Файл: Формы правления в прошлом и настоящем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Серьезное влияние также оказывает уровень политического сознания и политической культуры общества, а также степень политической активности населения. Более политически культурное общество стремиться к республиканской форме правления. В свою очередь, элементами и, соответственно, факторами политической культуры выступают степень политической стабильности общества, а также характер и степень социальной стратификации общества (степень совместимости социальных интересов, состав групп и проч.).

Социально-духовные факторы, в котором находят свое отражение отношение государства к религии (отделение церкви от государства свойственно республикам, сближение - монархиям), а также национальный состав населения - моноэтнические государства более склонны к монархической форме правления, многонациональные государства способны учитывать и защищать интересы всего своего многонационального народа посредством республиканской формы правления.

Социально-исторические факторы, которые выражаются в историческом развитии государства, менталитете общества, их традициях, обычаях, общей культуры, которые способны предопределять форму правления в стране. Большинство из ныне существующих монархий являются данью социально-исторического фактора - как дань устоявшейся традиции управления.

Фактор политического режима, будучи самообусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму правления более опосредствованно, определяет те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве. Это объясняет, почему невозможен прямой перенос политической формы, исторически возникшей в одной стране, в другие страны, хотя вполне возможно использование мирового и частного опыта отдельных народов с его последующей адаптацией к конкретно - историческим условиям того или иного государства.

Внешнеполитические факторы которые представляют собой:

  • политическое окружение государства;
  • внешнеполитическое заимствование, ввиду взаимодействия и восприятия тех или иных элементов формы государства, в том числе и формы правления (зачастую это является политико-правовым обменом опытом);
  • внешнеполитическое давление (внешнеполитическое навязывание), посредством которого одно государство (группа государств) путём экономического, политического, прямого военного давления навязывает другому государству какие-либо выгодные для себя элементы формы.

Влияние внешних факторов на формы государства может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях. Важность выбора конкретной формы государства объясняет то, что в некоторых случаях решение этого вопроса протекает в обстановке острых конфликтов (кратковременных или продолжительных), борьбы, которая может проходить как в мирных, так и немирных формах.


Влияние политического режима государства на существующую в нем форму правления

СУЩЕСТВУЮЩУЮ В НЕМ ФОРМУ ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления тесно связана с тем политическим режимом, который установился в государстве, будь то демократия, авторитаризм или тоталитаризм, зачастую последний определяет ее форму и особенности порядка управления в государстве. Самыми распространенными формами правления выступают монархия и республика, однако в современно мире существуют сотни стран в которых установились такие формы правления, но ввиду сложности политического устройства общества, ни одна из указанных форм правления в точности идентична любой другой. Представляется, что такое разнообразие, во многом обусловлено различным политическим устройством общества его историческими, культурными и ментальными особенностями.

Рассмотрим более подробнее выделяемые наукой политические режимы, их особенности, приведем конкретные примеры государств, которые им соответствуют.

Начнем с демократического режима, демократия (в переводе с греческого «народовластие) в общем смысле – один из существующих политических режимов, а также способ устройства общества, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений, с равными правами участников воздействовать на исход данного процесса. Если рассматривать данный термин применительно к политологии, то под демократией следует понимать политический режим, в рамках которого весь политический процесс и власть, обусловлены свободным волеизъявлением всех членов общества, а принятие решений осуществляется посредством выбора того варианта, за который проголосовало большинство голосов.

Демократия тесно связана с понятием либерализма – политической системы, в рамках которой осуществляется принцип ограниченного влияния и вмешательства государства в жизнь общества.

Основными признаками либерализма принято считать: уважение прав и свобод человека, как высшей ценности в государстве, правовое равенство всех членов общества, система разделения властей в государстве (на законодательную, исполнительную, судебную), принцип невмешательства государства в личную жизнь граждан, договорная форма образования государства, осуществление власти на основе демократии, свобода экономической деятельности, предпринимательства[12].


Указанный способ общественного развития ориентирован на всестороннее развитие общества, защиту его общенациональных ценностей, стремлению к минимальному влиянию на жизнь граждан, с достижением максимально эффективных результатов в политической, экономической, социальной и духовной сферах. Другими словами лозунгом либерализма выступает «минимальное воздействие государства на общества, при достижении максимального результата», а также принцип «разрешено все, что не запрещено законом».

Демократические формы правления строятся на основе суверенитета народа, на основе периодичности выборов органов государственной власти, на основе принятия решений большинством в обществе, с одновременной защитой меньшинства, их прав и свобод, на основе верховенства права в государстве.

Демократия имеет ряд разновидностей и модификаций, как форма правления государством она может быть прямой и представительной. Прямая демократия выражается в непосредственном участии граждан в подготовке решений, обсуждении основных моментов при их принятии, в самом принятии таких решений.

Отдельной разновидностью прямой демократии выступает плебисцитная демократия – форма правления в государстве, при которой волеизъявление народа осуществляется непосредственно путем плебисцита (путем опроса граждан по важнейшим вопросам жизнедеятельности).

В соответствии с рассматриваемой теорией, любой гражданин, обязанный уважать законы, может их одобрять или отвергать, высказывая, таким образом, своё отношение к ним. Данное отношение гражданин может высказывать в ходе демократических выборов, выбирая из числа предложенных партийных программ ту, которая наиболее всего отвечает его интересам.

Поскольку партийную программу представляет политическая партия, а она в свою очередь выдвигает своего кандидата на выборные посты в органы государственной власти, то побеждают, как правило, те кандидаты, партийные программы которых наиболее отвечают интересам всего народа. Власть в рассматриваемой модели формируется путём прямых выборов, а кандидаты на выборные посты выдвигаются от политических партий, представляющих интересы различных слоёв населения. Интересы меньшинства должны учитываться специально оговоренными процедурами, закрепляться законами.

Что же касается представительной демократии, то указанная форма правления характеризуется посредством волеизъявления граждан не напрямую, а через представителей, которые участвуют в непосредственном принятии важных решений, выступая, таким образом, волеизъявителями больших народных масс.


Институты прямой демократии своеобразным образом взаимодействуют с институтами представительной демократии, то сотрудничая, то конкури- руя с ними. Многие связи осуществляются через политические партии, которые призваны служить неким мотором, координатором местной демократической системы. Формы прямой демократии иногда также используются в целях активизации на местах избирательного процесса. Они как бы предоставляют дополнительные институциональные возможности и для различных непартийных групп.

В настоящее время именно демократические режимы распространены по всему миру (Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Италия, Франция, страны Латинской Америки, развитые страны африканского континента) в большей степени, поскольку, как считают ученые, именно такая форма правления позволяет наиболее эффективно и гуманно управлять общественными процессами, как внутри государства, так и за его пределами, позволяя налаживать межкультурный интернациональный диалог. Исследователи полагают, что демократия отвечает в большей степени духу современной эпохи, формирует важные духовные ценности, позволяет решать вопросы и проблемы глобального характера (как например, терроризм, экологические проблемы, проблемы политического господства, экономические кризисы)[13].

Прямой противоположностью демократических форм правления, выступают тоталитарные формы правления. Тоталитаризм, как понятие, формирующее, общую тенденцию среди выбранных форм правления представляет собой политическую систему, внутри которой управляющие структуры (органы государственной власти) стремятся к полному контролю над жизнью общества в целом, и каждой отдельно взятой личности.

Указанная форма правления является полным антиподом либерализма, строится на иных базовых ценностях, пропагандирует иные идеалы и стремится к достижению отличных от демократии целей – максимальному (тотальному контролю над обществом, ориентацией на государственное развитие, стремление к мировому господству, принятие одной идеологии).

Основными признаками тоталитаризма, выделяемые учеными в доктрине, являются: единство идеологии, концентрация власти у одной политической силы (партии, союза, структуры), организация террора, насилия, репрессий внутри общества, концепция этатизма (приоритет государственной воли, над волей граждан), милитаризация страны, централизованный контроль над экономикой страны[14].


Тоталитаризм как явление, в большей степени, существовал в ХХ веке, в ряде государств – СССР (период правления И. Сталина), Нацистская германия в период правления А. Гитлера), режим Муссолини в Италии, Китайская народная республика (период правления Мао Цзедуна, режим Франко в Испании. После второй мировой войны его значение по всему миру стало постепенно снижаться, в настоящее время данный режим является большой редкостью встречается в Северной Корее, его элементы остались на Кубе, в Азиатских странах, странах ближнего Востока.

Разновидностями тоталитаризма, по мнению некоторых ученых выступают: национал-социализм, фашизм, коммунизм. Не погружаясь в конкретные характеристика каждой из указанной разновидности, отметим, что всем им в большей степени присущи одни и те же признаки, с некоторыми идеологическими расхождениями.

Например, национал-социализм (нацизм) в качестве высшей цели преследует господство одной расы над другими расами в мировом масштабе, активно применяет антидемократические инструменты политического управления.

Фашизм, как обобщенное название «крайне правых политических движений, с присущей ему формой правления, основными признаками которого выступают ксенофобия, антилиберализм, шовинизм, расизм.

Коммунизм, как общественно-экономико-социальный строй, основанный на равенстве, общественной собственности на средства производства, диктатуре пролетариата, стремлению к мировой пропаганде ценностей социализма.

Отметим, что политическим лозунгом тоталитаризма, выступает «максимальное воздействие государства на общество, для достижения государственных целей», а также принцип «запрещено все, что не разрешено законом».

Между рассмотренными двумя сильно различающимися формами правления – тоталитарной и демократической (либеральной) имеется в некотором роде срединная форма правления, именуемая авторитаризмом.

Авторитаризм представляет собой такой политический режим, при котором носитель власти (диктатор, вождь, команданте) отождествляет себя с лицом, который является единственным выразителем указанной власти[15].

Иными словами авторитарная форма правления тесно связана с конкретной личностью, при этом в сравнении с монархией (где власть именно отождествляется с ее законным носителем, получившим ее по наследству), указанная форма правления тесным образом связана с автократией (ничем не ограниченная полновластие одного лица в государстве) и диктатурой (формой осуществления государственной власти, в рамках которой вся власть в государстве концентрируется в руках одной политической силы, принадлежащей одному лицу, либо правящей группе лиц).