Файл: Формы правления в прошлом и настоящем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примеры государств, в которых данная форма правления и указанный политический режим применялся активно известны науке. Так, к примеру, немецкий политолог Дирк Берг-Шлоссервы выделил следующие виды авторитаризма:

1) традиционные абсолютистские монархии (к данной категории он относил Эфиопию до 1974 г., Непал до 2997 г., Саудовскую Аравия, Марокко). Вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной, военной), а порой и духовной (религиозной) власти находится в руках монарха. Политический режим абсолютной монархии связан с установлением контроля над всеми сферами жизни общества; при этом понятие «абсолютной» («неограниченной») монархии условно, так как возможности монарха ограничены размером и качеством бюрократического аппарата, амбициями церкви и талантом;

2) традиционные олигархические режимы (Дирк полагал, что в данную группу можно условно поместить Кубу до 1959 г., Гватемалу, Никарагуа до 1979 г.). В основном, экономическая и политическая власть при таких режимах сосредоточена в руках нескольких влиятельных семейств. Один лидер сменяет другого при помощи переворота либо фальсификации итогов выборов. Элита очень тесно связана с церковью и военной верхушкой;

3) гегемонистический авторитаризм новой олигархии (в большей степени он соответствовал Камеруну, Тунису, Филиппина в период с 1972 по 1985 г.), который создавался как режим, выражавший интересы компрадорской буржуазии, то есть той части буржуазии экономически отсталых, зависимых стран, которая осуществляла посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком;

4) режимы с «социалистической ориентацией» (Бирма, Гвинея, Мозамбик, Танзания. Под социалистической ориентацией принято понимать длительный целенаправленный процесс создания в освободившихся странах под руководством революционно-демократических партий необходимых социально-политических, материально- технических и духовных предпосылок для перехода к строительству основ социализма.

Движущей силой этого процесса, как правило, является широкий блок классов и социальных групп, включающий рабочих, крестьян, прогрессивные круги интеллигенции, учащуюся молодежь, представителей армии, служащих, мелкую национальную буржуазию, полупролетарские слои городского населения;

5) военные режимы (Ирак, Перу, Египет при Г. А. Насере)[16]. Они бывают трех видов:

- обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (например, ре­жим И. Амина в Уганде);


- военные хунты, проводящие структурные реформы (например, режим генерала Пиночета в Чили);

- однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г. А. Насере, в Перу при X. Пероне, и т. д.

Своеобразным политическим лозунгом авторитаризма, выступает «разноплановое воздействие государства на общество, срединное между тоталитарным и демократическим, для достижения диктаторских целей», а также принцип «разрешено только то, что прямо не запрещено».

Выводы

Форма правления - это организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Выделяют республиканскую и монархическую формы правления. Именно в этих формах правления наиболее четко прослеживается, кто и как правит в государстве, то есть кто осуществляет в нем верховную власть.

Факторы, обуславливающим возникновение и существование в государстве конкретной формы правления, следует свести к следующим: территориально-географические, экономические, социально-политические, социально-духовные, социально-исторические и фактор политического режима.

Рассмотрев, существующие тоталитарные, демократические и формы политических режимов, отметим, что им, так или иначе, соответствуют существующие формы правления: монархии и республики, однако, ввиду сложности политического строения общества, форма правления редко бывает ярко выраженной, четко соответствующей тем критериям, которые выделяет наука, как правило она имеет гибридную форму, ей присущи признаки различных форм правления. Одной универсальной модели, константы, описывающей форму правления, подходящую всем без исключения государствам мира, не существует.

Большое экономическое, политическое, социокультурное разнообразие, имеющееся на планете, не позволяет найти такую модель. Именно этим обусловлено то большое многообразие форм правления, которое представлено в разных странах мира.

Полагаем, что пройдет ни одно столетие, прежде чем человечество создаст модель унификации религиозных взглядов, ментальных особенностей и исторических традиций, сформирует общую для всех систему ценностей, которые, в свою очередь, позволят найти универсальную форму правления для государства.

Глава 2. Российское государство: форма правления и политический режим


2.1. Развитие формы правления в России

В России на более ранних этапах предпочтение отдавалось монархии, однако сегодня Российская Федерация, как указано в статье 1 Конституции Российской Федерации, является федеративным государством с республиканской формой правления[17].

Тем не менее, останавливая выбор на той или иной форме правления, заимствуя те или иные элементы, относящиеся к ним, важно осознавать специфику Российской Федерации и даже климатические, природные и географические условия. При этом, важную роль на установление той или иной формы правления играл, в том числе, и культурный уровень населения государства, его исторические и культурные традиции, нравственные и моральные устои, характер религиозного мировоззрения, в том числе и национальные особенности народов, проживающих на территории страны, природные и климатические условия и иные факторы[18].

Особенности формы государства также определяет и характер построения взаимодействия государства и публичных органов власти с негосударственными организациями (в том числе, профсоюзами, общественными движениями, партиями, церковью и другими организациями), с населением.

При разработке проекта новой Конституции Российской Федерации, которая впоследствии была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, были выявлены различные проблемные аспекты касаемо теории и практики построения управления на территории государства, в том числе и в сфере выбора формы правления.

Сущность дискуссий не только на законодательном уровне, но и на уровне научно-правовом, постоянно сводилась к альтернативе: выбор между утверждением президентской либо парламентской республики в стране.

Тем не менее, сторонники подобного достаточно строгой альтернативы, в свою очередь, не учли факт того, что в современных условиях четкое разделение между указанными видами, то есть чисто президентской и исключительно парламентской республиками, которое складывалось на протяжении длительного времени, и приобрело видимые характеристики к середине XIX в., сегодня совершенно изменились[19].

Происходит взаимопроникновение, иными словами, смешение элементов различных видов такой формы правления как республика, то, безусловно, видится возможным отметить и касаемо монархии.


Таким образом, происходит возникновение относительно нового вида республиканской формы правления – смешанная республика[20].

Подобного рода процессы, происходящие на данном этапе развития государства – России, отражают определенно новые тенденции современного политического развития страны, при этом, такие аспекты бывают вызваны по большей мере необходимостью повысить, улучшить уровень управляемости в государстве, а также наделить большей самостоятельностью и достаточной стабильностью публичные органы власти, в том числе, органы исполнительной власти.

Выбор формы правления (порядок организации и взаимодействия органов государственной власти) зависит от ряда аспектов: уровень правовой культуры, уровень социального развития в стране и другое.

Довольно трудоемкий процесс перехода в России к рыночной экономике, некая социальная напряженность предопределили факт того, что в России в качестве формы правления установлена президентская республика, однако, в свою очередь, обладающая рядом особенностей по сравнению с традиционными президентскими республиками.

Так, наблюдается взаимосвязь как относимых исключительно к президентским республикам признаков, так и признаком, относимых к парламентской республике.

К первой категории относится такой аспект как контроль Президента Российской Федерации за деятельностью Правительства Российской Федерации.

Ко второй же категории следует относить возможность Государственной Думы Российской Федерации выразить недоверие Правительству Российской Федерации[21].

Более того, видится некий дисбаланс между законодательной ветвью власти и деятельность Президента РФ, при этом, перевес на стороне главы государства, что нарушает равновесие и устойчивость государственной власти в целом.

Подобным образом, подводя итог вышеизложенного, стоит еще раз отметить, что выбор формы правления зависит во многом от целей, стоящих перед государством, территориальных особенностей государства, а также от культуры общества. Сегодня происходит возникновение такого вида республики как смешанная республика, что обуславливается необходимостью повысить и улучшить уровень управляемости в государстве, а также наделить большей самостоятельностью и достаточной стабильностью публичные органы власти, в том числе, органы исполнительной власти. При этом, Российская Федерация на современном этапе развития государства является, по мнению ряда ученых-теоретиков, смешанной республикой, что не исключает достаточно ощутимого влияния президентской власти на функционирование государственной системы в целом.


2.2. Проблемы формы правления в России и политического режима в стране

Произошедшие стихийные манифестации в странах севера Африки и Ближнего Востока (так называемая «арабская весна») со всей очевидностью подтверждают концептуальные аспекты политической системы общества: форма правления, государственный (политический) режим - являются важнейшими составными частями формы любого государства; их сущность и содержание позволяют провести значимую грань между политико-правовыми системами различных государств мира.

Так, например, демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан.

Уроки истории объективно доказали, что такой режим наиболее благоприятен для стабильного и поступательного развития государства (подтверждением сказанного может служить история развития и современное состояние таких государств, как: США, Франции, Германии, Великобритании, других стран Европейского союза, да и Юго-Восточной Азии). Его общая характеристика: отношения гражданина и государства носят в основном экономический характер, поскольку человек, обладающий собственностью, становится политически самостоятельным; осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей; система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью; равноправие граждан, гарантированность их прав и свобод; законность и правопорядок[22].

На этой основе весьма любопытен пример России. По форме правления Россия представляет собой смешанную республику, где институты, образующие все три ветви власти, пока несовершенны, а взаимоотношения законодательной и исполнительной властей не сбалансированы и находятся в прямой зависимости от расстановки политических сил (наглядным подтверждением сказанного, являются результаты выборов в представительные органы власти в сентябре 2013 г.) как на региональном, так и на федеральном уровне[23].

Стоит обратить внимание и на избыточную зависимость Российского государства от личного авторитета и политической благосклонности главы государства к вопросам кадровых назначений, перестановок, ротаций – что убедительно свидетельствует о чрезмерности функций, конституционно присвоенных этому институту (институту президентства) российской государственности.