Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

И, наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов. Условием существования чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения.

К функциям любого государства можно отнести общесоциальные функции, направленность действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции[6]. Общесоциальная роль государства связана с классовой и составляет вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.

В современной теории высказываются мнения не только классового подхода, а также других теорий государства: элит, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и другие.

Например, сторонники теории элит, которая получила свое распространение в XX в., считают, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества, а народные массы не способны держать власть в своих руках, управлять общественными делами. Элита, до тех пор будет находиться у власти, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

Технократическая теория в некоторой степени схожа с теорией элит. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, не учитывают значение народа.

Сторонники различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.


Сущность теории государства всеобщего благоденствия состоит в том, что особой ценностью является каждая личность и её интересы ставятся в основу деятельности государства.

1.3 Теории происхождения государства

До настоящего времени нет какого-либо единого мнения о причинах возникновения государства. Те теории происхождения государства, которые существуют, не могут являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

Выделяют следующие теории происхождения государства:

- теологическая теория,

- патриархальная теория,

- теория общественного договора,

- теория насилия,

- материалистическая (марксистская) теория

- психологическая теория.

Кроме этого, существуют такие теории как расовая теория Гюнтера, органическая теория, ирригационная теория, комплексная теория происхождения государства Х. Й.М. Классена, кризисная теория А.Б. Венгерова, дуалистическая теория Малыгина, Афанасьева, теория специализации Т.В. Кашаниной, инцестная (половая) теория К. ЛевиСтросс, спортивная теория Ортега-и-Гасет. Рассмотрим некоторые из названных теорий более подробно.

Теологическая теория. Данная теория происхождения государства получила своё распространение в средневековье. Эту теорию рассматривал Фома Аквинский; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство представляет собой продукт божественной воли, в силу чего государственная власть является вечной и незыблемой, и находится в зависимости от религиозных организаций и деятелей. Следовательно, каждый человек обязан подчиняться государю во всём. Социально-экономическое и правовое неравенство людей, которое существует между ними, предопределено божественной волей. Представители данной теории считали, что с таким положением дел необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. В противном случае, непослушание государственной власти могло расцениваться как непослушание Всевышнему.

Наделяя государство и государей (как представителей и последователей божественной воли) ореолом святости, последователи данной теории поднимали их значимость, способствовали утверждению в обществе порядка и согласия. Церковь и религиозные организации выступали в качестве «посредников» между Богом и государственной властью. Вместе с тем данная доктрина не учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить возможности усовершенствования формы государства, улучшение государственного устройства. Еще одни недостатком является то, что теологическая теория построена в основном на вере, следовательно, сложно доказуема. Другой вариант данной теории состоит в том, что государство как система управления обществом создано высшими силами с целью объединения людей для выживания и развития, передаче им (людям) определённых для этого знаний (обучение людей). Первые китайские императоры спускались с небес и учили людей варить пищу, строить жилище, повозки, возделывать поля. В Греции боги учили добывать огонь и обрабатывать металл. По мере накопления знаний у людей и их передачи поколениям власть небес ослабевалась. Уже в Древней Греции по мифам известно, что люди говорили: "Боги покинули нас". И этим начали пользоваться смышленые наглые люди, путём обмана и интриг приходя к власти[7].


Патриархальная теория. Среди последователей патриархальной теории происхождения государства есть Конфуций, Аристотель, Филмер, Михайловский и др. В обоснование своей теории они приводят тот факт, что люди существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, которое в конечном итоге приводит к возникновению семьи. В результате развития и разрастания семьи, объединения людей и увеличения числа этих семей появляется государство.

Отношения отца с членами семейства подобны отношению монарха с подданными. Монарх также как и глава семьи заботится о своих подданных, а те в свою очередь должны беспрекословно подчиняться и уважать его.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи.

Вместе с тем, процесс происхождения государства очень упрощен, по сути дела понятие "семья" просто переносится на понятие "государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествляются соответственно с категориями "государь", "подданные"[8]. Основной функцией семьи является продолжение рода и ведение общего хозяйства. Государство же призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Материалистическая теория. Материалистическая (марксистская, диалектикоматериалистическая) теория происхождения государства связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Наиболее полное изложение основ данной теории содержится в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В.И. Ленина «Государство и революция».

По Энгельсу, государство не существовало вечно. Были общества, которые обходились без государства и государственной власти. Но в определенный промежуток времени, в связи с экономическим развитием, общество раскололось на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. При появлении в обществе различных классов с противоречивыми экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того, чтобы это противостояние не привело к коллапсу общества, необходима стоящая над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним и все более и более отчуждающая себя от него, и есть государство[9].


От родоплеменной организации государство отличается разделением подданных по определенной территории. По ряду экономических причин у населения возникла потребность перехода с одного места на другое; связь между членами рода стала прерываться, и родовое общество перестало выполнять свою основную функцию. Гражданам предоставили возможность осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени.

Второй отличительной чертой государства является учреждение публичной власти, призванной держать в повиновении всех граждан. Наличие публичной власти есть в каждом государстве, она состоит и из вооруженных людей и из принудительных учреждений разного рода. Эти учреждения не были известны родовому обществу.

Усиление публичной власти происходит на фоне обострения классовых противоречий внутри государства, и по мере того, как соприкасающиеся между собой государства становятся больше и населеннее. Чтобы содержать публичную власть необходимо пополнять казну. Сюда относятся налоги, государственные займы.

Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом, что обеспечивается авторитетом законов, дающих им неприкосновенность.

Исходя из версии, что государство возникло из потребности держать под контролем противоположные классы, следовательно, оно является государством самого могущественного, экономически господствующего класса. Господствующий класс, который при помощи государства политизируется, приобретает в таком случае новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Кроме того, в большинстве известных в истории государств права, которые предоставлялись гражданам, сопоставляются с их имущественным положением, и это прямо указывает на то, что государство — это организация имущего класса для защиты его от неимущего.

Теория насилия. Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833—1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838—1909), Каутский, Карл (1854—1938) и др. Краеугольный камень теории насилия составляет утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (т.е. связана с факторами военнополитического характера)[10].


Главным образующим фактором возникновения государства является непосредственная политическая сила. Общество, по мнению Е. Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

К. Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах[11]. Племя победитель, по его утверждению, подчиняет себе побеждённое племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает не деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побеждёнными, который позже приобретает форму государства. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Нельзя полностью отвергать теорию насилия, так как существующий исторический опыт подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время. В качестве примера может выступать Золотая Орда. Элементы насилия, как внутри государства, так и за его пределами, объективно присутствовали и сопровождали процесс становления любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). Психологическая теория. Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX — первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель — русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 1931 гг.).

Также в разработке данной теории участвовал и Зигмунд Фрейд. В основе её лежит принцип деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться, другие могут управлять. В результате чего и возникает государство. Безусловно, на человеческое поведение и деятельность оказывают влияние социальные закономерности. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой сама человеческая психика формируется под действием соответствующих социальных, экономических и иных внешних условий. Именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.