Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ (Сущность и методы ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового управления
1.1 Сущность и методы управления финансами
1.4 Система государственных органов управления финансами и их функции
ГЛАВА 2. Государственные органы управления финансами
2.1 Высшие органы государственной власти управления финансами
2.2 Формирование Федерального бюджета на 2020-2022 гг
ГЛАВА 3. Пути совершенствования управления финансами в РФ
3.1 Направления финансовой политики для стабилизации социально – экономического развития
3.2 Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы является весьма актуальной, так как в современных экономических условиях управление финансами становится важным инструментом решения экономических и социальных задач, обеспечения стабильности, предотвращения кризисных ситуаций, стимулирования экономического роста, формирования рыночных отношений.
С помощью финансов может обеспечиваться первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, ограничиваться деятельность монополий, могут смягчаться потери просчетов при определении рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы. Перечисленные мероприятия поддерживают социально-экономическую стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие на темпы экономического роста и эффективность хозяйствования в целом, на обеспечение непрерывности воспроизводства.
Очевидно, что воздействуя на "выравнивание" финансовых отношений можно быстро и с малыми затратами исправлять перекосы в воспроизводственной динамике, а без финансового управления, финансовых отношений невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности, т.е. создавать условия для устойчивого развития экономики в масштабах всей страны.
В свою очередь изменение социально-экономических условий жизни общества влияет и на характер финансовых отношений и на формы и методы финансового управления. На основании этого разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу. Большое значение имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов, которое сегодня происходит исходя из спроса и предложения между экономическими субъектами, развитие страхового рынка, изменение расходов бюджета.
Целью курсовой работы является изучение вопроса управления финансами в Российской Федерации и направлений его совершенствования.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и методы управления финансами;
- изучить субъекты и объекты управления;
- охарактеризовать систему государственных органов управления финансами;
- рассмотреть направления финансовой политики для стабилизации социально-экономического развития;
- методы и критерии эффективности управления финансами в РФ
Объект представленного исследования – финансы в РФ.
Предмет исследования управление финансами.
В качестве основных методов анализа в процессе исследования использовались: индексный метод, метод вертикального и горизонтального анализа, методы сравнений и группировок, а также другие.
Степень разработанности проблемы. Трактовке сущности и функций финансов предприятий, обоснованию поиска новых рыночных методов использования их финансовых ресурсов посвящены работы: Аксенов, А.П., Базилевич А.И., Баскакова О.В., Быстро О.Ф., Барышникова Н.С., Бычков В.П., Волков О.И., Грибов В.Д., Донцова Л. В., Никифорова Н. А, Екимова К.В., Жиделева В.В., Зимин А.Ф., Ковалев В.В.
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового управления
1.1 Сущность и методы управления финансами
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.
Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.
В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как: финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы и финансы домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления, как финансовые службы предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, является финансовым аппаратом.
Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как планирование, оперативное управление, контроль.
Планирование занимает одно из принципиальных мест в системе управления финансами. При планировании хоть какой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности роста финансовых ресурсов, описывает направления их более действенного использования. Плановые решения принимаются на базе изучения финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Оперативное управление представляет из себя комплекс мер, которые вырабатываются на базе оперативного изучения складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих целей получения наибольшего эффекта при минимуме издержек при помощи перераспределения финансовых ресурсов. Главное содержание оперативного управления заключается в оптимальном использовании финансовых ресурсов в целях улучшения хозяйственной деятельности.
Контроль как элемент управления производится в процессе планирования и оперативного управления. Он дозволяет сопоставлять реальные показатели по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста денежных ресурсов и поболее действенного их использования.
Различают стратегическое, либо общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов в целях выполнения мотивированных программ и др. Оно производится органами муниципального и хозяйственного управления: Федеральным Собранием Российской Федерации, Администрацией Российского президента, Министерством финансов РФ, Министерством финансового развития и торговли РФ и иными. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов РФ, денежных органов субъектов России и местных властных структур, управляющих внебюджетных фондов, страховых компаний, финансовых служб компаний.
При выработке управленческих решений финансового характера, как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываются требования финансовых и правовых законов, показатели финансового изучения, как результатов прошедшего хозяйственного периода, так и перспектив, употребляются экономико-математические способы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание финансовых и административных способов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в правовых законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и остальных формах.
В нашей стране в критериях финансовых изменений необоснованно недооценивается скопленный до этого опыт управления деньгами, положительно влиявший на экономику в прошедшем. В управлении практически не находят подабающего внедрения подобные финансовые рычаги, как плата за землю, длительные показатели амортизационных отчислений, удельные серьезные вложения и иные. Слабо развиваются формы государственного кредита, применение субвенций, мотивированных субсидий из бюджета. Финансово-кредитный кризис августа 1998 г. востребовал разработки и воплощения новой финансово-кредитной политики, перехода на принципиально новые способы управления финансами. Они должны обеспечить усиление муниципального действия финансов на развитие настоящего сектора экономики, содействовать росту продуктивности публичного производства и социальной сферы. [1]
1.2 Объекты управления
Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации. Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:
- Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).
- Единство финансовой системы – предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.
- Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения.
Государственные финансы – это отношения по причине распределения и перераспределения комплексного общественного продукта (СОП) и части государственного богатства, которые связаны с формированием денежных ресурсов страны и внедрением их на издержки по расширению производства, ублажения возрастающих общественно-культурных потребностей общества, потребностей обороны и управления. В сфере государственных финансов выделяются звенья: госбюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит.
Государственный бюджет является основным звеном финансовой системы. Он представляет из себя форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов гос власти. В нем сосредотачивается существенная доля финансовых ресурсов страны; в руках страны концентрируется главная доля СОП и государственного дохода (НД) (в Российской Федерации до восемьдесят процентов средств централизуется). Бюджет Россия как финансовый план страны основывается на показателях прогноза развития экономики и социального сектора государства на очередной год. Общие характеристики и структура доходов и затрат органически соединены с размерами общественного продукта и государственного дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-денежной политикой страны. [2]
Внебюджетные фонды создаются общегосударственными и местными органами гос власти и местными административными органами для аккумуляции денежных средств, направляемых на выделение денежных средств затрат, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку мотивированной направленности расходования средств их можно соединить в три группы.
1-ая включает внебюджетные фонды соцстрахования,которые имеют общегосударственное значение (Пенсионный фонд Россия, Фонд соцстрахования Россия, Государственный фонд занятости жителей Россия, Фонд обязательного мед страхования).
2-ая группа обхватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на общегосударственном уровне для выделения финансовых средств издержек на НИОКР, соц и вещественно-техническое обеспечение некоторых органов). В третью входят разные внебюджетные фонды территориального назначения.
Как финансово-финансовая организация внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве финансиста, приобретая муниципальные ценные бумаги в целях получения дохода и роста денежных ресурсов. Государственный кредит выражает кредитные отношения между страной, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, которые хозяйствуют субъектами, физическими лицами, нерезидентами и зарубежными странами, с иной, по причине получения кредитов, предоставления займов либо гарантийного обеспечения. Доп денежные ресурсы правительство завлекает методом реализации на финансовом рынке облигаций, казначейских обязанностей и остальных видов муниципальных ценных бумаг. Государственный кредит употребляется также с целью нормализации валютного обращения в государстве.