Файл: Выбор стиля руководства в организации (Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации
1.1 Понятие стиль руководства и факторы формирования
1.2 Классификация стилей руководства
1.3 Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией
Глава 2. Анализ стиля управления, применяемого в ООО «Заря»
2.1 Характеристика организации ООО «Заря»
2.2 Должностные лица организации
2.3 Стиль руководства ООО «Заря»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию и повышению стиля руководства организации - ООО «Заря»
3.1. Формирование стиля руководства
3.2. Мероприятия по повышению уровня стиля руководства ООО «Заря»
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы «Выбор стиля руководства организацией». Эта тема очень актуальна в наше время. Стиль лидерства часто определяет эффективность организации. Есть много примеров того, как сильный лидер, выбирая правильный стиль руководства, ведет отстающую команду к пробуждению своих способностей и тем самым улучшает ситуацию в организации. Вы также можете, наоборот, при выборе неудачного стиля руководства организации, вы можете испортить эффективность команды.
В работе попытаемся рассмотреть структуру стиля управления организацией, проанализируем несколько типов, а именно авторитарный, демократический и либеральный, приведем плюсы и минусы этих стилей.
На примере взятой организации, ООО «Заря», проанализировав её характеристики, определим стиль руководства и постараемся дать рекомендации по улучшению стиля и увеличению эффективности труда и отношений между начальником и подчиненным.
Объект. Общество с ограниченной ответственностью «Заря».
Предмет исследования. Стиль руководства, применяемый руководителями данного предприятия.
Цель работы. Определить стиль руководства организации, помогающий эффективной работе организации - ООО «Заря».
Задачи:
- Рассмотреть составляющие менеджмента.
- Охарактеризовать объект исследования.
- Проанализировать стиль руководства данной фирмой.
- Предложить некоторые рекомендации по улучшению данного стиля руководства.
При написании данной курсовой работы были использованы методы изучения и анализа имеющейся литературы.
Источниками информации были базовая учебная литература и книги, основными авторами которых являются В. П. Пугачёв, В. Р. Веснин , Г. Б. Казначевская, И. Н. Герчикова, М. И. Кравченко.
1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации
1.1 Понятие стиль руководства и факторы формирования
Чтобы эффективно управлять менеджером, он должен иметь представление о современных классификациях стилей лидерства и управления и различных возможных моделях поведения лидера. Формирование и функционирование как формальной структуры организации, так и неформальной, социально-психологической структуры рабочей группы, команды напрямую связаны с назначением руководителей организации (ее подразделений) и лидеров в небольших группах и вообще в целом. команда[1].
Лидер - это должностное лицо, наделенное властью и связанное с организацией основной деятельности группы.
Стиль лидерства (управления) - «Устойчивая система средств, методов и форм влияния менеджера на команду организации, направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными субъективными факторами управленческого процесса», иными словами, это типичная Поведение менеджера по отношению к подчиненным задачам.
Стиль лидерства - это индивидуальное явление, определяемое конкретными личностными характеристиками, отражающее особенности работы с людьми, технологии принятия решений[2].
Лидер - человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений.
Лидерство – доминирование одних членов группы над другими.
Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как правовой процесс[3].
Таблица 1
Отличие руководства от лидерства
Руководство |
Лидерство |
1. Официально регулирует отношения группы |
1. Регулирует межличностные отношения в группе |
2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды |
2. Является элементом макросреды (как малая группа) |
3. Целенаправленный процесс осуществляется под контролем |
3. Возникает стихийно |
4. Стабильность |
4. Зависимость от настроения группы |
5. Более определено санкциями |
5. Менее определено санкциями |
6. Процесс принятия решений не связан с группой и зависит от ряда обстоятельств |
6. Решения принимают непосредственно по деятельности группы |
7. Сфера деятельности руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе |
7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа |
Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:
1) Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
2) Специфика системы – ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
3) Окружающая производственная среда – технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.п. Таким образом, можно сказать что, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является создателем того стиля управления, который он применяет на практике[4].
Понятие «стиль управления» появилось после выделения управленческой деятельности в организации.
По словам Н. П. Беляцкого и его соавторов, стиль управления вобрал в себя все методы управления, используемые на практике. Это результат развития практики управления с новыми требованиями.
Стиль управления персоналом соответствовал определенному историческому периоду.
«В управлении стиль управления персоналом отождествляется со стилем руководства, а последний со стилем руководства», - говорит Н. П. Беляцкий и его соавторы.
В.П. Пугачев подчеркивает, что стиль управления персоналом основан на различном распределении полномочий по принятию решений между руководителем и подчиненными. И только с оптимальным стилем управления вы можете добиться увеличения трудовых достижений и удовлетворения потребностей сотрудников.
Изучение стилей управления персоналом быстро развивалось после окончания Второй мировой войны, когда управлению персоналом уделялось больше внимания, чем управлению производством. Проблемами управления человеческими ресурсами занимались социологи и психологи как за рубежом, так и в нашей стране..
Из зарубежных авторов можно отметить К. Левина, Дугласа Мак Грегора, А. Маслоу, Ф. Герцберга, М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, У. Оучи, К. Бриггс, Р. Лайкерта и др.
Из отечественных исследователей, занимающихся проблемами менеджмента и в частности проблемами управления персоналом, можно отметить М.П. Переверзева, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовского, Э. Страбинского, В. Р. Веснина, Н. П. Беляцкого, А. К. Казанцева, М. И. Бухалкова, Г. В. Казначевскую и многих др.
Даже этот далеко не полный перечень говорит о важности этих исследований в совр6еменное время.
Описание стилей управления персоналом для многих авторов в основном одинаково. Поэтому в своей курсовой работе я не выделяю каждого автора, за исключением отдельных случаев, но я даю обобщенные описания характеристик стилей управления.
В научной литературе существует много определений стиля управления, например: «Стиль управления - это привычное поведение менеджера по отношению к подчиненным, чтобы оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей организации». Авторами управления персоналом организации определяются действия менеджеров и специалистов этой организации, направленные на разработку стратегии кадровой политики (определение требований к персоналу, наем и увольнение сотрудников, мотивация работы, управление конфликтами и т. Д..).
По нашему мнению, следующая формулировка наиболее полно определяет стиль управления персоналом: «Стиль управления - это сочетание наиболее характерных и устойчивых методов решения проблем, используемых руководителем, манеры его поведения по отношению к подчиненным. В этой формулировке подчеркивается, что методы управления и поведение не случайны, а устойчивы, повторяются.
В настоящее время большинство исследователей и ученых согласны с определением основных стилей управления, определенных на основе экспериментальных данных и описанных К. Левиным в его работе «Теория личности» - это авторитарный (предписывающий) демократический и либеральный стиль руководства. Это самое раннее исследование стилей управления. Исследование К. Левина ознаменовало начало дальнейших исследований стилей управления..
1.2 Классификация стилей руководства
К настоящему времени изучению стилей управления посвящены многие исследования как зарубежных, так и отечественных авторов.
А. К. Казанцев в книге «Общий менеджмент» приводит следующую схему видов стилей управления (рис.1).
Виды стилей руководства |
||
Определяемые личностью руководителя |
Определяемые особенностями коллектива – ситуационное лидерство |
|
Авторитарный |
Указывание |
|
Демократический |
Координация |
|
Либеральный |
Участие в принятии решений |
|
Предоставление самостоятельности |
Рис.1. Виды стилей руководства
Теории, основанные на поведенческих подходах, послужили основой для классификации стилей лидерства или поведенческих стилей. В поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами лидера, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых он выделил три, ставших классическими, стиля управления:
- авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
- демократический (или коллегиальный);
- попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный)[5].
Авторитарный стиль управления
Авторитарный или административный стиль управления характеризуется чрезмерной централизацией авторитета лидера, акцентом на администрирование и неограниченностью.
Один только руководитель принимает решения, не давая возможности проявить инициативу, категоричен, резок, всегда под контролем, никогда не спрашивает.
Особенности стиля:
Преобладающие методы руководства приказами, приказами, выговорами, угрозами, лишениями льгот. Интересы и пожелания сотрудников не принимаются во внимание..
В общении с людьми преобладает четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность, даже грубость.
Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей.
Характерны догматизм и стереотипность решения[6].
Недочеты стиля:
- высочайшая возможность неверных решений;
- угнетение начинания, творчества подчиненных, торможение инноваций, застой, пассивность служащих;
- неудовлетворенность людей собственной работой, своим положением в коллективе;
- неблагоприятный психический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает завышенную психологически-стрессовую нагрузку, вредоносен для психологического и физического здоровья.
Данный стиль быть может действенным часто лишь в критичных ситуациях (трагедии, боевые военные деяния и т. п.)[7].
Демократический стиль управления
Демократический стиль управления – рвение менеджера к решению вопросов коллегиально, регулярное информирование подчиненных.
Главе присуще вежливость, благожелательность, доверие. Он требователен, но справедлив.
Демократический стиль является более действующим, в связи с тем, что он обеспечивает высшую возможность правильных взвешенных решений, высочайшие промышленные показатели труда, начинание, активность служащих, удовлетворенность людей собственной работой и членством в коллективе, подходящий психический климат и единство коллектива. Данный стиль управления подразумевает сотрудничество на базе доверия и взаимного понимания. Управляющий ведет себя в этом случае как один из членов группы; каждый работник может выражать свои представления по различным вопросам, не боясь какой-нибудь мести или одергивания. Зависимо от реализации задачки управление группой может передаваться от 1-го участника иному. При всем этом всевозможными способами стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается подходящий психический климат[8].