Файл: Конституционный принцип разделения властей в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. КОНЦЕПЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1. История становления конституционного принципа разделения властей в России
1.2. Сущность и содержание конституционного принципа разделения властей
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ
2.1. Проблемы построения и функционирования механизма государственного управления в России
2.2. Предложения по совершенствованию механизма государственного управления в современных условиях
Рекомендуется принятие федерального закона, который бы регулировал процедуру наделения муниципалитета государственными полномочиями. Данная процедура осуществлялась бы только при условии предоставления ресурсов на выполнения полномочий. Связано это с большей эффективность выполнения полномочий муниципалитетом.
Повышение эффективности различных форм взаимоотношений органов государственной власти субъекта Федерации и муниципалитетов обусловлено совершенствованием механизма наделения муниципалитетов государственными полномочиями. При этом существует необходимость разделения муниципалитетов и органов государственной власти, определения правового поля совместной деятельности указанных органов власти разработки, заключением и исполнением указанных договоров.
Таким образом, в работе было проведено исследование взаимодействия органов государственной власти и муниципалитетов. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.Сегодня следует продолжать поиск модели оптимального разграничения полномочий между муниципалитетами и государственной властью. Можно привести следующие причины сложившейся ситуации: пробелы и имеющиеся коллизии федеральной нормативной правовой базы; отсутствие законов, регламентирующих принципы разграничения предметов ведения и полномочий; различия в толковании субъектами федерального законодательства.
По этой причине следует проводить систематизацию законодательных актов по поводу компетенции органов государственной власти и муниципалитетов. Существует необходимость определения точного перечня государственных полномочий, которые будут передаваться муниципалитетам в обязательном порядке. Предложенные мероприятия будут способствовать принципам: законности, экономической обособленности, материально - финансовой обеспеченности, подконтрольности и ответственности органов государственной власти и муниципалитетов.
2.2. Предложения по совершенствованию механизма государственного управления в современных условиях
Вопрос о реализации принципа разделения властей в Российской Федерации является достаточно непростым. Это многоаспектная проблема. Как было выяснено, Конституция РФ имеет ряд противоречий, что актуализирует необходимость совершенствования механизма государственного управления в современных условиях.
В частности, стоит принять отдельный Федеральный конституционный закон, регулирующий статус Президента РФ.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О Прокуратуре РФ»[25] прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура РФ как государственный орган включен в гл. 7 Конституции РФ которая называется «Судебная власть и прокуратура». С одной стороны, Прокуратура РФ, как государственный орган в силу своих особых функций не обладает властными полномочиями, а может применять меры прокурорского реагирования для обеспечения своей основной задачи. Поэтому её принято не причислять к органам власти.
В то же время анализ конституционных положений, определяющих правовой статус прокуратуры, как единой централизованной системы, позволяет рассматривать прокуратуру в качестве федерального государственного органа, относить ее к системе государственных органов и делать вывод о том, что она не входит ни в одну из трех ветвей государственной власти, обладая, вместе с тем, значительными по объему государственно-властными полномочиями. При этом прокуратура как никакой другой орган власти работает с разными властными органами, является необходимым балансом, нивелирующими другие ветви власти.
Поэтому можно сделать вывод, что современная российская прокуратура является самостоятельным государственно-правовым институтом, представляющим собой отдельную, независимую федеральную централизованную систему органов государственной власти являя собой -прокурорскую (надзорную) власть.
Также, в соответствии со ст. 74 Конституции РФ Центральный банк РФ осуществляет свои функции независимо от других органов государственной власти. Банк России является именно независимым органом государственной власти, вопреки распространенному мнению о том, что он является государственным учреждением или хозяйствующим субъектом. Так как в Конституции РФ напрямую указанно «независимо от других органов», именно других. То есть исходя из буквального толкования Банк России так же относится к органам государственной власти и представляет собой отдельную ветвь государственной власти – финансово-банковской.
Сложность отнесения отдельных органов к какой-либо ветви власти приводит нас к тому, что в нормативных актах и теории права они названы просто «государственными органами», отграничивая их от «органов государственной власти». В теории права говорят о том, что разграничение государственных органов и органов государственной власти не является выходом. Это связанно с тем, что у такого рода государственных органов, не названных государственными органами власти, все равно есть властные функции, и они действуют от имени государства.
При этом такое разграничение ведет нас к потенциальной опасности создания таких органов, которые не придерживаются принципа разделения властей, не относящимся к органам исполнительной власти и действующими параллельно с ними, не подпадая под систему сдержек и противовесов.
Поэтому, можно говорить, что Конституция РФ 1993 г. на сегодняшний момент закрепляет не столько систему разделения властей в её классическом понимании, сколько развернутый конституционный институт взаимосвязей, где центральное место занимает Президент РФ. Следовательно, закрепление каждого вышеперечисленного органа, в качестве отдельной ветви власти является целесообразным шагом, для четкого функционирования государственного механизма.
Мы придерживаемся мнения, что для всестороннего регулирования данного вопроса необходимо внести правки в Конституцию РФ и отдельные федеральные законы касательно статуса этих органов, закрепить не только законодательною, исполнительную и судебную ветви, дополнив Основной закон государства отдельными главами, регулирующими положение Центрального Банка РФ и Счетной палаты РФ, выделить в отдельную главу положения о Прокуратуре РФ, раскрыть положения, касательно учредительной ветви власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проведенный анализ позволяет сделать некоторые обобщающие выводы. Государственная власть осуществляется во всех сферах жизнедеятельности общества. Реализация теории разделения властей и её возникновение имеет долгий и достаточно сложный путь исторического развития. Идея разграничения деятельности государственных органов высказывалась известными античными мыслителями – Гесиодом, Гераклидом, Аристотелем, Платоном и другими. Понимание теории в наши дни и её использование, в качестве своей опоры имеет социальный опыт всего человечества в целом, именно поэтому её развитие может по праву называться достоянием общества.
Впервые «принцип разделения властей» был официально закреплен в Конституции от 10 декабря 1992 г. в статье 3, которая гласит, что основным принципом организации Власти в Российской Федерации является принцип разделения властей, на законодательную, исполнительную и судебную. В статье 10 этого документа наше внимание обращается на то, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, и что органы каждой из ветвей являются самостоятельными.
Конституция не только декларировала данный принцип, но и четко определила круг вопросов, относящийся к компетенции каждой ветви власти в главах 4-ой («Президент Российской Федерации»), 5-ой («Федеральное Собрание»), 6-ой («Правительство Российской Федерации»), 7-ой («Судебная власть и прокуратура») Конституции Российской Федерации.
Таким образом, разделение властей – это политико-правовое понятие, согласно которому государственная власть должна иметь несколько разделенных и не зависящих одна от другой властных структур. Судебная власть, законодательный орган и исполнительная власть действуют свободно и не имеют возможности перенимать полномочия друг друга.
Анализ системы органов законодательной власти в России, их порядка формирования, компетенции, функционирования и взаимодействия между собой свидетельствует о необходимости совершенствования конституционно-правового регулирования законодательных органов, оптимизации форм их сотрудничества и взаимодействия, унификации федерального и регионального законодательного процесса, активизации выполнения и расширения парламентом контрольных функций. Реализация законодательной и представительной функции парламента неразрывно связана с его контрольной деятельностью. Народ делегирует законодателю не только установление правовых предписаний, но и поручает осуществлять парламентский контроль за исполнением законодательства, тем самым участвовать в обеспечении конституционного правопорядка на всей территории России.
В современных условиях исполнительная власть России объективно обладает возможностью возвыситься над другими властями и при отсутствии реального парламентского и судебного контроля, а также прокурорского надзора занять монопольное положение в системе государственной власти. В связи с усложнением общественных процессов, стремительным развитием информационных технологий, загрязнением окружающей среды, угрозой техногенных аварий и катастроф, проявлениями политического, национального и религиозного экстремизма, ростом напряженности в международных отношениях возникает объективная необходимость в принятии исполнительной властью России оперативных управленческих решений с целью урегулирования различных социальных ситуаций.
Место главы государства в системе органов власти зависит от формы правления и закрепления в законодательстве принципа разделения властей. В частности, для полупрезидентской формы республики, такой как Российская Федерация, действительна с рядом оговорок модель, когда наряду с президентом существует должность главы правительства, который назначается президентом с участием законодательного органа.
Характерная особенность конституционного разделения властей в России заключается в том, что Президент РФ не относится ни к одной из ветвей единой государственной власти. Наличие института надвластного Президента РФ по существу означает, что в России не вся государственная власть распределена между законодательной, исполнительной, судебной и прокурорско-надзорной ветвями власти. За их счет сконструирована исключительно сильная президентская власть, которая не входит в систему сдержек и противовесов и в состоянии оказывать решающее влияние на каждую из четырех сложившихся ветвей государственной власти, ограничивать их самостоятельность. Фактически президентская власть в России обладает верховенством по отношению ко всем ветвям государственной власти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты:
Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (учетом поправок, внесенными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. –2014. –№ 31. –ст. 4398.
- О Конституционном Суде РФ: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 29 июля 2018 г.) // СЗ РФ. –1994. –№ 13. –ст. 1447.
О Правительстве РФ: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Российская газета. –1997. –23 декабря.
О прокуратуре РФ: Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-I (в ред. от 26 июля 2019 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 8. – Ст. 366.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 02 августа 2019 г.) // Российская газета. – 2003. – 8 октября.
Научная и учебная литература:
- Астафичев П.А. Демократия как основа доктрины конституционализма и конституционного строя современного государства // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 7. – С. 19 - 23.
- Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, – 2015. – 648 с.
- Гафуров Я.М. Понятие и сущность правосудия в контексте стандартизации отдельных видов государственной деятельности // Адвокат. – 2015. – № 10. – С. 53-58.
- Гончаров И.В. Особенности функционирования механизма государственной власти современной России: традиции и зарубежный опыт // Lexrussica. – 2018. – № 11. – С. 145-150.
- Дробот С.Е. Президент РФ и Федеральное Собрание: некоторые аспекты разделения и взаимодействия властей в законодательной сфере // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 8. – С. 25-30.
- Епифанов И.О. Нормативное закрепление принципа разделения властей на законодательную и исполнительную в бюджетном законодательстве Российской Федерации // Современное право. – 2018. – № 12. – С. 79-84.