Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Основу данной теории составляет утверждение о том, что у каждого человека имеется психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия; и общество и государство являются следствием психологических закономерностей развития человека.
В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей, и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий.
Государство представляет собой очень многогранное явление. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Попытки научно осмыслить эти многочисленные теории возникновения вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории.
Глава 2. Признаки государства
Чтобы уяснить понятие государства, необходимо более подробно изучить его характеристики. Это возможно сделать при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность как единственной формы организации общества и важнейшего общественно политического института. Проводя анализ литературы можно выделить следующие основные признаки государства: территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах; государственный суверенитет; наличие публичной (государственной) власти; неразрывная связь государства и права; возможность взимания налогов. Однако перечисленные признаки не являются исчерпывающими.
2.1 Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть
В родовом обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. При этом, постоянно перемещаясь с одного места на другое род часто не имел строго определенной территории. Позже при государственно-организованном обществе принцип кровного родства потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Таким образом, образуются территориальные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.
С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало образования отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. От негосударственных организаций (политических партий, общественных организаций и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии создаются добровольно по тем или иным интересам и объединяют в своих рядах лишь часть населения.
Термин публичная власть тем временем, фактически не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение[12]. Социальная власть представляет собой важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, является неотъемлемой частью любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.).
Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Любая власть, в том числе и социальная всегда содержит элемент принуждения. В связи с многообразием формы принуждения, различаются множество разновидностей власти по самым различным основаниям. Это является критерием деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная и т.д. Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть»[13]. Существует несколько точек зрения о соотношении понятий государственной и политической властях. Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, так как последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. В соответствии со ст. 3 и 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, хотя и осуществляют власть. Политическая власть выступает, как правило, от имени какой либо части общества или социальной групп, которая является субъектом политического властвования. Напротив, государственная власть выступает от имени всего общества. Государственная власть согласно действующей Конституции РФ делится на три основные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. У каждой ветви имеются свои задачи, а также полномочия. В соответствии с другой точкой зрения понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.
Таким образом, государственная власть — это публично политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти:
•она распространяется на все общество;
•носит публично политический характер;
•опирается на государственное принуждение;
•осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
• легитимность, легальность и т.п.
2.2 Государственный суверенитет
Государственный суверенитет (фр. souverainetе — верховная власть) — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим. Государство, не обладающее суверенитетом, является колонией либо составной частью другого государства. Носителем суверенитета (сувереном) может быть или народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (президента республики или монарха в конституционных монархиях) или монарх-самодержец в силу «божественного права и завоевания».
По своей значимости понятие суверенитет равносильно и имеет такой же смысл как «права и свободы» человека и гражданина.
Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Оно было введено французским юристом XVI в. Жаном Бодэном и первоначально сохраняло связь с феодальным правом, обозначая прежде всего власть верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно его определению, суверенитет - это абсолютная и незыблемая власть монарха в государстве. Однако Вестфальский мир 1648 года признал суверенные права за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом, положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства[14].
В последнее время, некоторые исследователи говорят о том что понятие национального суверенитета «размывается». Это стало возможно в связи с проходящими в мире процессами глобализации и усиления взаимных связей и взаимозависимости между государствами. С одной стороны данное обстоятельство привело, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость». Необходимо отметить, что с государственным суверенитетом не следует смешивать понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве.
Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, который организован и действует согласно принятому в государстве законодательству. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы – юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм. Таким образом, государство представляет собой территориально организованную публично-правовую общность населения, которая построена на началах власти и осуществляет свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений[15]. В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка[16]. В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений[17]. Таким образом, без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, налоги, как отмечено выше, - один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание.
Таким образом, можно сказать, что налог, с одной стороны являясь политической категорией, с другой, в системе иных категорий, формирует такие основополагающие категории политической науки, как политическая власть, субъекты политики, политическая жизнь общества, политический процесс и т.д., что является в целом формированием и государства.
Заключение
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Рассматривая понятие «государство» с современной точки зрения, это очень многогранное с присущими только ему признаками и характерными чертами, выступающее как властная система, которая объединяет проживающих на его территории людей. Государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство можно представить как организацию политической власти, которая направлена на осуществление конкретных общечеловеческих, национальных, религиозных и других интересов в пределах определенной территории.
Неотъемлемой чертой государства является наличие суверенной власти, осуществляющей управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества. Никто не вправе вмешиваться во внутренние дела какого-либо государства.
В связи с его многогранностью понятие не способно охватить многочисленные функциональные, сущностные, структурные характеристики и свойства государства. Сложность состоит в том, что на разных этапах развития у разных государств существовали и существуют множество особенностей и специфических черт. Однако, не смотря на это, каждое государство обладает набором признаков, которые проявляются на всех этапах его развития.
При попытке дать определение понятию государства можно использовать его в широком и узком смыслах. Помимо предельно общего понятия государства (без его "привязки" к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.
Уяснение понятие государства в широком смысле важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития и изучения государств, давал такие в этой области результаты, которые невозможно "подогнать" под понятие государства. Поэтому в настоящее время теория государства стремится более тщательно подходить к разработке такого понятия, как "протогосударство", "государствоподобное образование", "государственное образование", "государственность".