Файл: Права потребителей на информацию о товарах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы заключается в том, что законодательство в области защиты прав потребителей занимает особое положение в счет определённой специфики субъектного состава правоотношений, на регулирование которых оно направлено. Особенности субъектного состава объясняются наличием, в первую очередь, такого субъекта правоотношений, как потребитель. Право потребителя на получение информации о товарах, работах, услугах это одно из важнейших потребительских прав, надлежащая реализация которого способствует удовлетворению потребностей покупателя и заказчика услуг и стабильности гражданского оборота.

Зачастую, потребитель, никак не осведомлен о собственных правах, образующихся, к примеру, с момента приобретения им какого-либо товара в силу своей юридической неграмотности, ведь он не является профессиональным участником гражданско-правовых отношений.

Правовой термин «потребитель»[1] в РФ появился благодаря принятию 07 февраля 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), который определяет его как гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Особую актуальность и важность изучению проблемы административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей придает то обстоятельство, что на сегодняшний день отсутствует единство как в науке, так и в законодательной и правоприменительной деятельности по вопросу о том, какие же правонарушения следует относить к данному виду деликтов и по каким критериям отграничивать их от других смежных правонарушений.

Действующий КоАП РФ не содержит отдельной главы, специально посвященной правонарушениям в сфере защиты прав потребителей[2]. На сегодняшний день такие правонарушения сконцентрированы в основном в главе 14 КоАП РФ – «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций», но расположены в ней бессистемно, среди множества других правонарушений, посягающих на различные объекты в сфере предпринимательской деятельности.

В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей. Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений производителей, продавцов и потребителей.[3] Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства. В связи с этим, одной из важнейших задач современной России является необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, которые соответствуют международно-правовым стандартам в этой сфере. Закон определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов граждан стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное.


Вместе с тем, обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, доказывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании. Каждый гражданин является потребителем, ежедневно вступая в правоотношения купли-продажи – приобретая продукты, предметы обихода; заказывая услуги и т.д. Качество этих товаров и услуг не только выступает ключевым фактором простого удовлетворения жизнью, но и гарантией здоровья потребителя и безопасности жизни, в целом. И наоборот, продукты и услуги, не соответствующие требованиям Закона, создают угрозу обществу. Поэтому потребитель должен уметь отстоять свои права. Знание своих прав позволяет потребителям избежать произвола со стороны продавцов товаров, а производителям и продавцам предотвратить лишние затраты на возмещение убытков от предложенной и проданной продукции, не удовлетворяющей принятой требованиям по качеству, и дополнительно – убытков от экономических и административных санкций.

Современный уровень защиты прав потребителей в России характеризуется большим количеством нерешенных проблем как практического, так теоретического характера. Действующая законодательная база, регулирующая гражданские отношения с участием потребителей, не гарантирует качество и эффективность защиты прав потребителей на рынке товаров и услуг.

Актуальность выбранной темы основывается на том, что, не смотря на достаточно большое количество нормативных актов, касающихся потребительского законодательства, споров и нарушений в этой области не становится меньше.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных вопросов, связанных с правовым регулированием защиты прав потребителей, а также практическим применением законодательства по защите потребителей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, таких как:

1. Рассмотреть основные понятия и способы защиты потребительского права в Российской Федерации;

2. Дать понятие информации о товаре, работе, услуге;

3. Выявить обязательные сведения и особенности продажи отдельных видов товаров.

Объектом исследования станут парфюмерно-косметические товары, а именно несколько видов гелей для душа.

Предметом исследования будут особенности прав потребителей, и какая информация должна быть доведена до потребителя при покупке товаров личной гигиены.


При написании данной работы были использованы следующие методы: сравнительный, аналитический, дедуктивный, обобщение.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ИНФОРМАЦИЮ О ТОВАРЕ

1.1. Понятие и сущность прав потребителей

Одним из наиболее важных законов при переходе к рыночной экономике стал Закон «О защите прав потребителей». 22 мая 1991 года был принят Закон СССР «О защите прав потребителей», который, однако, в связи с распадом СССР так и не вступил в силу. В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992г. Закона «О защите прав потребителей».

Статья 1 Закона «Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей» звучит как «1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, Гражданский кодекс РФ занимает первый уровень в структуре законодательства о защите прав потребителей. Согласно п. 2 ст.3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. То есть, положения Закона должны соответствовать требованиям ГК РФ. Что, в свою очередь, это означает, что при возникновении коллизии между нормами ГК РФ и Закона приоритет должен всегда отдаваться положениям ГК РФ.

Защита прав потребителя - комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включает в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.[4] Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ, оказания услуг, т.е. в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан.


В действующем в нашей стране законодательстве термин «потребитель» встречается довольно часто. Трактовка этого термина в различных нормативно-правовых актах разнообразна. В настоящей работе речь пойдет об узкой трактовке термина «потребитель». Согласно Закону, потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Из данного определения следует, что потребителем может быть только гражданин (физическое лицо). Имеются ввиду не только граждане РФ, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Таким образом, при применении норм указанного Закона юридические лица не могут быть отнесены к потребителям. Кроме того, Закон не применяется, если гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и приобретает, заказывает либо использует товары (работы, услуги) для ведения предпринимательской деятельности, а также, когда будет установлено, что гражданин приобретает, заказывает, использует товары (работы, услуги) для деятельности, признанной судом предпринимательской. В соответствии с абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном Законом порядке. Полагаю, что включение в понятие «потребитель» в определенных случаях юридических лиц приведет к утрате четкой направленности политики защиты прав потребителей, так как принятый Закон имеет основную цель - защитить права потребителя-непрофессионала, более слабого экономически и юридически, чем его контрагент на потребительском рынке.

В Законе закреплены признанные во всем мире права потребителей. Так, преамбула Закона перечисляет их общие (основные) права: на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов. К общим (основным) правам также относятся права: на возмещение вреда, в том числе на компенсацию морального вреда, на свободный выбор товаров (работ, услуг), предусмотренные в ст. ст.14-16 Закона.


Кроме этих прав, потребители имеют и иные права, которые в юридической литературе именуются специальными. Если общие права принадлежат любому потребителю при возникновении правоотношений с изготовителем (исполнителем, продавцом), то наличие специальных прав обусловлено спецификой соответствующих отношений сторон. К специальным правам относятся: права при купле-продаже товаров ненадлежащего качества (ст.18 Закона); право на обмен товара при купле-продаже товаров надлежащего качества (ст.25 Закона); права при нарушении сроков выполнения работ или оказания услуг (ст.28 Закона); права при обнаружении недостатков выполненной работы или оказанной услуги (ст.29 Закона); иные права потребителей, предусмотренные главой III Закона, при выполнении работ или оказании услуг (например: право потребителя на расторжение договора о выполнении работы или оказании услуги; право потребителя на надлежащее качество материала, предоставленного исполнителем для выполнения работы; права потребителя в случае выполнения работы из материала (с вещью) потребителя, право потребителя на своевременное информирование его об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность её завершения в срок).

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

1. Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

2. Соразмерного уменьшения покупной цены;

3. Замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

4. Замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

5. Расторжения договора купли-продажи; причем потребитель обязан возвратить товар с недостатками.

6. В соответствии со ст. 503 ГК РФ потребитель вправе потребовать расторжения договора купли-продажи товара независимо от того, насколько существенными были нарушения требований к его качеству.

7. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Согласно ст.9 Закона, информация об изготовителе (исполнителе, продавце) включает фирменное наименование (наименование) организации, место её нахождения (юридический адрес) и режим работы. Указанные сведения продавец (исполнитель) должен размещать на вывеске. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия, а также информация о выдавшем органе.