Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Изучая многотысячелетний опыт образования, становления, развития и функционирования государства у разных народов, принимая во внимание различные исторические эпохи, сформировались многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции, в которых предпринимаются попытки объяснить причины происхождения, формы, функции государства.

Как известно, первые государства зародились около пяти тысяч лет назад. Возникновение государства это закономерный процесс, проходящий в разное время, но в любом обществе. В древнее время основу жизни людей составляли скотоводство и земледелие. Люди объединялись в группы для совместной охоты и защиты территории. Актуальность данной темы заключается в том, что среди разнообразных форм человеческого общения до настоящего времени первенствующее значение признано за государством. На протяжении всей истории существования государства были времена, когда государство оказывало влияние на все стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. В настоящее время, существует не мало других форм общественного единения людей, однако государственному регулированию подвергаются многие стороны общественной жизни. Все наиболее важные исторические моменты сопряжены с государственною деятельностью. Поэтому, изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства. Но для того, что бы ответить на такие вопросы, необходимо понять, что представляет собой понятие государство, чем оно является, важно уяснить его признаки.

Предметом данной работы является– понятие и признаки государства.

Цель исследования – рассмотрение и раскрытие вопроса о природе государства через определение его понятия и выделение основных признаков.

Задачи поставленные для достижения цели:

  • дать понятие государства;
  • раскрыть сущность государства на основе различных подходов;
  • изучить основные теории происхождения государства, дать определение понятию государства;
  • раскрыть основные признаки государства.

Несмотря на то, что данный вопрос довольно широко изучен, единого мнения относительно понятия и признаков государства нет. В связи с чем, необходимо постоянное изучение этого вопроса не только с теоретической точки зрения, но и с учетом сложившихся в конкретный период развития общества и государства общественных отношений.


Правовую базу исследования составило действующие законодательство Российской федерации, а именно: Конституция Российской Федерации; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации".

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (системный, исторический) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительный).

Теоретическую основу исследования составляет работы таких авторов как Бошно С.В., Венгеров А.Б., Верещагин С.Г., Доржиев Ж.Б., Иванов А.А., Иванов В.П., Ильин И. А., Левакин И.В., Юртаева Е.А., Корельский В.М., Перевалов В.Д., и др.

Данная работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы

Глава 1. Понятие и сущность государства

1.1 Понятие государства

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

Государство — особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Термин «государство» рассматривается в нескольких смыслах: правовом, политическом и социальном. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами. Государство представляет собой социальное образование, которое характеризуется определенной постоянной территорией, населением, проживающим на этой территории и наличием власти, обеспечивающей это постоянство.

По настоящее время не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

Юридического определения государства, которое признавалось бы всеми странами мира или большинством из них, не имеется.

Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 только несколькими американскими государствами это один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве.

В учебной литературе содержится следующее понятие государства — как «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа»[1].


Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осущес-твляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры».

Можно рассмотреть еще несколько определений государства.

«Государство — это специализированная и концентрированная сила для охраны и поддержания порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство».

«Государство — это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт — правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых».

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

«Государство есть воплощение права в обществе».

Все вышеперечисленные определения термина «государство» в большей степени обозначают политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам.

1.2 Сущность государства

Сущность государства — смысл, главное, постоянное свойство что определяет его содержание, назначение и функционирование. Главной основой в государстве являются власть, назначение и функционирование в обществе. Другими словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Граждане в целом и каждый по отдельности, живущие в государстве, помимо своих интересов и целей имеют один, общий интерес. Об этой цели каждый может сказать: "это моя цель", и будет прав, но должен добавить: "не только моя". И все сразу могут сказать: "Это наша общая цель", и, высказав это, все будут правы. Но это и значит, что цель эта общая. Множество телесно и душевно разъединенных людей желают одного и того же, такого, что или сразу у всех будет, или чего сразу у всех не будет. Каждый желает одиноко и по-своему; "интерес" как личное переживание остается своеобразным и множественным. Но предмет желания един для всех и может быть создан только в организованном, совместном и не одиноком творчестве. Общность цели создает общность путей и средств, и основа политической деятельности дана[2].


Большинство мнений высказанных в работах исследователей в прошлые годы, посвященных государству, рассматривают сущность государства исходя из классовых позиций — как орудие неограниченной власти, диктатура господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего общества.

Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность[3]. В случае, когда развитие экономики достигает определенного уровня, система уравнительного распределения общественного продукта объективно устаревает и становиться невыгодной, появляется необходимость выделения отдельного слоя граждан, которые будут заниматься только управлением. Именно в такой ситуации и возникает государство. Выделение отдельного слоя повлекло за собой социальное расслоение общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах, прежде всего привилегированных социальных групп, классов. В связи с зарождением социального неравенства появилась часть людей, которая была освобождена от повседневного физического труда. Это привело не только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества. Таким образом можно сделать вывод о том, что возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, которая осуществляется во многом в интересах привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.

Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу Рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей — рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями». Аналогичное положение власти и в феодальном обществе. И в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти[4].


Более сложная характеристика власти в буржуазном государстве. Такие права как равенство людей перед законом, обладание равными правами носит формальный характер, хотя эти права юридически закреплены в декларациях и конституциях. По факту же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают различные цензы, такие как имущественный, образовательный и иные, которые в значительной мере ограничивали избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующему классу — буржуазии.

В восточных государствах власть находилась в руках бюрократических чиновников. При этом она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Такое всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятельность», становится во многих случаях практически от общества независимым. Такое положение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных или авторитарных режимов стран Латинской Америки[5].

Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п.

Тем не менее, использование только классового подхода сужает возможности познания государства и политической власти.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах. Такое явление наблюдается во времена бонапартизма, а также в странах с тоталитарным бюрократическим режимом.

Во-вторых, в странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть в свои руки. Часто в таких странах преобладают общенациональные идеи (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) и возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и проч.