Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ И МЕТОДЫ ИХ СНИЖЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экспертные методы и модели особенно важны при решении сложных не формализуемых проблемных ситуаций, когда не полная и недостоверная информация не позволяют применять в чистом виде формальные математические методы и модели. Эксперты приводят интуитивно-логический анализ исследуемой ситуации с количественными или порядковыми оценками процессов или явлений и формальной обработкой результатов экспертизы. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Экспертные мнения можно разделить на индивидуальные и коллективные. К первым относятся, например, метод «интервью», аналитические докладные записки, написание сценария. Разновидностью экспертного мнения является метод Дельфи.

Представленные концепции оценки риска имеют свою определенную практическую и теоретическую значимость. Возможности применения рассмотренных подходов для оценки рисков деятельности предприятия зависят от соответствия методики определения воздействия риска определенным условиям, свойствам экономической среды, наличия исходных данных, уровня неопределенности, сложности развития ситуации риска. Результаты статистической, аналитической, экспертной оценки риска являются основой для принятия решений по управлению рисками.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ И МЕТОДЫ ИХ СНИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «РИО»

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «РИО»

Площадь магазина 100 кв.м., в том числе торговая 55 кв.м., склад 25 кв.м., подсобное помещение 20 кв.м.

Основной вид деятельности, организация розничной торговли населению на условиях реализации товаров отечественного производства, производимых в Тольятти и Самарской области. Такое условие принято учредителем сознательно для того, чтобы избежать расчетов по таможенным пошлинам, акцизам, расчетам по валютным операциям, и в целях скорейшего развития отечественной промышленности.

Магазин основан на площади бывшего магазина «Продукты». После соответствующего капитального ремонта и обновления он начал деятельность.


Численность работающих 13 человек: 1– директор, 1– бухгалтер, 1–экспедитор, 4 – продавца, 3 - грузчика.

Утвержден режим работы с 7-ми до 23-х часов без выходных, перерыв с 14-ти до 15-ти часов. Утвержденный ассортимент товаров: хлебобулочные изделия, макаронные, молочные в ассортименте, мясные, бакалейные, галантерейные и промтовары.

Организация осуществляет поставки по прямым договорам своими силами и силами поставщиков. Без посредников поступает продукция: кондитерские и макаронные изделия, молочная продукция, овощи и фрукты. Остальные поставки идут с оптовых баз. Заключены юридические договора. Предприятие сознательно в большинстве уходит от посредников и получает товар прямо от производителей. Это дает возможность снизить продажную цену от 3 до 5%, что делает этот магазин более привлекательным.

Магазин находится не в престижной зоне Тольятти, поэтому плата за землю меньше, затраты по обслуживанию ниже. Магазин находится в помещении бывшего магазина, и покупатели остались практически те же.  Это жилой микрорайон.

В перспективе предполагается реконструкция в соответствии с требованиями архитектурного обновления снаружи и внутри.

ООО «РИО» применяет упрощенную систему учета хозяйственных операций. Движение в целом документов небольшое. Исключением является прием и оформление поступающих товаров, и ежедневная сдача выручки продавцами в кассу магазина, а затем сдача ее в вечернюю кассу банка.

По условиям договоров расчет с поставщиками проводится раз в десять дней. Это наиболее приемлемо и магазину, и поставщикам, так как суммы кредиторской задолженности по каждому дню в пределах 6000,00 рублей.  ООО «РИО» относится к малому предприятию как по численности, так по объему товарооборота, поэтому этот экономический субъект выбрал упрощенную систему ведения учета, которая отражена приказом по ООО «РИО» и действует без изменения в течение всей деятельности магазина, что, в общем, и способствует стабильности и отсутствия серьезных нарушений в ведении бухгалтерского учета.

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия ООО «РИО» представлены в Таблице 1 (Приложение № 1). Она содержит сведения об основных экономических показателях деятельности ООО «РИО», их динамики. Одним из основных показателей, по которым оценивается экономическая деятельность предприятия, является розничный товарооборот. На предприятии «РИО» розничный товарооборот в 2017 году увеличен по сравнению с 2015 годом. Темп роста розничного товарооборота составил 121,99% и 110,04%. Валовый доход предприятия в 2017 году составил 2919,36 тыс. руб., что больше валового дохода 2015 года, который составил 2393,08 тыс. руб. увеличение розничного товарооборота повлекло за собой увеличение уровня валового дохода на 25 %. 


2.2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО «РИО»

Анализ – расчленение явлений на составные части или элементы для изучения их как частей целого. Этот прием помогает заглянуть внутрь исследуемого предмета или явления (определить его внутреннюю сущность и определить роль каждого этапа в случайном порядке).

Ассортиментная структура розничного товарооборота ООО «РИО» представлена в Таблице 2 (Приложение № 2).    

Анализируя ассортиментную структуру розничного товарооборота предприятия ООО «РИО», можно отметить, что наиболее большим спросом пользуется товарная группа Торты и Конфеты. Также можно выделить и аутсайдеров, таких как Печенье, Макароны, Овощи и Фрукты. С каждым годом величина средств растет. 

Анализ обеспеченности и структуры численности трудовых ресурсов предприятия ООО «РИО» представлен в Таблице 3 (Приложение № 3).

Анализируя данные Таблицы 3 (Приложение № 3), можно сделать вывод о том, что наибольшую долю персонала составляет продавцы (они занимают 44,44%) в общей численности персонала. Динамика персонала постоянна и составляет 100%, т.к. среднесписочная численность всех работников остается неизменной. 

2.3. Анализ издержек обращения торгового предприятия ООО «РИО»

Издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности.

Анализ издержек обращения торгового предприятия ООО «РИО» за 2015-2017г. представлен в таблице 4 (Приложение № 4).

Анализируя издержки обращения торгового предприятия ООО «РИО» за 2015-2017г., можно отметить, что уровень издержек менялся каждый год.


2.4. Анализ поставщиков торгового предприятия ООО «РИО»

Анализ поставщиков ООО «РИО», как основной причины коммерческих рисков, представлен в таблице 5 (Приложение № 5).

Анализируя таблицу поставщиков, можно отметить, что каждый поставщик предлагает свои условия сотрудничества. На основании этой таблицы, можно сделать выводы по поставщикам ООО «РИО».

Разберём условия сотрудничества с каждым поставщиком:

  • Поставщик 1 – предоставляет ООО «РИО» наибольшее количество наименований товаров в отличие от других поставщиков. Также у него существует бесплатная доставка и отсрочка платежа 60 дней, что тоже является существенным плюсом для магазина. Срок выполнения заказа – 3 дня не самый быстрый, но является средним по поставщикам. Положительным моментом является участие в маркетинговом бюджете организации – 300 тыс.руб. в год, это отличная поддержка для магазина в плане рекламы и очень привлекательно для покупателей. Также Поставщик 1 оказывает дополнительные услуги.
  • Поставщик 2 – предлагает закупочные цены сравнительно ниже (отклонение -3%), чем у Поставщика 1, и гораздо ниже, чем у Поставщиков 3 и 4, но у Поставщика 2 может быть совершенно другой ассортимент товара. Количество наименований товаров меньше (100), чем у Поставщика 1 (150) и Поставщика 3 (125), но больше, чем у Поставщика 4 (80). Сравнительно низкие закупочные цены компенсирует платная доставка и срок выполнения заказа 4 дня, тогда как у остальных поставщиков срок выполнения заказа составляет от 2-х до 3-х дней. Наряду с этим у Поставщика 2 присутствует отсрочка платежа 60 дней и дополнительные услуги, а также участие в маркетинговом бюджете организации, что является положительным моментом в сотрудничестве с данным поставщиком и позволяет ООО «РИО» предоставлять сравнительно недорогой ассортимент качественных товаров любому слою населения.
  • Поставщик 3 – средний % отклонения закупочных цен от Поставщика 1 находится на уровне +2. Это говорит о том, что закупочные цены на продукцию дороже, чем у Поставщика 1 и Поставщика 2, но немного дешевле, чем у Поставщика 4. Поставщик 3 предоставляет ООО «РИО» второе по количеству наименований товаров среди поставщиков. Также у него существует бесплатная доставка и отсрочка платежа 45 дней, что является меньшим показателем, чем у Поставщика 1 и Поставщика 2 (по 60 дней), но таким же, как и у Поставщика 4. Срок выполнения заказа – 3 дня не самый быстрый, но является средним по поставщикам. Участие в маркетинговом бюджете организации – 100 тыс.руб. в год не самая оптимальная сумма по поставщикам, так как у Поставщика 1 - 300 тыс.руб., у Поставщика 2 - 250 тыс.руб. Но участие даже на таком уровне всё-таки есть в отличие от Поставщика 4, где данное условие сотрудничества вообще не предусмотрено, как и предоставление дополнительных услуг. Сотрудничество с Поставщиком 3 на вышеуказанных условиях является комфортным и выгодным для магазина.
  • Поставщик 4 – условия сотрудничества с данным поставщиком являются самыми рисковыми для предпринимательской деятельности ООО «РИО», так как он предоставляет самые высокие закупочные цены (отклонение +3,5%), чем у Поставщика 1, и гораздо выше, чем у Поставщиков 2 и 3, но у Поставщика 4 может быть ассортимент товара премиум качества для категории граждан с более высоким доходом. У Поставщика 4 наименьшее количество наименований товаров среди остальных поставщиков (80). Из минусов – платная доставка, но в то же время Поставщик 4 предоставляет отсрочку платежа 45 дней, такую же, как и у Поставщика 3, но меньшую, чем у Поставщика 1 (60 дней) и Поставщика 2 (60 дней). Зато срок выполнения заказа 2 дня – наименьший из всех поставщиков, что позволяет магазину в кратчайшие сроки пополнить ассортимент товаров в случае необходимости. Поставщик 4 не участвует в маркетинговом бюджете организации и не предоставляет дополнительные услуги, что может сказаться на низком покупательском спросе потребителей в силу не предоставления магазином образцов продаваемой продукции и рекламных проспектов и пр., из которых бы покупатели могли почерпнуть информацию о представляемых в магазине товаров именно это поставщика.

Анализируя таблицу поставщиков 5 (Приложение № 5), можно сделать общий вывод, что условия сотрудничества с каждым поставщиком по своим характеристикам удобны для компании. В связи с этим мы видим, что ООО «РИО» отбирает себе несколько поставщиков для сотрудничества. Также можно сделать вывод, что Поставщик 1 наиболее лоялен по отношению к ООО «РИО» и долгосрочное сотрудничество с ним будет положительно сказываться на динамике продаж и прибыли магазина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность любого предприятия связана с ситуацией объективно существующей и принципиально неустранимой неопределенности, обусловленной отсутствием полной информации. Неопределенность является основной характеристикой риска. Объективно существующая и принципиально неустранимая неопределенность приводит к тому, что риск никогда не бывает нулевым. Неопределенность — это неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения. Существуют следующие основные причины неопределенности: отсутствие полной, объективной информации; случайность; противодействия.

Существующие в настоящее время определения риска можно отнести к классической либо неоклассической теориям риска. В работе были представлены основные отличительные черты понятия «риск».

Одной из разновидностей предпринимательского риска, согласно классификации по основным сферам, областям деятельности предприятия, являются коммерческие риски.

Коммерческий риск представляет собой риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.

Итак, можно сделать следующие выводы:

1) В условиях рыночной экономики риск — важнейший элемент предпринимательства.

2) Необоснованный риск, как правило, оказывает отрицательное влияние на качество проекта и его реализацию.

3) Разработка и принятие оптимального решения — важное условие предупреждения риска.

4) Необоснованный риск в некоторых случаях может соблазнить предпринимателя принять проект к реализации и на первом этапе получить положительный результат.

5) В рыночных отношениях процессы производства ориентируют предпринимателей на соответствующее поведение в условиях неопределенности и риска. Удачные решения вознаграждают предпринимателя хорошей прибылью, а неудачные оборачиваются банкротством.