Файл: Теория и практика разделения властей (Судебная власть).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
Общими принципами судопроизводства в РФ являются:
1) гласность судебного разбирательства, которая заключается в том, что слушание дела идет в открытом заседании, за исключением случаев прямо предусмотренных в законе (например, закрытые слушания проводятся по делам о преступлениях несовершеннолетних);
2) состязательность, что предполагает наличие в судебном разбирательстве сторон, которые доказывают либо оспаривают те или иные обстоятельства дела;
3) равноправие сторон, которое указывает на равный правовой статус сторон — участников судебного процесса;
4) коллегиальность — этот принцип предусматривает коллегиальное рассмотрение дел в отличие от единоличного. Как правило, дела рассматриваются либо судьей и народными заседателями, либо коллегией судей, решение принимается большинством голосов.
5. Система «сдержек и противовесов»
Система сдержек и противовесов является третьим составным элементом принципа разделения властей. Первый является основным и реализуется путем различных
способов формирования высших органов государственной власти. Второй реализуется
путем установления в конституциях полномочий каждой ветви государственной власти.
Третий представляет собой систему сдержек и противовесов, а по сущности это формы
и результат взаимодействия ветвей власти. Все три элемента в совокупности и реализуют принцип разделения властей.
Общественные отношения в рассматриваемой области исследуются в значительном объеме и в различных аспектах. Система сдержек и противовесов начинает формироваться не только в рамках конституционного права, но и как самостоятельная правовая категория теории государства и права. Так, Матузов Н.И., Малько А.В. определяют
Систему сдержек и противовесов как установленную в Конституции и законах совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. В конституционном праве под системой сдержек и противовесов чаще подразумевают сложившееся в США, и в дальнейшем реконструированное в других странах система взаимодействия на основе принципа разделения трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной. Она обеспечивает баланс, равновесие власти, нейтрализует возможность усиления (ослабления) каждой из них.
Для успешного понимания сущности данной системы необходимо определиться с базовыми понятиями: «сдержка» и «противовес». Общей чертой их является правовое закрепление в нормах конституционного права и их ограничительный характер.
Кроме того, общим является и сфера их реализации - это полномочия, реализуемые в сфере взаимодействия органов государственной власти. Отличия этих двух ограничений можно найти во времени их реализации: сдержка как бы действует всегда, сдерживая от возможного действия или принятия решения какой-либо орган власти, в то время как противодействие реализуется органом власти в ответ на определенное действие или решение.
Если обратиться к прямому толкованию слов, то «сдержка» - это удержание от какого-либо действия; т.е. такое правомочие, благодаря которому орган власти не может осуществить определенные действия. В свою очередь «противовес» - это то, что противодействует, противостоит; т.е. такое правомочие, (ответная реакция на действие, решение), которое орган власти вправе реализовать (осуществить) в определенных законом случаях. Отсюда логически следует, что одни правомочия являются сдержками, другие являются противовесами. На самом деле одно и тоже правомочие является сдержкой для одной ветви власти и одновременно противовесом для другой.
В президентской республике может отсутствовать контрасигнатура решений(действий) главы государства. В парламентарной монархии может отсутствовать вето главы государства или роспуск парламента главой государства. В этой связи следует проводить анализ системы в каждом отдельно взятом государстве.
От формы правления также зависит объем собственных полномочий органов исполнительной власти и их взаимоотношение с главами государств и парламентами. Так, например, глава государства часто наделяется правом издания различных нормативных и ненормативных актов (декретов, ордонансов, указов и др.).
Рассмотрим механизм действия сдержек и противовесов при взаимодействии парламента, правительства и президента.
В парламентарных монархиях и республиках реальная власть главы государства ограничена правилом министерской скрепы (контрассигнатуры), согласно которой акты главы государства имеют силу лишь при том условии, что они скреплены подписями министров.
Механизм действия сдержек и противовесов
На практике это правило приводит к тому, что глава государства при осуществлении полномочий, предоставленных ему конституцией, оказывается обязанным следовать указаниям («советам») министров.
Ответственность за этот акт несет не глава государства, а подписавший его министр.
Влияние и сила исполнительной власти зависит от того, является ли глава государства (президент) главой исполнительной власти или нет. В свою очередь, место президента в организации государственной власти, объем его полномочий зависит от модели республики: президентской, полупрезидентской или парламентарной.
Принцип разделения властей в Российской Федерации имеет свои особенности реализации. В настоящее время формально данный принцип закреплен в Конституции РФ, однако реализуется он не в полной мере.
Во-первых, глава государства имеет особое правовое положение – он глава государства, а его отнесение к той или иной ветви власти является предметом дискуссии
многих ученых. Чаще всего в мировой практике глава государства возглавляет (формально или реально) исполнительную власть.
Во-вторых, не в полной мере реализуется независимость судебной власти. По видимому, сказываются негативные последствия коррупции высших эшелонов власти.
В-третьих, следует учитывать влияние федеративного политико-территориального устройства на реализацию принципа разделения властей. Происходящие перемены законодательства в большей степени характеризуют централизацию государственной власти, нежели разграничение ее между Российской Федерацией и ее субъектами.
Безусловно, что основным эффективным механизмом реализации принципа разделения властей является система сдержек и противовесов. Не все элементы этого механизма работают как часовой механизм. Так, предусмотренный Конституцией РФ вопрос о доверии правительству не реализует свою задачу – воздействие на парламент.
Происходящие изменения избирательного законодательства (выборы депутатов Государственной Думы только по пропорциональной избирательной системе), приведут к формированию партийного правительства, а точнее однопартийного правительства (например, налицо усиление позиции партии «Единая Россия»). В этой связи вопрос о доверии останется так и не востребованным, т.к. парламентское большинство и партийное правительство все реже будут искать между собой компромисс.
Таким образом, система сдержек и противовесов реально будет «работать» только в условиях действительной независимости трех ветвей власти.
Принцип разделения властей в аспекте характеристики самой доктрины разделения властей до сих пор активно обсуждается как элитой юридической науки, так и начинающими учеными. Такое внимание объясняется жизненно важным значением разделения властей, способное не допустить узурпацию власти в одних руках правящей группы, что в нашем государстве имело место быть на протяжении долгих лет. В конституционном праве принцип разделения властей является предпосылкой формирования правового демократического государства. Однако в нашем государстве существует ряд проблем в реализации данного принципа.
Заключение
Принцип разделения властей явился одним из важнейших достижений политической либеральной мысли, родоначальниками которой можно считать таких европейских просветителей XVIII-XIX веков, как И. Кант, Ш. Монтескье, Д. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называет государством произвола), должно прийти новое - правовое государство, в котором власть не должна быть сконцентрирована в одних руках.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным.
Система сдержек и противовесов предотвращает возвышение одной власти над другими, сводит к минимуму ошибки в управлении, повышает его эффективность. Она успешно действует только в условиях стабильности общества и предполагает достаточно высокую политическую культуру представителей всех ветвей власти, умение сотрудничать между собой и находить компромиссы. Чего так не хватает в нашем сравнительно молодом демократическом государстве.
Наряду с горизонтальным разделением властей в федеративных государствах существует и вертикальное разделение властей. В США это власть федеральная и власти штатов, при безусловном приоритете Конституции США и федеральных законов.
Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.
Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.
В-третьих, уникальность России как федерации не может быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.
Президент РФ обладает широкими полномочиями - представительскими, правотворческими, управленческими, чрезвычайными и т.д. в сфере внутренних и международных отношений, государственной безопасности и обороны. По сути дела, в стране действует два аппарата исполнительной власти - президентский и правительственный, но это, к сожалению, не делает их работу достаточно эффективной.
Библиография
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // ПБД «КонсультантПлюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение/ ЗАО «КонсультантПлюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
- Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996, N 1-ФКЗ // ПБД «КонсультантПлюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение/ ЗАО «КонсультантПлюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
- Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации» от 06.10.99, N 184-ФЗ // ПБД «КонсультантПлюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение/ ЗАО «КонсультантПлюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
- Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.96, N 1176 // ПБД «КонсультантПлюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение/ ЗАО «КонсультантПлюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
- Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.2000, N 867 // ПБД «КонсультантПлюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение/ ЗАО «КонсультантПлюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
- Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника . - М.: Юстицинформ, 2014.
- Сырых В.М.. Теория государства и права . – М., Юстицинформ, 2006.
- Головко Л.В., Матьё Б. Суд и государство – М., Статус , 2018.
- Шагиев Р В.М. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие . – М.: Норма, Инфра-М, 2015
- Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018
- Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. М: Омега-Л, 2017.
- Нарутто С.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Альбом схем. - Хабаровск: ХГАЭП, 2008.
- Власов В. И., Власова Г. Б., Денисенко С. В. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Феникс, 2017.
- Зарецкий А. М., Долгих Ф. Г. Теория государства и права. Учебник. М: Издательский дом Университета "Университет". 2018.
- Корнев А. В., Липень С. В., Радько Т. Н. и др. Общая теория права и государства. Учебник / под ред. Лазарев В.В. М: Инфра-М, Норма, 2016.
- Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. учебно-методическое пособие. М: Дело, 2019.
- Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.: ЮрЛит, 2005.
- Радько Т. Н. Теория государства и права. Учебник. М: Проспект, 2019
- Терениченко А. А., Горохова С. С., Тедеев А. А. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть. М: Юрайт, 2016
- Смоленский М. Б. Теория государства и права. М: Инфра-М, 2018.