Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Этапы развития налогового учета).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы развития налогового учета в России
1.2. Этапы развития налогового учета
Глава 2. Анализ ведения налогового учета в ООО «Свтрейд»
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Свтрейд»
2.2. Особенности ведения налогового учета в ООО «Свтрейд»
Глава 3. Пути совершенствования ведения налогового учета в ООО «Свтрейд»
Введение
Актуальность. На современном этапе налогового реформирования налоговый учет стал неотъемлемой частью всего учета организации.
С момента принятия первого Налогового Кодекса, в налоговой политике государства произошли значительные изменения. После вступления в действие 01.01.2002 года Главы 25 «Налог на прибыль организаций» механизм налогообложения прибыли претерпел значительные изменения.
Для того чтобы правильно и последовательно понимать сущность какого-либо явления, необходимо подробно рассмотреть историю его становления и развития.
Цель работы состоит в исследовании основных этапов формирования налогового учета в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность налогового учета;
- исследовать этапы развития налогового учета в России;
- представить краткую характеристику ООО «Свтрейд»
- рассмотреть ведение налогового учета в организации;
- определить пути совершенствования налогового учета в ООО «Свтрейд».
Объект исследования – ООО «Свтрейд»
Предметом исследования являются этапы развития налогового учета в России.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды, представленные в отечественной литературе в области налогового и бухгалтерского учета; публикации в периодических изданиях
Информационной базой исследования послужили: законодательные и нормативные акты по вопросам налогового и бухгалтерского учета.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития налогового учета в России
1.1.Понятие налогового учета
В Российской Федерации инициатива выделения налогового учёта из системы бухгалтерского учёта принадлежит специалистам из контролирующих органов. Именно эти специалисты стали считать, что потребность в налоговом учете вызвана разнообразием, а также сложностью выявления объектов и исчисления показателей, которые необходимы для определения точного размера налоговых обязательств и представления их в налоговой отчетности[1].
Налоговый учёт получил свой официальный статус в 2002 году с вступлением в силу 25 главы Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) «Налог на прибыль организаций». В соответствии с НК РФ под налоговым учетом понимается … «система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом»[2].
Цель налогового учёта заключается в правильности и максимальной достоверности учёта расчетов между организациями, хозяйствующими субъектами, либо коммерческими банками с государственными органами. А также, перед налоговым учётом стоит такая цель, как обеспечение информацией как внутренних, так и внешних ее пользователей для контроля своевременности, правильности и полноты уплаты и исчисления в государственный бюджет[3]. Налоговый учет осуществляется с целью формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения.
Одной из главных задач налогового учёта является установление суммы платежей в государственный бюджет и задолженность перед ним по налогу на прибыль на определенную дату времени.
Под объектом налогового учёта понимаются хозяйственные операции, которые осуществляет налогоплательщик в течение отчетного (налогового) периода.
В основе бухгалтерского учёта лежит сбор и регистрация информации путём её документирования[4]. Налоговый же учёт, в отличие от бухгалтерского, состоит из этапа обобщения информации. Однако было бы неправильно говорить о налоговом учёте только в узком смысле, налоговый учет в широком смысле – представляет собой учет для целей расчета каждого вида налогов. Нормативно он не определен, но требования его ведения содержатся в законодательстве в косвенных нормах. Обратимся к иностранной литературе[5].
Смысл понятия «налоговый учет» по сравнению с отечественной трактовкой потерян не был. Налоговый учет сравнительно легок в объяснении, хотя в нем очень много нюансов по его ведению и исполнению. Короче говоря, существует множество правил налогового учета и нормативных актов. Соблюдение этих правил и положений имеют решающее значение для предотвращения штрафов. Таким образом, налоговый учет представляет собой сочетание юридических и финансовых знаний наряду с предоставленной налоговой документацией[6].
Внутренние пользователи информации налогового учета – это администрация организации, а именно: собственники и управленческий персонал, например, топ-менеджеры и руководители среднего звена, аудиторы. На основе полученной информации и анализу данные лица могут произвести работу над налоговым планированием, что приведет к минимизации налоговых потерь и повышению эффективности работы организации в будущем[7].
К внешним пользователям информации, в первую очередь, относятся налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы следят за правильностью формирования налоговой базы, производят проверку налоговых расчетов, а также контроль над поступлением налогов в государственную казну. Консультанты по налоговым вопросам могут дать рекомендации по оптимизации налоговых платежей и дать направление налоговой политики для администрации организации[8].
Интересы пользователей информации налогового учета также различны. Например, интерес государства, выраженный через налоговые органы, обуславливается, во-первых, в создании дополнительных рабочих мест и, во-вторых, в изъятии в государственный бюджет части доходов хозяйствующего субъекта через систему налогообложения. Также для налоговых органов немаловажно соблюдать правильность исчисления налогооблагаемой прибыли, так как для держателей акций, скорее всего, самый большой интерес представляет прибыль, из которой потом будут выплачиваться дивиденды. Интерес собственников выражается в возможности получения прибыли и дивидендов в долгосрочном аспекте. Интерес работников можно выразить тем, что сами работники готовы сократить свои трудовые затраты на составление налоговой отчетности. Основанием для данного суждения послужил такой факт, что группа бухгалтеров, которая занимается составлением и подготовкой отчетности, представляет собой, как правило, группу наемных работников[9].
Даже порой должность главного бухгалтера занимает лицо, не являющееся акционером, то есть участником данной организации, в которой и производится составление отчетности. Но не стоит забывать, что даже наемные работники чувствуют косвенную зависимость величины их заработной платы от успехов организации, на которой они выполняют свою работу. Но даже и эта зависимость может быть настолько низкой, если организация крупная, а должность работника на ней не особо высока.
Изучая вопрос налогового учета необходимо разобрать его общие положения. Для этого обратимся к статье 313 НК РФ, в которой, прежде всего, сказано, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных именно налогового учета. Согласно данной статье, налоговый учет представляет собой особую систему по обобщению информации с целью определения налоговой базы по налогу, ссылаясь на первичные документы организации, которые сгруппированы в соответствии с порядком[10]. Все данные должны содержаться в регистрах налогового учета. В таких случаях, когда в регистрах бухгалтерского учета содержание информации является недостаточным для определения налоговой базы, налогоплательщик имеет полное право самостоятельно дополнить регистры учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо налогоплательщик вправе вести самостоятельно регистры налогового учета.
НК РФ гласит о том, что налоговый учет осуществляется в целях формирования достоверной, а также полной информации о порядке учета для налогообложения операций, которые налогоплательщик осуществляет в течение налогового периода. Налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно, ссылаясь на принципы последовательности применения правил, норм налогового учета, то есть он применяется от одного налогового периода к другому последовательно. В отличие от бухгалтерского учета, ведение налогового учета устанавливается самим налогоплательщиком и закрепляется в учетной политике, для целей последующего налогообложения, далее порядок ведения утверждается соответствующим приказом руководителя. Исходя из этого, налоговые органы не могут установить и навязать обязательные формы документов для ведения налогового учета. В случае, если налогоплательщик начинает заниматься новыми видами деятельности, НК РФ гласит, что данный налогоплательщик также в обязательном порядке должен отразить в своей учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения и этих видов его деятельности[11].
Информация, содержащаяся в налоговом учете, должна содержать порядок формирования доходов и расходов, порядок определения доли расходов, которые учитываются для целей налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде, сумму остатка расходов, либо убытков, которая подлежит отнесению на расходы в последующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности перед государственным бюджетом.
Перейдем к рассмотрению необходимых и достаточных документов, определенных статьей 313 Налогового Кодекса Российской Федерации для подтверждения данных налогового учета. В-первую очередь необходимыми документами считаются первичные учетные документы, включая и справку бухгалтера хозяйствующего субъекта. Затем данный список пополняют аналитические регистры налогового учета. Немаловажно иметь расчет налоговой базы. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении сделки, операции, либо непосредственно после ее окончания, если во время совершения такова возможность не представилась. Обязательными реквизитами первичного учетного документа должны являться: его наименование, дата составления, наименование экономического субъекта, составившего данный документ, содержание факта хозяйственной жизни субъекта, величина данного факта хозяйственной жизни субъекта в натуральном или денежном измерении, включая и единицу измерения, указание должностей лиц, совершивших данную сделку и ответственного за ее оформление, а также подписи вышеуказанных лиц с указанием их фамилий и инициалов для возможности дальнейшей идентификации данных лиц. Данный документ может быть составлен как на бумажном носителе, так и в электронном виде, подписанный электронной подписью[12].
Содержащаяся информация в налоговом учете, а также данные первичных документов, представляют собой налоговую тайну. А лица, которые, так или иначе, получили доступ к данной информации, обязуются хранить налоговую тайну, так как за ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством[13].
Подводя итоги нужно сказать о том, что налоговый учет был введен сравнительно недавно, создав тем самым некие трудности для хозяйствующих субъектов. Это обуславливается тем, что теперь нужно вести два учета: бухгалтерский и налоговый, что повысило затраты на ведение двух данных отчетов. Также у налогового учета отсутствуют какие-либо нормативные документы, регламентирующие его ведение, а существуют только рекомендации, что создает также некие трудности по его ведению. Это можно отнести к минусам создания данного учета.
К главному плюсу налогового учета можно отнести тот факт, что его создание и ведение отметает проблему налоговых проверок. Конечно, налоговые органы не перестанут вовсе устраивать налоговые проверки, но при этом все данные экономического субъекта будут «на лицо», если проверка ему все-таки грозит.