Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала малых предприятий ( Особенности управления персоналом на малом предприятии ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
ООО «Ковчег-тур» является коммерческой организацией, оказывающей услуги турагента. Предприятие относится к категории малых; численность его персонала составляет 23 чел. Коллектив предприятия – молодой: удельный вес сотрудников в возрасте от 20 до 30 лет составляет 39,15%, и такой же процент приходится на работников в возрасте 30-40 лет.
Большая часть персонала имеет высшее образование (82,61 % на конец 2016 г.). Однако, профильное образование (образование в сфере туризма) имеют лишь 34,78 % работников. Все работники, принятые на предприятие в 2016 г., не имели профильного образования, предприятие сталкивается с определенными проблемами поиска и привлечения высококвалифицированного персонала.
Обобщая результаты проведенного исследования, нами выделены основные моменты, обуславливающие особенности управления персоналом и его психологической поддержки в ООО «Ковчег-тур», исходя из того, что оно относится к категории малых:
1. Структура предприятия включает лишь два уровня управления: высший уровень управления представлен генеральным директором, а низший – старшего менеджера и главного бухгалтера. Такая структура позволяет минимизировать бюрократические процедуры. Но, в то же время на предприятии отсутствует не только отдела кадров, но и менеджер по персоналу.
2. В ООО «Ковчег-тур» отсутствует документально оформленная кадровая политика, что характерно для малых предприятий. Однако, это ограничивает возможности предприятия в реализации долгосрочных кадровых целей.
3. Небольшое число работников делает возможным регулярные контакты директора с подчиненными для совместного обсуждения проблем предприятия. Стиль управления коллективом является демократическим. С одной стороны, это положительным образом отражается на социально-психологическом климате в коллективе, но, с другой, снижает эффективность контроля за персоналом.
4. Малочисленность коллектива благоприятствует тесным контактам сотрудников. Однако, в случае возникновения, конфликт, как правило, охватывает весь коллектив, и является трудно управляемым. Кроме того, ограниченность площадей предприятия делает рабочую атмосферу достаточно напряженной, что провоцирует возникновение конфликтов.
ООО «Ковчег-тур» рекомендуется:
- разработать и внедрить документ «Кодекс поведения в конфликте», устанавливающим нормативы поведения при возникновении и разрешении конфликтов; права конфликтующих сторон; порядок высказывания мнений и позиций по предмету конфликта;
- проведение корпоративных мероприятий, совместное празднование дней рождения, юбилеев и профессиональных праздников. Такие мероприятия устраняют психологическую напряженность, создают благоприятный психологический климат в организации;
- использование руководителями эвристических методов управления конфликтами, предложенных Эдвардом де Боно.
Список литературы
Федеральный закон РФ от 01.01.2007 г. № 109-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации: учебник, 2-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Издательство «Маркет ДС», 2012. - 651 с.
Бытдаева А.Б. Особенности менеджмента в малом бизнесе // В сборнике: ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ сборник научных трудов по материалам 78-й ежегодной научно-практической конференции молодых ученых. Материалы и доклады. Редакционная коллегия: Костюкова Е.И., Кулешова Л.В., Склярова Ю.М., Лапина Е.Н.. Ставрополь, 2014. С. 31-35.
Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: Анализ и диагностика персонал-менеджмента. – М.: Андреевский издательский дом, 2012.
Горфинкель В. Малое предпринимательство. Организация, управление, экономика. – М.: Инфра-М, 2011.
Ермолаева М.А. Управление персоналом в российском малом бизнесе // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. 2014. № 1. С. 88-93.
Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. – М.: Дело, 2003. – 568 с.
Карманова А.Е. Особенности управления персоналом на малых и крупных предприятиях // В сборнике: Управление персоналом: современные концепции и эффективные технологии 2014. С. 3-5.
Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. – М.: Инфра-М, 2012.
Корицкий А.В., Алетдинова А.А. Человеческий капитал и малый бизнес России // Российское предпринимательство. – 2011. – № 10. – Вып. 2.
Кошарная Г.Б. Особенности управления персоналом на малых предприятиях // В сборнике: УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ сборник статей XVI Международной научно-методической конференции. Посвящается 150-летию со дня рождения П. А. Столыпина. под ред. В. И. Волчихина, Р. М. Печерской. Пенза, 2012. С. 265-266.
Максимцев М.М. Особенности управления персоналом малого предприятия: http://magazine.hrm.ru. Дата публикации: 27.03.2012.
Норкова Ю.А., Скворцова Л.И. Анализ конфликтов и управления ими в организации туристической отрасли // В сборнике: Управление и экономика в условиях экономической нестабильности: проблемы и перспективы Материалы научно-практической конференции. Вологодский филиал РАНХиГС. Вологда, 2014. С. 369-387.
Орловский Ю. Трудовое законодательство: некоторые вопросы применения // Хоз. и право. - 2010. - № 1. - С.11-22.
Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики / Зибарев Д. / Человек и труд. – 2010. - № 12. – С. 30-32.
Развитие человеческих ресурсов и профессиональные компетенции: сб. науч. тр. / под ред. А. Р. Алавердова. — М.: Моск. Финансово-пром. акад.: Маркет ДС, 2007. – С. 8.
Строителева Т. Проблемные аспекты управления персоналом малых предприятий // Управление персоналом, 2008. №3.
Толмачев И. Все о малом предпринимательстве. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010.
Горфинкель В. Малое предпринимательство. Организация, управление, экономика. – М.: Инфра-М, 2011.
Официальный сайт ВЦИОМ: wciom.ru.
Официальный сайт Института туризма и гостеприимства: http://itig.ru/
Приложение 1
Кодекс поведения в конфликте
-
-
- Дай партнеру «выпустить пар», если он раздражен и агрессивен, помоги ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случиться договориться с ним невозможно « Во время взрыва» веди себя спокойно, уверенно. Но не высокомерно. Если человек агрессивен, он переполнен отрицательными эмоциями. Представьте себе, что вы находитесь в оболочке, и его отрицательная энергия пролетает мимо вас.
- Попробуйте от партнера спокойно обосновать претензии. Скажи, что будешь учитывать только факты и объективные доказательства. Спокойно спросите: «То, что вы говорите, относится к фактам или к мнению»?
- Сбивай агрессию неожиданными приемами. Переключи сознание разъяренного партнера. Спроси доверительно совета, задай неожиданно вопрос о другом, но значимом для него. Напомни о том, что связывало вас в прошлом и было очень приятным, скажи комплемент, вырази сочувствие.
- Не давай партнеру оценок, а говори о своих чувствах. Не говори: «Вы меня обманули», а скажи: «Я чувствую себя обманутым».
- Попроси сформулировать желаемый конечный результат и проблему, как цепь препятствий. Проблема это то, что надо решать. Отношение к человеку это фон или условие, в котором приходится ее решать. Определи вместе с партнером проблему и сосредоточься на ней. Поменьше эмоций.
- Предложи партнеру высказать свои соображения по решению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищи виноватых и не объясняй создавшееся положение, а ищи выход из него. Не останавливайся на 1-м приемлемом варианте решения, а создай спектр вариантов. Затем выбирай лучшее. Решение должно быть приемлемым для обеих сторон.
- Дай партнеру сохранить свое лицо: е отвечай агрессией на агрессию; е задевай его достоинства; е затрагивай его личности. Давай оценку только его действиям. Отражай как эхо смысл его высказываний и претензий. Чаще спрашивай «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать именно это?». Тактика устраняет недоразумения и, кроме того, она демонстрирует внимание к человеку, а это тоже уменьшает агрессию.
- Держись, как на острие ножа в позиции «на равных». Спокойная уверенность удерживает партнера от агрессии.
- Не бойся извиниться, если чувствуешь, что виноват. Во-первых, это обезоруживает партнера, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.
- Оформи принятую договоренность и оговори взаимоотношения на будущее. Обязательно подпиши те договоренности, которые удалось достичь на этой встрече.
- Независимо от результата разрешения противоречия старайся не разрушить отношения. Вырази свое уважение и расположение к партнеру и выскажи свое сожаление по поводу возникших трудностей.
-
-
Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: Анализ и диагностика персонал-менеджмента. – М.: Андреевский издательский дом, 2012. – С. 54. ↑
-
Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. – М.: Инфра-М, 2012. – С. 99. ↑
-
Карманова А.Е. Особенности управления персоналом на малых и крупных предприятиях // В сборнике: Управление персоналом: современные концепции и эффективные технологии 2014. С. 3-5. ↑
-
Кошарная Г.Б. Особенности управления персоналом на малых предприятиях // В сборнике: УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ сборник статей XVI Международной научно-методической конференции. Посвящается 150-летию со дня рождения П. А. Столыпина. под ред. В. И. Волчихина, Р. М. Печерской. Пенза, 2012. С. 265-266. ↑
-
Ермолаева М.А. Управление персоналом в российском малом бизнесе // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. 2014. № 1. С. 88-93. ↑
-
Карманова А.Е. Особенности управления персоналом на малых и крупных предприятиях // В сборнике: Управление персоналом: современные концепции и эффективные технологии 2014. С. 3-5. ↑
-
Кошарная Г.Б. Особенности управления персоналом на малых предприятиях // В сборнике: УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ сборник статей XVI Международной научно-методической конференции. Посвящается 150-летию со дня рождения П. А. Столыпина. под ред. В. И. Волчихина, Р. М. Печерской. Пенза, 2012. С. 265-266. ↑
-
Ермолаева М.А. Управление персоналом в российском малом бизнесе // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. 2014. № 1. С. 88-93.
-66. ↑
-
Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации: учебник, 2-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Издательство «Маркет ДС», 2012. – С. 162. ↑
-
Кибанова А.Я., Дураков И.Б. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации. Изд-во: Кнорус, 2012 – С. 154. ↑
-
Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент: материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры психологии (кафедры психологии). – Саратов : ИЦ «Наука», 2012. – С. 56. ↑
-
Литвинюк А.А. Управление персоналом. Изд-во: Юрайт, 2013 – С. 156. ↑
-
Григорчук Т., Бурхаев Д., Сарадов А. Научись управлять людьми! – М.: Феникс, 2010. – С. 112. ↑
-
Тебекин А.В. Управление персоналом. Изд-во: КноРус, 2012 – С. 61. ↑
-
Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом. Изд-во: Кнорус, 2013 – С. 112. ↑
-
Ким Н.В. Роль психологических факторов в управлении персоналом // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 18 (347). С. 159-164. ↑
-
Ермолаева О.В. Психологическая поддержка персонала как условие современного менеджмента // В сборнике: Корпоративная культура и управление Материалы VII Межвузовской научно-практической конференции. Редколлегия: ответственный редактор Н.А. Пантелеева, Н.С. Сахчинская, А.Ч. Лисецкая. 2010. С. 10-14. ↑
-
Ким Н.В. Роль психологических факторов в управлении персоналом // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 18 (347). С. 159-164. ↑
-
Ермолаева О.В. Психологическая поддержка персонала как условие современного менеджмента // В сборнике: Корпоративная культура и управление Материалы VII Межвузовской научно-практической конференции. Редколлегия: ответственный редактор Н.А. Пантелеева, Н.С. Сахчинская, А.Ч. Лисецкая. 2010. С. 10-14. ↑
-
Евтихов О. Психология управления персоналом. Теория и практика. Изд-во: речь, 2010 – С. 17. ↑
-
Ермолаева О.В. Психологическая поддержка персонала как условие современного менеджмента // В сборнике: Корпоративная культура и управление Материалы VII Межвузовской научно-практической конференции. Редколлегия: ответственный редактор Н.А. Пантелеева, Н.С. Сахчинская, А.Ч. Лисецкая. 2010. С. 10-14. ↑
-
Ким Н.В. Роль психологических факторов в управлении персоналом // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 18 (347). С. 159-164. ↑
-
Непочатова Л. Личный психолог для... предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yaroslavl.rabota.ru/research/aktualnoe_intervju/lichnyj_psiholog_dlja_predprijatija.html ↑
-
Беляцкий Н.П., Лапуста А.К. Управление персоналом. Изд-во: Современная школа. 2010 – С. 113. ↑
-
Составлено на основе штатного расписания ООО «Ковчег-тур». ↑
-
Составлено на основе статистической отчетности предприятия. ↑
-
Составлено на основе статистической отчетности предприятия. ↑
-
Составлено на основе статистической отчетности предприятия. ↑
-
Составлено на основе статистической отчетности предприятия. ↑
-
Составлено на основе статистической отчетности предприятия. ↑
-
Составлено по результатам анкетирования персонала. ↑
-
Составлено по результатам анкетирования персонала. ↑
-
Норкова Ю.А., Скворцова Л.И. Анализ конфликтов и управления ими в организации туристической отрасли // В сборнике: Управление и экономика в условиях экономической нестабильности: проблемы и перспективы Материалы научно-практической конференции. Вологодский филиал РАНХиГС. Вологда, 2014. С. 369-387. ↑
-
Рассчитано автором. ↑