Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала малых предприятий ( Особенности управления персоналом на малом предприятии ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ООО «Ковчег-тур» является коммерческой организацией, оказывающей услуги турагента. Предприятие относится к категории малых; численность его персонала составляет 23 чел. Коллектив предприятия – молодой: удельный вес сотрудников в возрасте от 20 до 30 лет составляет 39,15%, и такой же процент приходится на работников в возрасте 30-40 лет.

Большая часть персонала имеет высшее образование (82,61 % на конец 2016 г.). Однако, профильное образование (образование в сфере туризма) имеют лишь 34,78 % работников. Все работники, принятые на предприятие в 2016 г., не имели профильного образования, предприятие сталкивается с определенными проблемами поиска и привлечения высококвалифицированного персонала.

Обобщая результаты проведенного исследования, нами выделены основные моменты, обуславливающие особенности управления персоналом и его психологической поддержки в ООО «Ковчег-тур», исходя из того, что оно относится к категории малых:

1. Структура предприятия включает лишь два уровня управления: высший уровень управления представлен генеральным директором, а низший – старшего менеджера и главного бухгалтера. Такая структура позволяет минимизировать бюрократические процедуры. Но, в то же время на предприятии отсутствует не только отдела кадров, но и менеджер по персоналу.

2. В ООО «Ковчег-тур» отсутствует документально оформленная кадровая политика, что характерно для малых предприятий. Однако, это ограничивает возможности предприятия в реализации долгосрочных кадровых целей.

3. Небольшое число работников делает возможным регулярные контакты директора с подчиненными для совместного обсуждения проблем предприятия. Стиль управления коллективом является демократическим. С одной стороны, это положительным образом отражается на социально-психологическом климате в коллективе, но, с другой, снижает эффективность контроля за персоналом.

4. Малочисленность коллектива благоприятствует тесным контактам сотрудников. Однако, в случае возникновения, конфликт, как правило, охватывает весь коллектив, и является трудно управляемым. Кроме того, ограниченность площадей предприятия делает рабочую атмосферу достаточно напряженной, что провоцирует возникновение конфликтов.

ООО «Ковчег-тур» рекомендуется:

  • разработать и внедрить документ «Кодекс поведения в конфликте», устанавливающим нормативы поведения при возникновении и разрешении конфликтов; права конфликтующих сторон; порядок высказывания мнений и позиций по предмету конфликта;
  • проведение корпоративных мероприятий, совместное празднование дней рождения, юбилеев и профессиональных праздников. Такие мероприятия устраняют психологическую напряженность, создают благоприятный психологический климат в организации;
  • использование руководителями эвристических методов управления конфликтами, предложенных Эдвардом де Боно.

Список литературы

Федеральный закон РФ от 01.01.2007 г. № 109-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации: учебник, 2-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Издательство «Маркет ДС», 2012. - 651 с.

Бытдаева А.Б. Особенности менеджмента в малом бизнесе // В сборнике: ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ сборник научных трудов по материалам 78-й ежегодной научно-практической конференции молодых ученых. Материалы и доклады. Редакционная коллегия: Костюкова Е.И., Кулешова Л.В., Склярова Ю.М., Лапина Е.Н.. Ставрополь, 2014. С. 31-35.

Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: Анализ и диагностика персонал-менеджмента. – М.: Андреевский издательский дом, 2012.

Горфинкель В. Малое предпринимательство. Организация, управление, экономика. – М.: Инфра-М, 2011.

Ермолаева М.А. Управление персоналом в российском малом бизнесе // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. 2014. № 1. С. 88-93.

Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. – М.: Дело, 2003. – 568 с.

Карманова А.Е. Особенности управления персоналом на малых и крупных предприятиях // В сборнике: Управление персоналом: современные концепции и эффективные технологии 2014. С. 3-5.

Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. – М.: Инфра-М, 2012.

Корицкий А.В., Алетдинова А.А. Человеческий капитал и малый бизнес России // Российское предпринимательство. – 2011. – № 10. – Вып. 2.

Кошарная Г.Б. Особенности управления персоналом на малых предприятиях // В сборнике: УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ сборник статей XVI Международной научно-методической конференции. Посвящается 150-летию со дня рождения П. А. Столыпина. под ред. В. И. Волчихина, Р. М. Печерской. Пенза, 2012. С. 265-266.

Максимцев М.М. Особенности управления персоналом малого предприятия: http://magazine.hrm.ru. Дата публикации: 27.03.2012.

Норкова Ю.А., Скворцова Л.И. Анализ конфликтов и управления ими в организации туристической отрасли // В сборнике: Управление и экономика в условиях экономической нестабильности: проблемы и перспективы Материалы научно-практической конференции. Вологодский филиал РАНХиГС. Вологда, 2014. С. 369-387.


Орловский Ю. Трудовое законодательство: некоторые вопросы применения // Хоз. и право. - 2010. - № 1. - С.11-22.

Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики / Зибарев Д. / Человек и труд. – 2010. - № 12. – С. 30-32.

Развитие человеческих ресурсов и профессиональные компетенции: сб. науч. тр. / под ред. А. Р. Алавердова. — М.: Моск. Финансово-пром. акад.: Маркет ДС, 2007. – С. 8.

Строителева Т. Проблемные аспекты управления персоналом малых предприятий // Управление персоналом, 2008. №3.

Толмачев И. Все о малом предпринимательстве. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010.

Горфинкель В. Малое предпринимательство. Организация, управление, экономика. – М.: Инфра-М, 2011.

Официальный сайт ВЦИОМ: wciom.ru.

Официальный сайт Института туризма и гостеприимства: http://itig.ru/

Приложение 1

Кодекс поведения в конфликте

      1. Дай партнеру «выпустить пар», если он раздражен и агрессивен, помоги ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случиться договориться с ним невозможно « Во время взрыва» веди себя спокойно, уверенно. Но не высокомерно. Если человек агрессивен, он переполнен отрицательными эмоциями. Представьте себе, что вы находитесь в оболочке, и его отрицательная энергия пролетает мимо вас.
      2. Попробуйте от партнера спокойно обосновать претензии. Скажи, что будешь учитывать только факты и объективные доказательства. Спокойно спросите: «То, что вы говорите, относится к фактам или к мнению»?
      3. Сбивай агрессию неожиданными приемами. Переключи сознание разъяренного партнера. Спроси доверительно совета, задай неожиданно вопрос о другом, но значимом для него. Напомни о том, что связывало вас в прошлом и было очень приятным, скажи комплемент, вырази сочувствие.
    1. Не давай партнеру оценок, а говори о своих чувствах. Не говори: «Вы меня обманули», а скажи: «Я чувствую себя обманутым».
    2. Попроси сформулировать желаемый конечный результат и проблему, как цепь препятствий. Проблема это то, что надо решать. Отношение к человеку это фон или условие, в котором приходится ее решать. Определи вместе с партнером проблему и сосредоточься на ней. Поменьше эмоций.
    3. Предложи партнеру высказать свои соображения по решению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищи виноватых и не объясняй создавшееся положение, а ищи выход из него. Не останавливайся на 1-м приемлемом варианте решения, а создай спектр вариантов. Затем выбирай лучшее. Решение должно быть приемлемым для обеих сторон.
    4. Дай партнеру сохранить свое лицо: е отвечай агрессией на агрессию; е задевай его достоинства; е затрагивай его личности. Давай оценку только его действиям. Отражай как эхо смысл его высказываний и претензий. Чаще спрашивай «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать именно это?». Тактика устраняет недоразумения и, кроме того, она демонстрирует внимание к человеку, а это тоже уменьшает агрессию.
    5. Держись, как на острие ножа в позиции «на равных». Спокойная уверенность удерживает партнера от агрессии.
    6. Не бойся извиниться, если чувствуешь, что виноват. Во-первых, это обезоруживает партнера, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.
    7. Оформи принятую договоренность и оговори взаимоотношения на будущее. Обязательно подпиши те договоренности, которые удалось достичь на этой встрече.
    8. Независимо от результата разрешения противоречия старайся не разрушить отношения. Вырази свое уважение и расположение к партнеру и выскажи свое сожаление по поводу возникших трудностей.

  1. Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: Анализ и диагностика персонал-менеджмента. – М.: Андреевский издательский дом, 2012. – С. 54.

  2. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. – М.: Инфра-М, 2012. – С. 99.

  3. Карманова А.Е. Особенности управления персоналом на малых и крупных предприятиях // В сборнике: Управление персоналом: современные концепции и эффективные технологии 2014. С. 3-5.

  4. Кошарная Г.Б. Особенности управления персоналом на малых предприятиях // В сборнике: УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ сборник статей XVI Международной научно-методической конференции. Посвящается 150-летию со дня рождения П. А. Столыпина. под ред. В. И. Волчихина, Р. М. Печерской. Пенза, 2012. С. 265-266.

  5. Ермолаева М.А. Управление персоналом в российском малом бизнесе // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. 2014. № 1. С. 88-93.

  6. Карманова А.Е. Особенности управления персоналом на малых и крупных предприятиях // В сборнике: Управление персоналом: современные концепции и эффективные технологии 2014. С. 3-5.

  7. Кошарная Г.Б. Особенности управления персоналом на малых предприятиях // В сборнике: УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ сборник статей XVI Международной научно-методической конференции. Посвящается 150-летию со дня рождения П. А. Столыпина. под ред. В. И. Волчихина, Р. М. Печерской. Пенза, 2012. С. 265-266.

  8. Ермолаева М.А. Управление персоналом в российском малом бизнесе // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. 2014. № 1. С. 88-93.

    -66.

  9. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации: учебник, 2-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Издательство «Маркет ДС», 2012. – С. 162.

  10. Кибанова А.Я., Дураков И.Б. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации. Изд-во: Кнорус, 2012 – С. 154.

  11. Проблемы современной психологии: теория, практика, экс­перимент: материалы юбилейной научно-практической конферен­ции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры психологии (кафедры психологии). – Саратов : ИЦ «Наука», 2012. – С. 56.

  12. Литвинюк А.А. Управление персоналом. Изд-во: Юрайт, 2013 – С. 156.

  13. Григорчук Т., Бурхаев Д., Сарадов А. Научись управлять людьми! – М.: Феникс, 2010. – С. 112.

  14. Тебекин А.В. Управление персоналом. Изд-во: КноРус, 2012 – С. 61.

  15. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом. Изд-во: Кнорус, 2013 – С. 112.

  16. Ким Н.В. Роль психологических факторов в управлении персоналом // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 18 (347). С. 159-164.

  17. Ермолаева О.В. Психологическая поддержка персонала как условие современного менеджмента // В сборнике: Корпоративная культура и управление Материалы VII Межвузовской научно-практической конференции. Редколлегия: ответственный редактор Н.А. Пантелеева, Н.С. Сахчинская, А.Ч. Лисецкая. 2010. С. 10-14.

  18. Ким Н.В. Роль психологических факторов в управлении персоналом // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 18 (347). С. 159-164.

  19. Ермолаева О.В. Психологическая поддержка персонала как условие современного менеджмента // В сборнике: Корпоративная культура и управление Материалы VII Межвузовской научно-практической конференции. Редколлегия: ответственный редактор Н.А. Пантелеева, Н.С. Сахчинская, А.Ч. Лисецкая. 2010. С. 10-14.

  20. Евтихов О. Психология управления персоналом. Теория и практика. Изд-во: речь, 2010 – С. 17.

  21. Ермолаева О.В. Психологическая поддержка персонала как условие современного менеджмента // В сборнике: Корпоративная культура и управление Материалы VII Межвузовской научно-практической конференции. Редколлегия: ответственный редактор Н.А. Пантелеева, Н.С. Сахчинская, А.Ч. Лисецкая. 2010. С. 10-14.

  22. Ким Н.В. Роль психологических факторов в управлении персоналом // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 18 (347). С. 159-164.

  23. Непочатова Л. Личный психолог для... предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yaroslavl.rabota.ru/research/aktualnoe_intervju/lichnyj_psiholog_dlja_predprijatija.html

  24. Беляцкий Н.П., Лапуста А.К. Управление персоналом. Изд-во: Современная школа. 2010 – С. 113.

  25. Составлено на основе штатного расписания ООО «Ковчег-тур».

  26. Составлено на основе статистической отчетности предприятия.

  27. Составлено на основе статистической отчетности предприятия.

  28. Составлено на основе статистической отчетности предприятия.

  29. Составлено на основе статистической отчетности предприятия.

  30. Составлено на основе статистической отчетности предприятия.

  31. Составлено по результатам анкетирования персонала.

  32. Составлено по результатам анкетирования персонала.

  33. Норкова Ю.А., Скворцова Л.И. Анализ конфликтов и управления ими в организации туристической отрасли // В сборнике: Управление и экономика в условиях экономической нестабильности: проблемы и перспективы Материалы научно-практической конференции. Вологодский филиал РАНХиГС. Вологда, 2014. С. 369-387.

  34. Рассчитано автором.