Файл: Выбор стиля руководства в организации (Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации
1.1 Понятие стиль руководства и факторы формирования
1.2 Классификация стилей руководства
1.3 Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией
Глава 2. Анализ стиля управления, применяемого в ООО «Заря»
2.1 Характеристика организации ООО «Заря»
2.2 Должностные лица организации
2.3 Стиль руководства ООО «Заря»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию и повышению стиля руководства организации - ООО «Заря»
3.1. Формирование стиля руководства
3.2. Мероприятия по повышению уровня стиля руководства ООО «Заря»
Имеются две разновидности демократического стиля управления:
- Партисипативный либо совещательный стиль подразумевает, что большая часть вопросов, которые встали перед коллективом, обсуждается сообща. Управляющий, советуясь с подчиненными, не проявляет собственного приемущества и верно реагирует на критику. За результаты принятых решений ответственность не перекладывается на подчиненных;
- Консультативный либо участвующий стиль управления подразумевает наибольшее вовлечение коллектива служащих в принятие решений и контроль за их внедрение. Полное доверие своим персоналу. Управляющий ведет себя в этом случае как один из членов коллектива. Вину за беды в работе управляющий делит со своими подчиненными[9].
Либеральный стиль руководства
Либеральный стиль руководства отличается отсутствием собственной инициативы у руководителя и нежеланием принимать на себя ответственность за управленческие решения, особенно, связанные с определенным риском. Работникам представлена полная самостоятельность, руководитель пассивен, готов отменить решение в угоду коллектива.
Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и конфликтов. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными.
Основные методы влияния – уговоры и просьбы.
Данный стиль легко трансформировать в бюрократический[10].
1.3 Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией
По словам Ф. Тейлора, «управлять – это значит знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом».
Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение[11].
На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других)[12].
Для управления ситуацией менеджер определяет следующие три переменные.
Отношения менеджера с подчиненными. Эта переменная отражает уровень поддержки, уважения и доверия, переживаемый и показанный подчиненными по отношению к лидеру.
Структурированная работа. Эта переменная отражает уровень структуры задач, решаемых группой, или выполняемых ими задач и может быть измерена, например, по ряду компонентов:
- ясность цели, т. е. степень, с которой проблема или задание четко сформулированы и доведены до исполнителей;
- множественность средств по достижению цели, т. е. степень возможности, использования различных способов достижения цели;
- обоснованность решения, т. е. степень приближенности полученного решения к тому, что ожидалось при постановке задания;
- специфичность решения, т. е. степень возможности возникновения альтернативных решений[13].
Следует учесть, что в критериях структурированности работы появляется более точное осознание, что и как делать, и управляющий получает в такой ситуации больший контроль над исполнителями.
Должностные позиции управляющего. Эта переменная отражает уровень формальной власти управляющего, которая получается им на базе занимаемой позиции, т. е. должности. К примеру, достаточность этой позиции, чтоб вознаграждать либо наказывать подчиненных, повышать их в должности либо увольнять.
Стиль управления, направленный на укрепление коллектива и поддержку человечьих отношений, более подступает в равномерно подходящих для управляющего ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтоб обеспечить нужный уровень сотрудничества с подчиненными, но если отношения отличные, то люди в главном доброжелательно выполнят предъявляемые к ним требования. В этих критериях ориентация на организационную сторону может вызвать конфликт, по итогам которого и без того слабенькое воздействие управляющего на подчиненных свалится еще ниже. Ориентация же на людские отношения может повысить воздействие управляющего и сделать лучше его отношения с подчиненными[14].
Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути[15].
В неоднозначных ситуациях используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя “перебарщивать”, так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.
По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления:
1.Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
2.Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
3.Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.
4.Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение.
5.Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор[16].
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
- наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
- уровень требований, предъявляемых к решению;
- четкость и структурированность проблемы;
- степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
- вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
- степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений[17].
В зависимости от этих критериев руководитель использует пять перечисленных выше стилей управления. Одной из отличительных особенностей модели является то, что в целом она делает больший упор на изучение ситуации, чем личности руководителя.
Все рассмотренные модели ситуационного менеджмента главное внимание обращают на воздействие внешних факторов и, дополняя друг друга в понимании сущности управления, предлагают различные стили руководства и обосновывают эффективность их применения.
Глава 2. Анализ стиля управления, применяемого в ООО «Заря»
2.1 Характеристика организации ООО «Заря»
ООО «Заря» является юридическим лицом и действует на основании Устава компании и законодательства России с 2006 года. Права и обязанности организации ООО «Заря» приобрело с даты его регистрации 17.03.2010г.
Общество имеет обособленное имущество, которое учитывается на его самостоятельном балансе, может получать от собственного имени имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть ответчиком и заявителем в суде.
ООО «Заря» несет ответственность по своим обязанностям всем принадлежащим ему собственностью. Учредитель несет риск убытков, которые связаны с работой компании в границах цены внесенного вклада, также недовнесенной части.
Главной задачей ООО «Заря» является:
- оказание услуг и реализация работ для граждан и организаций;
- получение дохода от главных видов деятельности.
Главными видами деятельности компании являются предоставление маркетинговых услуг, создание и реализация продукций для наружной рекламы.
Возможными пользователями продукции являются как организации, учебные учреждения, бюджетные организации, так и самый широкий круг жителей со средними доходами.
На производстве употребляется новейшее ввезенное оборудование, которое позволяет обеспечивать высокое качество продукции. Главные достоинства, ООО «Заря» – широкий ассортимент, уникальные дизайнерские решения, гарантированное качество производимой маркетинговой продукции.
Организационная структура организации является линейной.
Положительные черты этой функции:
1) единение и четкость распорядительства;
2) согласованность действий исполнителей;
3) увеличение ответственности управляющих подразделений;
4) оперативность принятия решений.
К отрицательным относятся:
1) надобность многосторонних познаний и опыта по всем функциям управления и сфер работе управляющего;
2) перегрузка управляющего сведениями[18].
Линейная структура используется в мелких фирмах, которые осуществляют несложные производства при отсутствии широких кооперационных связей между подразделениями.
Так как ООО «Заря» занимается производством рекламной продукции и оптово-розничной продажей, то данная структура как нельзя лучше подходит для данной организации.
2.2 Должностные лица организации
Собственник (1 чел.) - держит под контролем деятельность и порядок реализации работы организации, но одновременно, параллельно сам участвует в поиске и принятии решений. Ставит цели и задачки руководителю для реализации.
Директор (1 чел.) – производит общее управление предприятием. На нем возложены обязанности решения финансово-экономических и производственных задач, также имеет возможности управлять иными работниками компании: главбухом, менеджером по продажам, дизайнерами, и т. д. Все принципиальные вопросы согласуются с руководителем, в связи с тем, что он несет всю вину за результатами принимаемых решений. Смотрит за состоянием припасов сырья и продуктов, принимает конструктивные меры для их минимизации. Руководитель подчиняется конкретно Владельцу организации. Снять с поста руководителя либо же назначить на неё может лишь Владелец.
Главбух (1 чел.) – отвечает за начисление зарплаты, оплату поставок, обеспечивает предоставление инфы внутренним и наружным пользователям. Организует работу по ведению регистров бухгалтерского учета, затрат, собственности, обязанностей, главных средств, вещественно-промышленных запасов, денег, реализации работ, денежных итогов работе организации. Главбух обеспечивает актуальное и четкое отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, формирования доходов и затрат. Кроме того, в функции головного бухгалтера заходит оформление трудовых договоров, составление баланса рабочего времени и все процедуры, которые связаны с трудовыми кадрами. Подчиняется конкретно руководителю компании.
Магазин оптово-розничной продажи (1 чел.):
Менеджер по продажам (1 чел.) – организует оптовую и розничную торговлю выпускаемой продукции, также подготовку и заключение договоров на поставку продукции пользователям, согласование критерий поставок. Принимает конструктивные меры по обеспечению актуального поступления средств за реализованную продукцию. Конкретно несет ответственность за продажу продукции. Обслуживает покупателей: выявляет спрос, знакомит с существующим ассортиментом продуктов, консультирует клиента по нужным вопросам, производит расчет с покупателем. Задачка менеджера по продажам: установить контакт с покупателем и побудить его к приобретению. Подчиняется руководителю компании.
Дизайнер (3 чел.) – воплощение приема заказов на разработку графической части оригинал-макетов маркетинговой продукции и частей оригинал-макетов, также пожеланий и условий, нужных для их сотворения, согласует с руководителем компании сроки их производства. Создание графической части коммерческой рекламы. Подчиняются руководителю компании.