиджа ООО « Хлебный Дом » |
Оптовые и розничные покупатели |
Статьи с отзывами в СМИ, участие в конкурсах |
40000 |
Апрель-май 2018 октябрь- декабрь 2018 |
3 |
Поддержание узнаваемости продукции ООО «Хлебный Дом», стабилизация сбыта |
Оптовые и розничные покупатели |
Участие в ярмарках и выставках |
15000 |
Ежемесячно |
5 |
Таким образом, предложенный план рекламных мероприятий, способствует более эффективному проведению маркетинговой стратегии предприятия. На основании произведенных выше расчетов можно сделать вывод, что правильно выбранная и четко сформулированная цель рекламы, период осуществления, целевая аудитория улучшает имидж фирмы, стабилизирует сбыт и, наконец, приносит дополнительную прибыль ООО «Хлебный Дом».
2.2 Разработка стратегии маркетинговой службы в ООО «Хлебный Дом»
План маркетинга ООО «Хлебный Дом» составляется с целью увеличения дои рынка организации, освоения новых территорий сбыта, повышения конкурентоспособности хлебозавода, роста объема продаж и увеличения прибыли.
Главной целью всех мероприятий маркетингового плана является конечно же более полное удовлетворение потребностей потребителей и получение ООО «Хлебный Дом» максимально возможной прибыли. Предполагается увеличить объем продаж хлебобулочных изделий исходя из уже имеющихся данных о текущем состоянии рынка.
План маркетинга, разработанный для ООО «Хлебный Дом» включает в себя:
- анализ выпускаемой заводом хлебобулочной продукции;
- анализ потребительского рынка, реклама и активное продвижение продукции;
- формирование ценовой политики,
- анализ конкурентной среды ООО «Хлебный Дом».
Мероприятия по анализу выпускаемой продукции направлены в первую очередь на развитие ее конкурентоспособности, увеличение спроса, расширение ассортимента.
При анализе потребительского рынка главное внимание необходимо уделять той группе потребителей, что обладают наибольшей платежеспособностью. Также в этом разрезе осуществляется поиск новых клиентов.
Осуществляя анализ конкурентной среды, необходимо особое внимание уделить кругу потенциальных конкурентов. Выявить их слабые и сильные стороны, определить степень конкурентной борьбы и региональной ориентации.
Основываясь на анализе цен конкурентов необходимо разработать систему скидок, промоакций, разместить рекламу в СМИ.
Маркетинговой службе ООО «Хлебный Дом» необходимо:
-отвечать за систематизацию всех маркетинговых исследований, осуществлять сбор и обработку внешней информации;
-на основе анализа состояния рынка составлять прогноз сбыта, намечать конкретные цели работ в сфере маркетинга;
-сводить в единый план действий совершенствования маркетинговой системы данные структурных подразделений ООО «Хлебный Дом»;
-отвечать за информационное обеспечение исследований, организацию рекламы и сбыта продукции.
В проводимом анализе путей развития предприятия, маркетинговая служба должна исходить из уровня спроса на хлебобулочные изделия который не является удовлетворенным на рынке в настоящее время.
Приступая к разработке мероприятий по усовершенствованию деятельности ООО «Хлебный Дом», необходимо понять задачи, стоящие перед маркетинговой службой в рамках общей концепции маркетинга и связать ее с деятельностью отдела сбыта.
В первую очередь необходимо рассмотреть задачи, стоящие перед сотрудниками маркетинговой службы исходя из того, что главным показателем ее успешной работы является удовлетворение потребителей. Данный показатель рассчитывается как отношение числа поступивших заказов к числу выполненных.
Значение данного показателя напрямую характеризует работу как маркетинговой службы предприятия, так и работу всех структурных подразделений вместе.
В целях совершенствования работы маркетинговой службы и повышения оперативности в принятии решений предлагается организовать учет причин отказа потребителей от продукции хлебозавода. Основная причина организации такого вида учета является как выявление конкретных причин отказа потенциальных покупателей от приобретения продукции, так и создание базы данных потенциальных клиентов ООО «Хлебный Дом». Данные по этому вопросу ежемесячно должны группироваться маркетологами организации по видам отказов: не устроила цена, не нравится упаковка, ненадлежащий товарный вид, условия поставки и т. п. Далее полученная информация обобщается и передается руководителям структурных подразделений для анализа, фиксирования упущенной прибыли и устранения возможных типичных ошибок в будущей деятельности.
Внедрение такого вида отчетов в ООО «Хлебный Дом» позволит повысить оперативность в принятии решений производственно-сбытовых вопросов, качество работы маркетинговой службы, увеличить долю рынка, привлечь новых покупателей, получить дополнительную прибыль от продаж. Успешность нововведений в ООО «Хлебный Дом» во многом будет зависеть от следующих показателей:
- использованием современных средств учета информации;
- внедрения новых видов упаковки, разработки новых видов продукции, креативной рекламы.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос обслуживания конечного потребителя. Продукция хлебозавода реализуется не только в сетевых магазинах, но и в фирменных киосках, кафе, ресторанах. Именно культура отношения к покупателю будет выступать наряду с качеством продукции при формировании отзыва о хлебобулочных изделиях ООО «Хлебный Дом». В этом вопросе на первый план выходит доброжелательное отношение к потребителю и сам процесс продажи продукции.
Неотзывчивые, недоброжелательно настроенные продавцы хлебобулочной продукции ООО «Хлебный Дом» могут создать негативное впечатление не только о самих изделиях, но и о предприятии в целом. Такие моменты нужно искоренять.