Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ И МЕТОДЫ ИХ СНИЖЕНИЯ.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКИХ
1.1. Понятие и сущность рисков
1.2. Понятие коммерческого риска, его основные характеристики
1.3. Методы оценки коммерческого риска
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ И МЕТОДЫ ИХ СНИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «РИО»
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «РИО»
2.2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО «РИО»
2.3. Анализ издержек обращения торгового предприятия ООО «РИО»
ВВЕДЕНИЕ
В условиях нестабильной макроэкономической ситуации актуальна проблема поиска и внедрения в практику таких форм и методов управления компанией, использование которых позволяло бы не доводить предприятие до кризисного состояния, несмотря на макроэкономические факторы.
Риск, как неотъемлемый элемент экономической, политической и социальной жизни общества неизбежно сопровождает все направления и сферы деятельности любой организации, функционирующей в рыночных условиях. Таким образом, в настоящее время проблема исследования риска приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение, как важная часть теории и практики управления.
Большинство управленческих решений принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов: отсутствием полной информации, элементами случайностей и некоторыми другими. Правильность и обоснованность выбранной стратегии предпринимательской деятельности определяют успех предприятия в сфере бизнеса. При этом должны учитываться вероятности критических ситуаций.
Чтобы предприятие могло успешно функционировать в условиях рыночной экономики нужно идти на риск. Можно сказать, что не существует предпринимательской деятельности без риска. Для любого бизнеса важным является не избежание риска вообще, а предвидение и снижение его до минимального уровня.
Отлаженная система риск-менеджмента служит основой стабильности бизнеса. Для того, чтобы управлять рисками, необходимо понимать их сущность, знать подходы к формированию системы управления рисками, методы оценки и управления рисками.
Главными задачами управления риском являются:
- обнаружение областей повышенного риска;
- оценка степени риска;
- анализ приемлемости данного уровня риска для предпринимателя;
- разработка в случае необходимости мер по предупреждению или снижению риска;
- в случае, когда рисковое событие произошло, принятие мер к максимально возможному возмещению причиненного ущерба.
Главная цель исследования заключается в анализе поставщиков ООО «РИО» как основной причины коммерческих рисков.
В связи с этим можно выделить следующие основные задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучить основные виды рисков;
- рассмотреть сущность коммерческих рисков и возможные потери коммерсанта от риска;
- определить методы выявления риска;
- исследовать методы оценки риска;
- рассмотреть методы снижения риска.
Во введении обоснована актуальность темы, определены предмет и объект исследования, сформулированы цель и задачи исследования.
В первой главе изложены теоретические основы коммерческих рисков.
Во второй главе описывается исследование деятельности торгового предприятия ООО «РИО».
В заключении подводятся итоги проделанной работы в соответствии с целью, задачами, предметом и объектом исследования курсовой работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКИХ
РИСКОВ И МЕТОДЫ ИХ СНИЖЕНИЯ
1.1. Понятие и сущность рисков
Деятельность любого предприятия связана с ситуацией объективно существующей и принципиально неустранимой неопределенности, обусловленной отсутствием полной информации.
Неопределенность является основной характеристикой риска.
Объективно существующая и принципиально неустранимая неопределенность приводит к тому, что риск никогда не бывает нулевым.
Неопределенность — это неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения.
Основными причинами неопределенности являются следующие: отсутствие полной, объективной информации; случайность; противодействие.
Понятия «риск» и «неопределенность» очень близки: оба термина применяются для обозначения отсутствия или недостатка определенности. Тем не менее, в экономической литературе данные понятия разделяют. Различия между риском и неопределенностью сводятся к объему доступной информации об исследуемой ситуации. В контексте экономической науки такое представление впервые сформулировал Ф.Найт. Согласно его классификации, термин «риск» следует использовать, когда известно распределение случайной величины, с помощью которой моделируют рисковую ситуацию. По-другому это можно назвать «измеримой неопределенностью» или даже «вероятностной определенностью». Слово «неопределенность» Ф.Найт предлагал применять в тех случаях, когда исход не был определен, но и распределение вероятностей оставалось неизвестным.
Таким образом, неопределенность выражается в незнании достоверного, отсутствии однозначности. Но, в то же время, неопределенность обуславливает возможность получения как негативных, так и позитивных результатов, их определенный закономерный характер, что следует учитывать при рассмотрении категории «риск».
В настоящее время не существует единой трактовки понятия «риск». Это объясняется, в частности, многоаспектностью этого явления. Кроме того, риск — это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных реальных основ.
Это обуславливает возможность существования нескольких определений риска с разных точек зрения.
Существующие в настоящее время определения риска можно отнести к классической либо неоклассической теориям риска.
Тему риска в экономической теории одну из первых рассматривал А.Смит. При анализе факторов, определяющих величину показателя нормы прибыли, он отмечал ее зависимость от рискованности ситуации. Согласно выводам А.Смита, при росте нормы прибыли увеличивается риск, но не прямо пропорционально. Точка зрения А.Смита стала основополагающей для становления и развития классической и неоклассической школ риска. Рассмотрим развитие классической и неоклассической теорий.
Основные положения классической теории риска были сформулированы в XIX веке в работах Н.У.Сениора и Дж.Милля. Представители данной теории выделяли в общей структуре дохода предпринимателя плату за риск, которая предназначалась для возмещения ущерба от его воздействия. В работах Н.У.Сениора и Дж.Милля риск ассоциируется, прежде всего, с математическим ожиданием потерь, являющихся следствием принятия какого-либо решения. Другими словами, риск воспринимается лишь как ущерб, возникающий в результате действия или бездействия.
Постулаты классической теории не учитывают всех аспектов сущности риска, природы его воздействия и причин его возникновения. Развитие общественно-экономических отношений, конкуренции обусловили необходимость проведений дальнейших исследований темы риска в экономической науке. На основании результатов исследований А.Маршалла, А.Пигу, Ф.Найта и других ученых, сформировались основные положения неоклассической теории риска - риск обусловлен неопределенностью экономической ситуации, при которой прибыль может рассматриваться как случайная переменная.
Определение риска: риск — это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
Обобщая содержание определений понятия «риск», можно сформулировать основные отличительные черты понятия «риск». К ним относятся:
- экономическая сущность категории «риск»;
- зависимость риска от социальных, политических и правовых факторов;
- наличие неопределенности в финансово-хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя;
- отсутствие или неполнота либо недостоверность информации о текущем состоянии самого хозяйствующего субъекта и его внешней среды;
- невозможность с абсолютной точностью прогнозировать основные тенденции развития конъюнктуры рынка;
- вероятность получения прямых убытков в результате проведения конкретной коммерческой операции;
- возможность получения нулевого результата коммерческой деятельности, отсутствие прибыли;
- наличие реального, но не безусловного шанса получения положительного результата, т.е. прибыли;
- отсутствие возможности точно определить предполагаемый экономический результат конкретной коммерческой операции.
Такое разнообразие способов классификаций усложняет решение вопроса о том, какая же классификация является основной, и в какой степени она будет способствовать управлению рисками. Классификация рисков, определение их видов является основой для проведения качественного анализа рисков и должна быть ориентирована на выявление факторов рисков.
Фактор — это существенное обстоятельство в каком-либо явлении, процессе; исходная составляющая чего-либо. Как правило, в экономической литературе факторы риска выделяют исходя из места возникновения - внешние и внутренние.
В целом, выделяют следующие внешние факторы риска: экономические, политические, техногенные, информационные, социально-демографические, природно-климатические и другие факторы макросреды страны, данного региона и города, в котором находятся объект и субъект риска. Различают внешние факторы прямого и косвенного воздействия. К факторам косвенного воздействия относятся: политическая и экономическая обстановка в стране, экономическое положение отрасли, международные события, стихийные бедствия. Под факторами прямого воздействия экономисты подразумевают: законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность; действия органов государственного и местного управления; налоговую систему; взаимоотношения с партнерами; конкуренцию предпринимателей и т.д.
В отличие от внешних, внутренние факторы риска возникают непосредственно в ходе функционирования предприятия. Воздействие факторов внутренней среды, в основном, связано с нарушениями, недостатками в организации, планировании и управлении производством. К таким факторам относятся конкурентоспособность субъекта и объекта риска: персонала, технологий, организационно-технического уровня производства, системы менеджмента и др.
Группировка внутренних факторов по сферам деятельности предприятия позволяет выявить характер их влияния на риск. Так, внутренние воспроизводственные факторы связаны с вопросами инвестиций, подготовки и набора кадров. В сфере обращения внутренние факторы риска проявляются при нарушении договорных условий поставки сырья, материалов и готовой продукции. Внутренние факторы управленческой деятельности разделяются на стратегические, тактические и оперативные.
Взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и внешних факторов определяют возникновение причин и воздействие различных видов рисков.
Таким образом, были рассмотрены основные сущностные характеристики риска как неотъемлемой части деятельности всех субъектов экономики. Перейдем к рассмотрению коммерческого риска.
1.2. Понятие коммерческого риска, его основные характеристики
Одной из разновидностей предпринимательского риска, согласно классификации по основным сферам, областям деятельности предприятия, являются коммерческие риски.
Коммерческий риск представляет собой риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
Существуют следующие основные причины коммерческого риска:
- снижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснения его конкурирующими товарами (товарами-заменителями), введение ограничений на продажу;
- повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
- непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей коммерческой операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
- непредвиденные потери товара;
- снижение качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
- повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы;
- сложности, возникающие при приемке товаров (услуг) покупателем, в том числе задержка, отказ, что повышает расходы предприятия;
- низкая платежеспособность покупателя на момент осуществления коммерческой операции;
- отказ клиента от оплаты товара (услуги) надлежащего качества, количества;
- форс-мажорные обстоятельства.