Файл: Адаптация ребенка к школе (ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальному педагогу следует подробно проинструктировать родителей, как организовать в семье рассматривание альбома, как привлечь внимание ребенка к игровой среде, заинтересовать общением с другими детьми и взрослыми.

В идеале педагогу необходимо познакомиться с ребенком в домашней обстановке и лично пригласить его в детский сад.

Посещение семьи.

Посещение семьи осуществляют один или двое воспитателей вместе с социальным педагогом дошкольного учреждения. Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя и социального педагога деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Время посещения семьи определяют родители. Воспитатель заранее подбирает игрушку или самоделку в подарок ребенку.

Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагоги должны получить определенную информацию, но чаще такую информацию получают при первичной встречи в детском саду:

  1. Состав семьи, профессия и образовательный уровень родителей.
  2. Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи: ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, своеобразная автономность каждого в семье.
  3. Роль родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план).
  4. На что направлены основные заботы родителей: здоровье, умственное развитие, нравственное воспитание и т.д.
  5. Система воспитательных воздействий на ребенка: участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий илинепоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком; отсутствие воспитания.
  6. Организация совместных форм деятельности в семье: вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы; распределение обязанностей среди взрослых, периодическое возложение каких-то из них на ребенка; разногласия взрослых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция дошкольника от домашних событий.
  7. Создание развивающей среды в семье: игровой и книжный уголки, наличие пособий, игр и др.

Вся полученная информация тщательно анализируется социальным педагогом, воспитателями и медицинским работником. По результатам анализа определяют детей и родителей, которые в адаптационный период могут испытывать трудности [1].

Итак,только единая, согласованная с семьей система педагогических воздействий, опирающаяся на знание возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решить специалистам проблему адаптации на должном уровне.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Выявлены три наиболее существенные проблемы, с которыми малыши приходят из дома в ДОУ. Они заключаются в следующем:

Первая проблема - у детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов). Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрасте отмечается замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти, выявляются невысокие показатели интеллектуальной готовности к школе.

Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или малоэмоциональных, неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов, энуреза, тиков и т. п. Поэтому важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком, узнать его особенности развития и поведения.

Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям. Прежде всего это:

  1. Положительно-эмоциональное отношение к ребенку (ласковое общение)
  2. Удовлетворение его потребностей физиологических и познавательных.
  3. Индивидуальный подход к ребенку.
  4. Максимальное приближение условий детского сада к домашним.

Объективными показателями окончанием адаптационного периода являются:

  • глубокий сон;
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся навыков;
  • активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.

Воспитатели информируют родителей о протекании адаптации, чтобы снять тревогу за малыша, используя в работе адаптационные развиваю игры, а также при необходимости консультируется со специалистами ДОУ.

Цель курсовой работы рассмотреть особенности адаптация детей младшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении, на примере МДООО «Детский сад «Березка» достигнута, решением следующих задач:анализом литературы по теме, раскрыть сущность социально-педагогической адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада; описанием возрастных особенностей и особенностям адаптации младших дошкольников, к условиям детского сада; рассмотрением условий, в которых успешно проходит процесс адаптации в МДООО «Детский сад «Березка».


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - с.49 - 53;
  2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 6 - с.46 -51.
  3. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. - 417 с.
  4. Варпаховская О. Зеленая дверца:первые шаги в общество.Ребенок вдетском саду. - 2005. - № 1. - с.30 - 35.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб. СОЮЗ, 2007. - 224
  6. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 25 с.
  7. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. - Ростов - на - Дону, Феникс, 2004. - 275 с.
  8. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
  9. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - с.66 - 77.
  10. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
  11. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1 - c.34 - 37.
  12. Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.
  13. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - С-Петербург. - М.: Речь, 2002. - 238 с.
  14. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. -с.10
  15. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
  16. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М.: Владос, 2007. - 530 с.
  17. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие - М.: Мозаика Синтез, 2004. - 415 с.
  18. Павлова Л. Раннее детство, семья или общество? / Обруч. - 2007. - № 2.
  19. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 5-7
  20. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2003. - 350 с.
  21. Севостьянова Е.О. Дружная семейка - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 235 с.
  22. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе М.: АРКТИ, 2006. - 275 с.
  23. Смирнова Е.О Ребёнок-взрослый-сверстник (Методическое рекомендации) Изд-во МГППУ, 2004. - 315 с.
  24. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. 2006. - № 3-4. с. 46 - 51.
  25. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми - Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. - 430 с.
  26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007. - 336 с.
  27. УрунтаеваГ.А.Практикум по психологии дошкольника. - М.: «Академия», 2008. - 368 с.
  28. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста - C - Петербург, Речь, 2005.
  29. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду - М.: ЮНИТИ, 2007. - 290 с.
  30. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.